Совершенствование механизма налогового администрирования в России в условиях реализации налоговой реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени.

Содержание работы

Введение
1 Понятие налоговой политики и классификация налогов
1.1 Налоговая политика: исторический аспект
1.2 Налоги: определение, сущность и их классификация
1.3 методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением
2 Налоговые реформы
2.1 Налоговые реформы: классификация и этапы проведения
2.2 Особенности формирования налоговой системы в России
2.3 Проблемы завершения налоговой реформы в Российской Федерации.
3. Пути совершенствования налоговой системы России
3.1 Налоговая реформа
3.2 Совершенствование деятельности налоговых органов

Файлы: 1 файл

11КУРСОВАЯ НАЛОГИ.docx

— 105.36 Кб (Скачать файл)

 

Третий этап реформирования. С 1 января 2001 г. начали действовать  основные направления налоговой  системы - была введена часть вторая НК РФ (специальная), регламентирующая вопросы конкретного применения основополагающих налогов. Это позволило  систематизировать действующие  нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, устранило  такие недостатки существующей налоговой  системы, как отсутствие единой законодательной  и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

 

С 1 января 2005 г. вступило в  силу новое наименование региональных налогов: налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Новый перечень налогов был  введен в целях упрощения налоговой  системы. Кроме того, с этого же момента вступил в силу новый  перечень местных налогов: земельный  налог, налог на имущество физических лиц.

 

Налоги в приведенном  перечне ограничивали налоговую  нагрузку на налогоплательщиков и позволяли  государству иметь ясное представление  об обшей тяжести налогообложения.

 

С 2005 г. Закон РФ "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 признан утратившим силу. Теперь перечень налогов и сборов, взимание которых

 

в Российской Федерации допускается, содержится только непосредственно  в Налоговом кодексе РФ, т.е. с 2005 г. не взимаются налоги и сборы, не установленные этим Кодексом.

 

Таким образом, многие недостатки прежней налоговой системы были устранены в ходе проведенной с 1998 г. масштабной реформы, а в налоговом законодательстве произошло немало позитивных радикальных изменений. Но для того чтобы отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков, предстоит сделать еще очень много.

 

Как уже отмечалось выше, в результате текущего (третьего) этапа  реформы эволюционным путем была существенно преобразована налоговая  система России:

 

o ликвидированы практически все низкодоходные и трудно администрируемые налоги;

 

o обеспечена преемственность сохранением каркаса системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, ресурсно-рентных налогов и налогов на имущество);

 

o снижена налоговая нагрузка на производителей;

 

o существенно повышена эффективность налогового администрирования.

 

В связи с этим закономерен  вопрос: близка ли к завершению налоговая  реформа? В.Г. Пансков настаивает на том, что до завершения реформы еще далеко. Утверждать обратное, по его мнению, не только преждевременно, но и в определенной степени даже опасно. Основные аргументы здесь следующие.

 

Во-первых, продолжает сохраняться  нестабильность налогового законодательства. Каждый год в Налоговый кодекс РФ вносятся многочисленные, причем зачастую кардинальные, поправки. Налоги вводятся и через год-другой отменяются. Концептуальная непродуманность главного налогового документа, сохраняющаяся недоработанность отдельных глав, принимавшихся без должных экономических обоснований, приводят к продолжению процесса перманентной его корректировки.

 

Во-вторых, до сих пор не сформирован комплекс эффективных  мер, блокирующих уклонение от уплаты налогов и применение различных  схем минимизации налогов.

 

В-третьих, сохраняется неопределенность в отношении некоторых налогов. Нет ясности с введением налога на недвижимость. Сохраняется неопределенность статуса таможенной пошлины, до сих  пор регулируемой Таможенным кодексом РФ и администрируемой таможенными органами.

 

Безусловно, выдвинутые известным налоговедом В. Г. Пансковым аргументы вполне обоснованны, и в течение последних лет его прогнозы не раз оправдывались. Вместе с тем масштаб ожидаемых изменений уже несопоставим с преобразованиями прошлых лет.

 

Итак, какие же основные направления  совершенствования налоговой политики России можно обозначить?

 

В целом можно утверждать, что на сегодняшний день процесс  реформирования системы налогов  и сборов в России близок к логическому  завершению. Состав налогов и сборов, в первую очередь федеральных, останется, видимо, неизменным. Основному реформированию должны подвергнуться региональные и местные налоги в целях расширения их налоговых баз и значимости поступлений.

 

По федеральным налогам  совершенствование будет, вероятно, касаться изменения содержания обязательных элементов налогов и сборов. Возможен также процесс перевода отдельных  федеральных налогов, объект налогообложения  или налоговая база которых в  большей степени зависят от экономической  политики субъектов Федерации, в региональные. Направления дальнейшего совершенствования налоговой системы представлены на рис. 5.3.

 

Но можно ли быть уверенным, что после реализации запланированных  нововведений реформа завершится? Думается, вряд ли. При наличии значительного  числа положительных результатов  предстоит еще немало сделать, чтобы  в полной мере наравне с фискальной функцией нашей налоговой системы  успешно реализовывались другие функции.

 

Много вопросов еще ждет своего решения. В частности, необходимо совершенствовать упрощенную систему  налогообложения, резко снизившую  налоговую нагрузку на предприятия, применяющие ее. Изначально ориентированная  на поддержку малого бизнеса, она  не столько обеспечила ожидаемое  развитие этого бизнеса и повышение  его значимости в экономике, сколько  привела к простому арифметическому  росту малых предприятии, во многих случаях обеспеченного лишь за счет дробления крупных компаний.

 

Особую обеспокоенность  вызывает проблема воздействия ценообразования  на систему налогообложения. В первую очередь речь идет о трансфертном ценообразовании. Налогоплательщики  используют несовершенство ст. 40 НК РФ. Например, эта статья позволяет одному субъекту Российской Федерации получать дополнительные доходы за счет бюджетов других регионов страны.

 

 

 

Рис. 5.3. Основные направления  дальнейшего совершенствования  налоговой системы России

 

Перечень подобных проблем  можно долго продолжать. Практически  в каждом налоге и сколько-нибудь значимом положении Налогового кодекса  РФ есть нестыковки и слабые места. Наверное, это естественный итог функционирования новой для нашей страны практики налогообложения, законодательное  оформление которой принималось  без должной теоретической проработки и экспертизы.

 

В настоящее время продолжается налоговая реформа, которая не предполагает коренной ломки действующей системы  налогов и сборов, а в основном сводит множество законодательных  документов в единое русло. Ее целью  является прежде всего упорядочивание существующих норм, а также введение новых изменений, которые сделают налоговую систему России более эффективной и менее запутанной, иначе она будет все более и более вызывать массовое недовольство и справедливые нарекания со стороны отечественных товаропроизводителей (организаций и предпринимателей), иностранных инвесторов, граждан.

 

Главным моментом текущего этапа является придание налоговой  политике целевой направленности социально-экономического развития. Определенные сдвиги, как  было отражено выше, в этом направлении  есть. Необходимо все шероховатости  и нестыковки налогового законодательства корректировать с позиций заданного курса налоговой политики.

 

Сущность текущего этапа  реформирования заключается не в  том, чтобы как можно скорее завершить  налоговую реформу, а в доведении  ее до логического завершения, придании ей соответствия текущим целевым  установкам налоговой политики. Необходимо сделать эту реформу понятной налогоплательщикам, чтобы сформировать в них уверенность: налоговая  система хуже уже не будет, будет  только лучше.

 

 

2.3  Проблемы  завершения налоговой реформы  в Российской Федерации

 

Налоговая реформа в Российской Федерации, начавшаяся в конце 90-х  годах прошлого века, не была в достаточной  степени обеспечена разработкой  и утверждением концептуальных положений  её проведения. Поэтому она, особенно в первые годы, проводилась методом проб и ошибок, их исправления и больше походила на масштабный эксперимент, чем на серьезную программу действий. Достаточно сказать, что в принятой в 1998 г. первой редакции Налогового кодекса предусматривалось включение в налоговую систему страны 28 видов налогов и сборов. И только в 2004 г., т.е. по истечении более 5 лет после вступления в действие части первой Налогового кодекса, был установлен перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В настоящий момент российская налоговая система насчитывает всего 13 налогов и сборов, не считая налогов, уплачиваемых плательщиками, перешедшими на специальные режимы налогообложения.

 

Об отсутствии концепции  налоговой реформы говорит также  тот факт, что поправки в первую часть Налогового кодекса стали  поступать от субъектов законодательной  инициативы еще в 1998 г., т.е. сразу  после ее принятия и до вступления в действие. При этом важно отметить, что наряду с чисто техническими поправками было много принципиальных, в том числе таких как факт уплаты налога, презумпция невиновности налогоплательщиков, понятие аффилированных лиц, определение цены товара в целях налогообложения и целый ряд других. Фактически речь шла об основополагающих моментах главного налогового закона страны. Часть проблем были рассмотрены и разрешены, а некоторые до сих пор остаются нерешенными.

 

После многочисленных экспериментов, допущенных и исправленных ошибок, неоднократных изменений, внесенных  в принятые главы Кодекса, в настоящее  время имеется существенная основа для завершения формирования налоговой  системы страны. Однако до завершения налоговой реформы и формирования такой системы еще достаточно далеко. Оснований для подобного  утверждения, к сожалению, достаточно. Нерешенных проблем слишком много, ключевые из них рассмотрены ниже.

 

Проблемы "наполнения" налоговой системы

 

Одним из наиболее принципиальных, не решенных до конца вопросов является вопрос о "наполнении" российской налоговой системы.

 

1. До сих пор не принята  последняя (если исходить из  положений ст. 13-15 части первой  НК РФ) глава Кодекса, посвященная  налогу на имущество физических  лиц. И связано это не с  какими-то техническими проблемами. Сложность состоит в том, что  до сих пор отсутствует четкое  понимание, как определять рыночную  стоимость имущества физических  лиц. Поэтому для разработки  и принятия данной главы Кодекса  потребуется еще несколько лет.  Но и после принятия этой  последней главы предстоит вносить  изменения в налоговую систему  страны в связи с необходимостью  замены трех налогов (земельного, на имущество юридических и  физических лиц) единым налогом  на недвижимость. А это, как  нас убедил эксперимент, проводившийся  более 10 лет без видимых серьезных  результатов в Твери и В.  Новгороде, дело не такое простое.

 

2. Требует окончательного  разрешения вопрос о статусе  таможенной пошлины. После внесения  поправок в НК РФ в связи  с отменой Федерального закона "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" таможенная  пошлина была выведена из российской  налоговой системы. Между тем  никаких серьезных правовых и  экономических оснований для  ее исключения из системы налогов  не имеется. Таможенная пошлина  обладает всеми признаками налога, ей присущи также все элементы  налога.

 

3. До настоящего времени  отсутствуют научная концепция  и правовые основания включения  или невключения тех или иных сборов в налоговую систему страны. Вследствие этого многие существующие в стране сборы являются нелегитимными в связи с тем, что они обладают всеми признаками сбора, данного в Налоговом кодексе, но не включены в систему налогов и сборов.

 

4. Еще один, пожалуй последний, но не менее серьезный вопрос завершения формирования российской налоговой системы. Речь идет, как это ни покажется парадоксальным, о дальнейшем существовании самого большого и даже, можно сказать, бюджетообразующего налога в российской налоговой системе - налога на добавленную стоимость.

 

В последние годы некоторые  отечественные экономисты, среди  которых представители Администрации  Президента РФ, депутаты Государственной  Думы и члены Совета Федерации, а  также отдельные ученые, стали  все чаще поднимать вопрос о необходимости  и экономической целесообразности замены данного налога налогом с  продаж. При этом они, как правило, увязывают данный вопрос с имеющимися проблемами администрирования НДС  и огромными потерями при его  зачислении в бюджетную систему  страны. Одновременно делаются попытки  доказать якобы имеющиеся преимущества налога с продаж по сравнению с  НДС. Начавшееся "наступление" на НДС лишний раз показывает, что  в построении российской налоговой  системы не все гладко.

 

Предстоит серьезная экономическая  дискуссия о роли и месте налога на добавленную стоимость и налога с продаж, которая должна завершиться  принятием политического решения. На наш взгляд, итоги этой дискуссии  убедительно докажут преимущества налога на добавленную стоимость, которыми сегодня мы не можем воспользоваться  исключительно из-за недостатков  в его администрировании и  пробелов в налоговом законодательстве.

 

Только после решения  наложенных выше проблем можно будет  говорить о том, что в нашей  стране построена цивилизованная налоговая  система. Но нельзя все же сказать, что после этого будет завершена и налоговая реформа.

 

Проблема реализации Кодекса  как закона прямого действия

 

Серьезнейшая проблема, без  решения которой налоговая реформа  не может считаться завершенной, - это проблема реализации НК РФ как  закона прямого действия, каковым  он был провозглашен с момента  принятия его первой части. Действительно, целью принятия Кодекса являлась отмена всех подзаконных актов. Общеизвестно, что нормативные документы до принятия Кодекса выпускались министерствами и ведомствами в соответствии с Законом "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации"" в целях ликвидации в налоговых  законах огромного количества пробелов, а также целого ряда противоречивых положений. В условиях отсутствия таких  документов образовывался бы правовой вакуум.

Информация о работе Совершенствование механизма налогового администрирования в России в условиях реализации налоговой реформы