Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:46, курсовая работа
Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени.
Введение
1 Понятие налоговой политики и классификация налогов
1.1 Налоговая политика: исторический аспект
1.2 Налоги: определение, сущность и их классификация
1.3 методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением
2 Налоговые реформы
2.1 Налоговые реформы: классификация и этапы проведения
2.2 Особенности формирования налоговой системы в России
2.3 Проблемы завершения налоговой реформы в Российской Федерации.
3. Пути совершенствования налоговой системы России
3.1 Налоговая реформа
3.2 Совершенствование деятельности налоговых органов
Проведение многоцелевой
налоговой реформы призвано обеспечить
достижение определенной совокупности
взаимосвязанных целевых
3. Классификация налоговых реформ по продолжительности проведения. По этому признаку реформы подразделяются на кратко-, средне- и долгосрочные.
Краткосрочная налоговая
реформа характеризуется
Среднесрочная реформа, имея более продолжительный период, как правило до восьми лет, позволяет проводить более существенные структурные преобразования. В то же время действующая система налоговых отношений не нуждается в значительной трансформации и, как следствие, в длительной адаптации.
Долгосрочная реформа, характеризуясь значительным периодом реализации, обычно свыше восьми лет, позволяет осуществить системные преобразования.
Столь значительная растянутость
во времени налоговых
Рис. 5.2. Условный (алгоритм реализации налоговой реформы
Объективной предпосылкой налоговых
преобразований является существенное
изменение социально-
Каждый этап состоит из трех основных периодов: подготовительного, непосредственного проведения и завершающего.
Подготовительный период
- это планирование реформы, обоснование
и подготовка общественного мнения.
Он очень значим, хотя зачастую его
роль и недооценивается. Чтобы обеспечить
успешное проведение реформы, необходимо
ее квалифицированно спланировать и
обосновать, разработать новое
Период проведения - непосредственная реализация налоговой реформы, когда вводится в действие новое налоговое законодательство, видоизменяется налоговый механизм, происходит апробация нововведений, достаточная по своему временному контексту для выявления законодательных недоработок и практических нестыковок функционирования обновленного механизма.
Завершающий период - анализ полученных результатов реформы, оценка их фискальной и социально-экономической значимости, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, декларация вывода о мере достижения заявленных целей и подготовка обоснования для завершения или продолжения реформ.
При анализе любой реформы следует отличать минируемую поэтапную реализацию от вынужденной поэтапной реализации. Вынужденная этапность возникает, когда цели реформы не достигаются и появляется необходимость корректировки средств, методов, целей, а иной раз даже и концепции налоговой политики уже по ходу реформы. Тогда готовится реализация следующего этапа реформы. Если ожидаемый результат и в таком случае не достигается, то планируется третий этап.
Этапы реформы не всегда
строго последовательны. Они накладываются
друг на друга: завершающий период одного
этапа совпадает с
2.2 Особенности формирования налоговой системы в России
До начала перестройки, в
условиях жестко централизованной системы
управления и преобладания в экономике
государственного сектора, в СССР фактически
отсутствовала налоговая
В связи с отсутствием основополагающих принципов налогообложения неуместно говорить о наличии в СССР налоговой системы. Речь может идти исключительно о системе изъятия финансовых ресурсов, политика которой по отношению к конкретному предприятию менялась ежегодно. Одновременно необходимо отметить, что в Советском Союзе налоги в идеологическом аспекте считались чуждым элементом для социалистического общества. И это естественно, поскольку в рамках единой социалистической собственности экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству - доход, созданный предприятиями, фактически изначально полностью являлся государственным. Именно эти положения исторически предопределяют отсутствие общепринятой налоговой культуры в Российской Федерации.
Первые ростки налоговой системы появились в конце 1980-х годов, когда начали зарождаться другие формы собственности. Стали образовываться акционерные и совместные предприятия, а также предприятия с участием иностранного капитала. Именно зачаточные признаки рыночных отношений и неуклонная трансформация монопольного положения государственной собственности под воздействием иных форм собственности вызвали необходимость введения налоговой системы. Ведь в своей экономической первооснове налог - это смена собственности.
Для действовавшего в то время налогового законодательства было характерно то, что суммы налоговых поступлений предварительно централизовывались в российском бюджете, а затем их часть перечислялась в союзный бюджет на согласованные расходы. Для налогоплательщиков, перешедших в российское подчинение, устанавливались более льготные условия налогообложения. Так, российская ставка налога на прибыль составляла 35%, а союзная - 45%.
Реформирование же налогового законодательства в России началось с принятия Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 и других нормативных актов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов. Для этих законодательных актов характерна практическая невозможность их прямого, непосредственного применения. Их реализация требовала принятия налоговым ведомством подзаконных актов - инструкций, разъясняющих порядок начисления и уплаты налогов. Число инструктивных документов, регулирующих взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом, доходило до тысячи. Нормы о налогообложении содержались в многочисленных актах, принятых в самые разные годы и отличающихся по своей юридической силе и отраслевой принадлежности.
Ю. Воронин отмечал: "Всего
же в налоговой системе
Другой особенностью отечественного налогового законодательства середины 1990-х годов можно назвать его "сверхдинамизм" и постоянную изменчивость. Так, в каждый налоговый закон изменения и дополнения вносились в среднем по два раза в год, а в инструкцию по конкретному налогу - по четыре-пять раз в год. В этих условиях стала совершенно необходимой кодификация - как наиболее предпочтительная форма совершенствования законодательства, обеспечивающая комплексное решение проблем налогообложения. Она привела к созданию четкой и стройной системы взаимосвязанных нормативных правовых актов различного уровня, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере налогообложения. Эти нормативные акты и представляют собой современную систему российского законодательства.
Переход к рыночной экономике
в России сопровождался глубоким
социально-экономическим
o четко обозначился фискальный крен в налогообложении - на первый план выдвигалось только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придавалось должного значения, хотя именно она даст толчок экономическому развитию;
o высокое налоговое бремя подрывало возможности даже простого воспроизводства у добросовестных налогоплательщиков и способствовало формированию масштабного теневого сектора в экономике России;
o нестабильность налогового законодательства, особенно по прибыли, НДС, акцизам;
o многочисленные адресные льготы и ненадежные формы расчетов фактически означали индивидуальное налогообложение;
o налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это вело к лишним административным издержкам и порождало изощренные способы ухода от уплаты налогов.
Указанные недостатки во многом обусловлены тем, что в течение первого этапа экономических реформ органы власти рассматривали налоги только как средство формирования доходной части бюджета, т.е. делали упор на их фискальную функцию.
Рассмотрим основные этапы реформирования налоговой системы.
Первый этап. Первые серьезные
усилия по изменению налоговой системы
были предприняты в 1996 г. и в связи
с обсуждением в
Вторая попытка, предпринятая
в 1998 г., была связана с обсуждением
антикризисной программы
Налоговое регулирование осуществлялось с помощью дифференцированных налоговых ставок и льгот, инвестиционного налогового кредита в целях сглаживания негативного влияния реформ на отрасли региональной экономики и социальной сферы, стимулирования развития приоритетных отраслей экономики, сокращения дифференциации между муниципальными образованиями. Наиболее активно регионы использовали налог на прибыль и на имущество предприятий.
На первом этапе региональные власти могли изменить ставку налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, в диапазоне от 0 до 19%. Налог на имущество предприятий - региональный налог; федеральным законодательством для него установлена предельная ставка 2%. Широкое использование налоговых льгот приводило к существенному снижению поступлений в бюджеты на всех уровнях.
Потери консолидированного бюджета в 2000 г. в связи с предоставлением льгот составили более 200 млрд руб.
В целом эффективность
использования налоговых
Второй этап реформирования.
Он начался с 1 января 1999 г., после
введения в действие части первой
Налогового кодекса РФ, которая регламентирует
важнейшие положения налоговой
системы России, в частности перечень
действующих в России налогов
и сборов, порядок их введения и
отмены, а также весь комплекс взаимоотношений
государства с