Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:46, дипломная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги основной источник доходов государства.
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..3
1.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕ-НИЕ………………….6
1.1.Правовое регулирование косвенного налогообложе-ния…………………...6
1.2.Сущность и функции косвенных нало-гов………......…...…………………10
1.2.1.Налог на добавленную стои-мость……………………………...……..11
1.2.2.Акцизы…………………………………………………….……..……..13
1.2.3.Государственная и таможенная пошли-ны………………………..….16
1.3.Проблема взимания и возмещения косвенных нало-гов…………..………23
2.ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИ-МОСТЬ……………………………....34
2.1.Основные положения установления НДС………………………….........…34
2.2.Основные элементы налога на добавленную стои-мость……….…………36
2.3.Особеннсоти исчисления и уплаты НДС…………………………………..39
2.3.1. Новые особенности исчисления и уплаты НДС………….…………46
3.НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИ-МОСТЬ…………………………………………………………...………50
3.1.Порядок и сроки заполнения и представления налоговой
деклара-ции……………………………………………………….………….50
3.2.Внесение изменений в налоговую деклара-цию……………………..……..59
3.2.1.Новая форма налоговой декларации по НДС……………………..…59
3.2.2.Мониторинг налогового законодательства по заполнению
декларации по НДС………………………………………………...…64
3.3.Пример заполнения налоговой декларации по НДС на примере
предприятия «Аль-фа»…………………………………………………...…..68
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУ-РЫ……….…78
Приложение А……………………………………………………………………....80
Отсюда возник вопрос: следует ли налогоплательщикам, не обязанным представлять таможенные декларации, предоставлять необходимые документы также в 180-дневный срок, и если да, то с какой даты этот срок следует отсчитывать?
Согласно письму Минфина от 12.03.2009 №03-07-09/34 поскольку таможенные декларации рассматриваемыми налогоплательщиками не представляются, то, соответственно, и норма п. 9 статьи 165 НК РФ о 180-дневном сроке к ним применяться не должна. Налоговую базу по НДС они должны определять в соответствии с общими правилами п. 1 статьи 167 НК РФ.
В то же время, Закон указывает на то, что 180-дневный срок предоставления документов налогоплательщиками, которые не подают таможенные декларации, все же сохраняется. Согласно п. 9 статьи 167 НК РФ отсчитываться он будет с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах. Моментом определения налоговой базы для таких налогоплательщиков будет последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.
3. Порядок учета НДС налоговыми агентами
При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками ¾ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.24 Указанная налоговая база определяется налоговыми агентами, которыми согласно п. 2 статьи 161 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц. Налоговыми агентами могут быть и организации, находящиеся на спецрежимах налогообложения.
Согласно п.
5 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС,
исчисленные продавцами и уплаченные
ими в бюджет с сумм оплаты, частичной
оплаты в счет предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг), в случае
изменения условий либо расторжения соответствующего
договора и возврата соответствующих
сумм авансовых платежей. Закон дополнил
данный пункт положением, согласно которому
рассматриваемые вычеты распространяются
на покупателей-
Согласно новому п. 7 статьи 170 НК РФ организации, не являющиеся налогоплательщиками либо освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика, и индивидуальные предприниматели имеют право включать в принимаемые к вычету в соответствии с главами 25, 26.1 и 26.2 НК РФ расходы суммы налога, которые были исчислены и уплачены ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента в отношении иностранного лица, в случаях:
- возврата товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока);
- отказа от товаров;
- изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей.
3 НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
3.1 Порядок и сроки заполнения и предоставления налоговой декларации
Налоговая декларация ¾ представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном бланке или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или возможна подача по телекоммуникационным каналам связи.25
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При подачи налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в бланк налоговой декларации сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, на утвержденной форме декларации.
Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. По ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. При этом налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов (п. 5).
Возникновение обязанностей налогового агента по исчислению НДС не обусловлено наличием у агента статуса плательщика НДС, поэтому налоговыми агентами являются все лица, арендующие государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти или местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ), и при расчетах за товары, работы, услуги, приобретенные на территории Российской Федерации у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика (п/п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ), и даже те, которые сами плательщиками НДС не являются либо освобождены от обязанностей плательщика НДС.
Поэтому в аналогичном порядке налоговые декларации по НДС представляют лица при осуществлении ими функций налогового агента: лица, не являющиеся налогоплательщиками (глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ); налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (ст. 145 НК РФ); налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению (ст. 149 НК РФ). Налоговую декларацию в установленные сроки должны представлять также указанные лица в случае выставления ими покупателю счетов-фактур с выделением суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ).
Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).
При отправке декларации
в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи датой
1.Форма налоговой декларации
Налоговая декларация по НДС состоит из титульного листа, раздела I, раздела II и приложений «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е». Титульный лист и раздел I «Расчет общей суммы налога» заполняют все налогоплательщики. В титульном листе налоговой декларации указываются сведения о налогоплательщике.26
Раздел I представляет собой расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, исчисленной по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ. Раздел II «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» позволяет произвести расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом. Следует иметь в виду, что раздел II, а также приложения «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е» представляют в налоговый орган организации и индивидуальные предприниматели, если они осуществляют соответствующие операции.
Приложения «А-Е» к декларации заполняются «справочно». Суммы, указанные в данных приложениях, не учитываются при расчете суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
В приложениях «А» и «Б» необходимо указать следующие данные: операции по реализации товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь (строки 020-050); операции по реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат и природный газ, в государства ¾ участники СНГ (за исключением Республики Беларусь) (строка 060); сумма налога, уплаченная налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), приобретенным (выполненным, оказанным) на территории Республики Беларусь, а также нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа в Республике Беларусь (строка 080); сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при приобретении нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа в государствах ¾ участниках СНГ (за исключением Республики Беларусь) (строка 090). В приложении «В» показываются: операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) ¾ ст. 149 НК РФ с учетом п. 2 ст. 156 НК РФ.
Следует иметь
в виду, что организации и
Операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, отражаются налогоплательщиками в приложении «Д» налоговой декларации.
Для организаций, осуществляющих операции по реализации товаров (работ, услуг), связанных с погашением (списанием) дебиторской задолженности за ранее отгруженные товары (работы, услуги), введено приложение «Е». Приложение заполняется в случае, если налогоплательщик перешел в установленном порядке с метода определения учетной политики «по оплате» на учетную политику «по отгрузке». При этом обязанность по уплате НДС по товарам (работам, услугам), ранее отгруженным (выполненным, оказанным), но не оплаченным в период применения учетной политики «по оплате», возникает у таких налогоплательщиков по мере поступления оплаты этих товаров (работ, услуг). Суммы, отраженные в приложении «Е», необходимо включить также в раздел I по строкам 180-3210, так как данные показатели будут участвовать в расчете суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Также в данном приложении по строкам 060-3090 показывается списание дебиторской задолженности в соответствии с п. 5 ст. 167 НК РФ по ранее произведенной отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Указанные суммы одновременно с отражением в приложении «Е» необходимо указать по строкам 180-3210 раздела I налоговой декларации.
Сумма НДС, отражаемая в графе 6, при применении налоговых ставок 20 и 10% исчисляется путем умножения суммы, отраженной в графе 4, соответственно на 20 или 10 и деления на 100. Сумма НДС, отражаемая в графе 6, при применении налоговых ставок 20/120 или 10/110 исчисляется путем умножения суммы, отраженной в графе 4, на 20 и деления на 120 или соответственно умножения на 10 и деления на 110. При расчете суммы налога следует производить округление суммы налога до целого числа, учитывая один знак после запятой.
2.Раздел I «Расчет общей суммы налога»
По строкам 010-040 налогоплательщики отражают налоговую базу при реализации товаров (работ, услуг), определяемую согласно ст. 153-158 НК РФ, и сумму НДС по соответствующей налоговой ставке или расчетной величине.
Строки 050-210 заполняются
исходя из произведенных налогоплательщик
Так, по строкам 050-060 налоговой декларации отражается реализация товаров (работ, услуг) по товарообменным операциям, и, если в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором. По строке 110 отражаются обороты по реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом оплаченного налога. При этом в графе 4 «Налоговая база» указывается разница между ценой реализуемого имущества, определяемой по правилам ст. 40 НК РФ с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров, подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). Сумма налога, отражаемая в графе 6 «Сумма НДС», исчисляется путем умножения суммы, отраженной в графе 4 «Налоговая база», на 20 и деления на 120.
В графе 4 «Налоговая база» строки 160 отражается вознаграждение, полученное налогоплательщиком по договорам комиссии, поручения либо по агентским договорам. При этом денежные средства, поступившие комиссионеру, агенту или поверенному по договору комиссии, агентскому договору, договору в пользу комитента, принципала или доверителя, не учитываются комиссионером, агентом или поверенным при определении налоговой базы по НДС. При заполнении раздела I необходимо учитывать момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения в соответствии с положениями ст. 167 НК РФ. По строкам 250-340 отражаются суммы, связанные с расчетами по оплате налогооблагаемых товаров (работ, услуг).