Совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по взиманию и возмещению косвенных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:46, дипломная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги  основной источник доходов государства.

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..3
1.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕ-НИЕ………………….6
1.1.Правовое регулирование косвенного налогообложе-ния…………………...6
1.2.Сущность и функции косвенных нало-гов………......…...…………………10
1.2.1.Налог на добавленную стои-мость……………………………...……..11
1.2.2.Акцизы…………………………………………………….……..……..13
1.2.3.Государственная и таможенная пошли-ны………………………..….16
1.3.Проблема взимания и возмещения косвенных нало-гов…………..………23
2.ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИ-МОСТЬ……………………………....34
2.1.Основные положения установления НДС………………………….........…34
2.2.Основные элементы налога на добавленную стои-мость……….…………36
2.3.Особеннсоти исчисления и уплаты НДС…………………………………..39
2.3.1. Новые особенности исчисления и уплаты НДС………….…………46
3.НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИ-МОСТЬ…………………………………………………………...………50
3.1.Порядок и сроки заполнения и представления налоговой
деклара-ции……………………………………………………….………….50
3.2.Внесение изменений в налоговую деклара-цию……………………..……..59
3.2.1.Новая форма налоговой декларации по НДС……………………..…59
3.2.2.Мониторинг налогового законодательства по заполнению
декларации по НДС………………………………………………...…64
3.3.Пример заполнения налоговой декларации по НДС на примере
предприятия «Аль-фа»…………………………………………………...…..68
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУ-РЫ……….…78
Приложение А……………………………………………………………………....80

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 444.50 Кб (Скачать файл)

Возмещение сумм налога на добавленную стоимость производится не позднее 3 месяцев, считая со дня  представления налогоплательщиком налоговой декларации и требуемого пакета документов, подтверждающих экспорт товаров.

В течение этого срока  налоговый орган на основании  представленных документов производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении. Причем возвращается лишь та сумма, которая осталась после погашения всех долгов налогоплательщика, имеющихся перед федеральным бюджетом.

Если организацией не представлен пакет документов до истечения 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, налоговый орган выносит решение об отказе в возмещении.

Причем Конституционный  суд подтвердил неизменность порядка  возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям. Судьи пришли к выводу, что особая процедура возврата и зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость прав налогоплательщика не нарушает.

В определении Конституционного суда сказано, что выделение порядка возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам в отдельную процедуру связано с особенностями самих экспортных операций. Ведь они облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

Поэтому законодатель вправе установить в их отношении особые правила и особые меры контроля.

Итак, проблемы, возникающие  при взимании налога на добавленную  стоимость при перемещении товаров  через таможенную границу РФ свидетельствуют о несовершенстве самого механизма взимания.

Также существуют проблемы взимания акцизов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Основные трудности, возникающие  при взимании акцизов при перемещении товаров через таможенную границу, связаны с несовершенством российского налогового законодательства. В первую очередь это относится к внешнеторговым отношениям России со странами Содружества Независимых Государств (СНГ).

Если пошлины в торговле со странами СНГ не применяются, то практика взимания акцизов, напротив, существует, что в принципе не противоречит принятым взаимным договоренностям о зоне свободной торговле между Россией и бывшими республиками. Конкретные механизмы взаимной торговли определяются двусторонними соглашениями, при этом национальная акцизная политика значительно различается по странам Содружества не только по величине ставок на аналогичные товары, но и по используемой налоговой базе. К сожалению, до сих пор не выработаны единые правила в отношении применения акцизов.

Последовательно проводя  политику импортных преференций  в отношении сопредельных государств, Россия в торговле с ними не использовала механизм акцизов.

2 ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НДС

2.1 Основные  положения установления НДС

 

Налог на добавленную стоимость, далее ¾ НДС, является формой изъятия в бюджет части стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ и услуг, а также части стоимости всех налогооблагаемых товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. Налог на добавленную стоимость, являясь косвенным налогом, подлежит уплате на всех стадиях производства и обращения товаров, выполнения работ и оказания услуг.15 Сумма НДС, подлежащая уплате с налогооблагаемого оборота, определяется как разница между суммой налога, начисленной с такого оборота, и суммой налога, подлежащей зачету в соответствии с выставленными налоговыми счетами-фактурами по НДС согласно положениям настоящего раздела.16

Сумма НДС, подлежащая уплате с налогооблагаемого импорта, определяется как произведение налогооблагаемого импорта на ставку НДС.

Основные  положения:

Объектом налогообложения является любой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Статьей 146 НК РФ установлены следующие четыре вида объектов налогообложения:

1) реализация товаров  (работ, услуг) на территории  Российской Федерации, в том числе их безвозмездная передача (выполнение, оказание), а также передача имущественных прав;

В отношении  последнего положения необходимо отметить следующее. «Передача имущественных прав» в качестве объекта налогообложения появилась в ст.146 Налогового кодекса РФ в связи с изменениями, внесенными законом от 29 мая 2008 г. № 57-ФЗ. Однако законодатель в очередной раз допустил грубейшую ошибку по данному вопросу. Указав новый объект налогообложения в ст.146 НК РФ, не был установлен порядок определения налоговой базы ст.153-159 НК РФ, порядок применения счетов-фактур ст.168 НК РФ, порядок применения налоговых вычетов ст.171-172 НК РФ, порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет ст.173 Налогового кодекса РФ.

2) передача на  территории РФ товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления;

4) ввоз товаров  на таможенную территорию РФ.

При рассмотрении объектов налогообложения НДС необходимо учитывать две особенности.17

Во-первых, налог  на добавленную стоимость является таким налогом, у которого налогооблагаемая база не совпадает с объектом налогообложения. Иными словами, НДС облагаются не только те операции, которые являются объектом налогообложения, но и иные показатели которые формируют налогооблагаемую базу. В этой связи, при определении облагаемого оборота необходимо руководствоваться не только ст.146 НК РФ «Объект налогообложения», но и ст.162 НК РФ «Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)» Налогового кодекса РФ.

Например, не являются объектами налогообложения, но облагаются НДС суммы авансовых платежей; суммы, полученные в виде процентов  по векселям и т.п.

Во-вторых, для  целей исчисления НДС Налоговый кодекс РФ специально устанавливает перечень операций, которые связанны с передачей товаров (работ, услуг), но не признаются реализацией. В данном случае необходимо вести речь об отсутствии объектов налогообложения. При наличии налоговых льгот, когда объект налогообложения существует, но операции не облагаются НДС, происходит их отражение в налоговой декларации отдельной строкой, составляются счета-фактуры с указанием «Без налога (НДС)». В рассматриваемом случае, когда нет объекта налогообложения, операции также не облагаются НДС. Однако при этом никакого отражения в налоговой декларации не происходит, и никакие счета-фактуры не составляются.

 

2.2 Основные элементы налога на добавленную стоимость

 

1) Плательщики налога

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

-  организации;

- индивидуальные предприниматели;

-  лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.  
Определение термина налогоплательщиков дано в статье 11 НК РФ. 
          2) Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются следующие операции: 
          1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Статья 146 НК РФ передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией этих товаров (работ, услуг).

2. Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. 
         4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

3) Налоговая база

Согласно статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).          

При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком от таможенной стоимости товара сформированная в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. 
          4) Налоговый период

В соответствии со статьей 163 НК РФ, налоговый период устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

5) Налоговая ставка

1. В соответствии со статьей 164 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) реализованных на экспорт (а именно за пределы стран Содружества Независимых Государств), а также продажа драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, структурам, осуществляющим регулирование валютных отношений (государству, государственным фондам, Центральному Банку РФ) и тому подобные операции.

2. Налогообложение по ставке 10 процентов наступает по социальнозначимым товарам (работам, услугам), а именно по продуктам питания (согласно перечня), товаров для детей, товаров (услуг) средств массовой информации и медицинских товаров.

3. Налогообложение по ставке 20 процентов осуществляется во всех иных случаях не указанных в пунктах 1 и 2 настоящего раздела.

6)Статистика

Структура налоговых поступлений в 2009 году (по данным ФНС РФ).

Таблица 2.1     

Федеральный бюджет:

НДС

46,3%

Налог на прибыль

15,0%

Прочие налоги

1,8%

Плата за природные ресурсы

18,6%

Акцизы

18,3%

Консолидированный бюджет:

НДС

22,8%

Налог на прибыль…19,9%

прочие налоги….15,3%

На доходы физических лиц

16,4%

Плата за природные ресурсы

14,4%

Акцизы

11,2%




                                                

 

Основные налоги в федеральном бюджете

Таблица 2.2

Наименование дисциплины 

2008 год,


2009 год,


1. НДС

32,80

40,40

2. Налог на прибыль 

15,70 

9,20 

3. Ресурсные платежи 

1,60 

--- 

4.  Таможенные пошлины

23,80

17,40 

5.  Прочие 

26,10 

22,10 

6. НДПИ 

¾ 

10, 90




 

Сравнительная таблица ставок по НДС в мире

Таблица 2.3                                                                                                                      

№ п/п

Страна

Ставка НДС

1.

Япония

5 %

2.

Таиланд

7 %

3.

Швейцария

7.6 %

4.

Австралия

10 %

5.

Казахстан

13 %

6.

Великобритания

17.5 %

7.

Россия

18 %

8.

Турция

18 %

9.

Германия

19 %

10.

Греция

19 %

11.

Франция

19.6 %

12.

Узбекистан

20%

13.

Украина

20 %

14.

Италия

20 %

15.

Польша

22 %

16.

Португалия

21 %

17.

Швеция

25 %

Информация о работе Совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по взиманию и возмещению косвенных налогов