Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:46, дипломная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги основной источник доходов государства.
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..3
1.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕ-НИЕ………………….6
1.1.Правовое регулирование косвенного налогообложе-ния…………………...6
1.2.Сущность и функции косвенных нало-гов………......…...…………………10
1.2.1.Налог на добавленную стои-мость……………………………...……..11
1.2.2.Акцизы…………………………………………………….……..……..13
1.2.3.Государственная и таможенная пошли-ны………………………..….16
1.3.Проблема взимания и возмещения косвенных нало-гов…………..………23
2.ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИ-МОСТЬ……………………………....34
2.1.Основные положения установления НДС………………………….........…34
2.2.Основные элементы налога на добавленную стои-мость……….…………36
2.3.Особеннсоти исчисления и уплаты НДС…………………………………..39
2.3.1. Новые особенности исчисления и уплаты НДС………….…………46
3.НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИ-МОСТЬ…………………………………………………………...………50
3.1.Порядок и сроки заполнения и представления налоговой
деклара-ции……………………………………………………….………….50
3.2.Внесение изменений в налоговую деклара-цию……………………..……..59
3.2.1.Новая форма налоговой декларации по НДС……………………..…59
3.2.2.Мониторинг налогового законодательства по заполнению
декларации по НДС………………………………………………...…64
3.3.Пример заполнения налоговой декларации по НДС на примере
предприятия «Аль-фа»…………………………………………………...…..68
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУ-РЫ……….…78
Приложение А……………………………………………………………………....80
В целях обеспечения
полноты сбора косвенных
5. Соотношение Соглашения с международными договорами
Настоящее Соглашение не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются стороны.
6. Порядок вступления в силу Соглашения
Настоящее Соглашение подлежит ратификации подписавшими его государствами и вступает в силу со дня сдачи депозитарию третьей ратификационной грамоты.
Для сторон, ратифицировавших его позднее, оно вступает в силу со дня сдачи ими на хранение депозитарию своих ратификационных грамот.
7. Срок действия Соглашения
Настоящее Соглашение действует в течение 5 лет со дня вступления в силу. По истечении этого срока Соглашение автоматически продлевается каждый раз на следующие 5 лет, если стороны не примут иного решения.
Положение о механизме взимания косвенных налогов и контроля за фактическим перемещением товаров (работ, услуг) при переходе на их взимание по принципу страны назначения:
1. Общие положения:
Настоящее Положение разработано в целях реализации Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами ¾ участниками Содружества Независимых Государств (далее ¾ Соглашение) и направлено на обеспечение полноты и своевременности уплаты косвенных налогов по принципу страны назначения в бюджеты государств ¾ участников Соглашения.
В отношении товаров, которые должны ввозиться на территории государств ¾ участников Соглашения при условии таможенного оформления и контроля, косвенные налоги взимают таможенные органы страны, на таможенную территорию которой осуществляется ввоз товаров (далее ¾ страна назначения), в порядке, установленном национальным законодательством.
В отношении товаров, которые могут ввозиться на территории государств ¾ участников Соглашения без таможенного оформления и контроля, а также в отношении работ и услуг косвенные налоги взимают налоговые органы страны назначения.
2. Взимание косвенных налогов при импорте
а) Взимание косвенных налогов таможенными органами
При наличии таможенного контроля и таможенного оформления между государствами ¾ участниками Соглашения косвенные налоги, которые взимаются при импорте товаров (работ, услуг), таможенные органы страны-импортера взимают в установленном национальным законодательством порядке.
1) при таможенном оформлении таможенными органами применяются единые формы грузовой таможенной декларации (далее ¾ ГТД) ТД-1, ТД-2 согласно Инструкции о порядке заполнения грузовых таможенных деклараций;
2) копия 4-го экземпляра грузовой таможенной декларации на экспорт товаров заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление в соответствии с таможенным режимом экспорта (далее ¾ контрольный экземпляр), перемещается вместе с товаром (за исключением товаров, перемещаемых через таможенную границу государств ¾ участников Соглашения трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, либо товаров, перемещаемых с применением схемы периодического декларирования) и представляется при проведении таможенного оформления товаров в стране назначения;
3) при перемещении товара, за исключением перемещения трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, на контрольном экземпляре проставляются отметки таможенных органов стран отправления, назначения, транзита. Указанное исключение распространяется и в случае применения периодического декларирования;
4) после завершения таможенного оформления товаров в стране назначения на импортных декларациях ставится справочный номер контрольного экземпляра; на контрольном экземпляре должностным лицом таможенного органа делается отметка путем проставления номера и даты импортной ГТД и заверяется личной номерной печатью в соответствии с определенным таможенным режимом. В случае оформления нескольких импортных деклараций их номера также вписываются в контрольный экземпляр;
5) копии импортных деклараций, заверенные личными номерными печатями должностных лиц таможенных органов страны назначения, и контрольный экземпляр передаются декларанту.
Вышеуказанные документы являются подтверждением фактического вывоза (ввоза) товаров и могут служить основанием для возмещения (освобождения) от косвенных налогов в стране экспорта.
б) Взимание косвенных налогов налоговыми органами
В случае отсутствия таможенного контроля и таможенного оформления между государствами ¾ участниками Соглашения, а также при экспорте и импорте работ и услуг косвенные налоги взимают налоговые органы страны-импортера в следующем порядке.
- экспортер товара (работ, услуг) оформляет налоговый сертификат по установленной форме в налоговом органе по месту своей регистрации в 6 экземплярах. Первый экземпляр остается в налоговом органе страны-экспортера. Остальные 5 экземпляров передаются импортеру для представления налоговому органу в стране назначения;
- в соответствии с контрактом (договором) на импорт товаров (работ, услуг) импортер-налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговый сертификат. Налоговый орган обязан сделать отметку в налоговом сертификате о принятии товаров (работ, услуг) импортером и оставить 2-й экземпляр документа у себя;
- импортер оставляет у себя 3-й экземпляр налогового сертификата, а 4-й, 5-й, 6-й экземпляры налогового сертификата с отметкой налогового органа страны-импортера передает экспортеру;
- экспортер оставляет у себя 4-й экземпляр налогового сертификата, отмеченный налоговыми органами страны-экспортера и страны-импортера, а 5-й, 6-й экземпляры этого документа передает в налоговый орган по месту своей регистрации;
- налоговый орган страны-экспортера оставляет у себя 5-й экземпляр документа и отправляет 6-й экземпляр в национальный статистический орган;
- для целей налогообложения при условии представления необходимых документов в налоговые органы по месту регистрации считаются экспортируемыми работы и услуги, определяемые следующим перечнем:
1) услуги по транспортировке и обслуживанию экспортируемых за пределы территории государства ¾ участника Соглашения грузов, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке (кроме трубопроводного транспорта);
2) услуги по транспортировке экспортируемых за пределы территории государства ¾ участника Соглашения нефти, нефтепродуктов и газа трубопроводным транспортом;
3) услуги по транспортировке и обслуживанию иностранных транзитных грузов через территории государств ¾ участников Соглашения, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;
4) услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории государства ¾ участника Соглашения;
5) услуги международной связи (почтовые, телефонные, телеграфные, космические и др.), которые частично оказываются за пределами государства ¾ участника Соглашения.
При этом они не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость только в части оборотов по их реализации за пределами территории государства ¾ участника Соглашения и т.д.;
- уплата налогов импортером по товарам (работам, услугам) производится согласно национальному законодательству государства ¾ участника Соглашения.
Также необходимо отметить что, существующие проблемы взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу РФ в настоящее время достаточно остро стоят, проблемы связанные с механизмом возмещения сумм налога на добавленную стоимость. Поэтому одним из наиболее важных вопросов в области фискальной политики является упорядочение положения с возмещением налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам, применяющим ставку налога в размере 0 процентов.
Эти проблемы, в первую очередь, обусловлены имеющимися существенными недостатками в нормах налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, регулирующих возмещение налога на добавленную стоимость экспортерам. Так, НК РФ не устанавливает зависимость между соблюдением налоговой дисциплины организациями-экспортерами и возмещением им налога на добавленную стоимость, а также обязанность налоговых органов проверять правильность применения цен на товары при контроле за полнотой исчисления и суммы возмещения налога на добавленную стоимость.
Счетная палата Российской Федерации впервые поставила вопрос о необходимости решения проблемы возмещения налога на добавленную стоимость по экспорту при обсуждении проекта бюджета на 2009 г., когда сумма возмещения налога стала расти непропорционально увеличению объема экспорта, облагаемого налогом на добавленную стоимость.
Но данная проблема существует не только в РФ. Данные налоговых органов многих стран свидетельствуют о широкомасштабных операциях по фальсификации данных об экспорте товаров с целью незаконного получения возврата налогов. Существует несколько видов махинаций, связанных с применением при экспорте товаров ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, известных в мировой практике. Приведем несколько наиболее распространенных:
- Вымышленный экспорт. Распространенным видом махинаций в отношении экспорта товаров является реализация экспортером несуществующих товаров с использованием для подтверждения экспорта подложных документов.
- Представление искаженной информации об экспорте. Другим распространенным видом махинаций в отношении экспорта товаров является преднамеренное увеличение экспортером объема или цены экспорта за счет увеличения затрат. В связи с этим экспортер получает зачет (возмещение) налога на добавленную стоимость на большую сумму, чем он получил бы в действительности.
- Неправильное распределение подлежащих зачету сумм налогов. Многие экспортеры производят товары, как на экспорт, так и для продажи на внутренних рынках. Ряд экспортеров преднамеренно искажают распределение налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при производстве товаров, реализуемых на экспорт и на внутреннем рынке, в пользу экспорта, увеличивая сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую зачету (возврату).
- Создание подставных организаций-«однодневок». Организации «однодневки», получив от экспортера предъявленную к возмещению сумму налога, ликвидируются, не уплатив в бюджет причитающуюся сумму налога, в то время как экспортеры в соответствии с установленным порядком предъявляют в налоговые органы к возмещению суммы уплаченного налога и требуют возместить их из бюджета.
Причем важно, что проблема возмещения налога заключается главным образом не в том, имел ли место реальный экспорт, а была ли произведена уплата в бюджет возмещаемых сумм налога на добавленную стоимость и поступила ли эта сумма налога в бюджет.
Проблема является чрезвычайно острой, поскольку она затрагивает не только экспортную деятельность. Подобные схемы используются и при импорте товаров, и при внутренних оборотах.
Предпринимаемые налоговыми органами меры по усилению контроля за обоснованностью ходатайств налогоплательщиков о возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров не принесли ожидаемого результата. Продление срока рассмотрения ходатайств налогоплательщиков о возврате сумм налога на добавленную стоимость хотя и расширило возможности налоговых органов для более тщательной проверки этих ходатайств, однако увеличивает сроки возврата средств законопослушным налогоплательщикам. Проверки во всей цепочке отдельных организаций, получивших возмещение по налогу на добавленную стоимость и не внесших его в бюджет, не дают практического результата, поскольку данные организации были созданы исключительно для этой цели и к моменту проведения контрольных мероприятий налоговыми органами они обычно ликвидируются. Так что продлением сроков проверки до шести месяцев и более проблему не решить.
Кроме того, в Российской Федерации почти 50 процентов налогоплательщиков в совокупности или не состоят на налоговом учете, или не представляют налоговым органам никакой отчетности, или представляют так называемые нулевые балансы. То есть часто они, получив от покупателя сумму налога на добавленную стоимость, которую тот затем засчитывает, сами не вносят ее в бюджет. О масштабах уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость свидетельствует тот факт, что в настоящее время в Российской Федерации реально облагается налогом только 41процент ВВП, притом, что льгот по этому налогу не так уж много и применительно к ВВП они сокращаются.
В части возмещения налога
на добавленную стоимость