Выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:14, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование проблем выездных налоговых проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество организаций для выработки предложений по их совершенствованию
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. определить экономическую сущность налога на имущество организаций;
2. рассмотреть нормативную базу исчисления и взимания налога на имущество организаций
3. описать порядок проведения выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций;
4. рассмотреть практику проведения налоговых проверок в зарубежных странах;
5. охарактеризовать Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми;
6. провести анализ эффективности выездных налоговых проверок по налогу на имущество организаций на трёх уровнях: федеральный, региональный, местный;
7. провести анализ поступления налога на имущество организаций в бюджет Российской Федерации, Республики Коми, по Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
8. выявить проблемы проведения выездных налоговых проверок по налогу на имущество организаций;
9. выработка рекомендаций по повышению эффективности выездных налоговых проверок по налогу на имущество организаций.
10. рассмотреть перспективы введения налога на недвижимость в Республике Коми;
11. выработка рекомендаций по организации проведения выездных налоговых проверок по налогу на недвижимость.

Содержание работы

1 Нормативная база налогообложения и проведения выездных налоговых проверок правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты в бюджет налога на имущество организаций
1.1 Экономическая сущность налога на имущество организаций
1.2 Нормативная база исчисления и взимания налога на имущество организаций
1.3 Порядок проведения выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций
1.4 Практика проведения налоговых проверок в зарубежных странах
2 Анализ эффективности выездных налоговых проверок по налогу на имущество организаций по Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
2.1 Характеристика Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
2.2 Анализ поступлений налога на имущество организаций в бюджет Российской Федерации, Республики Коми, по Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
2.3 Анализ эффективности выездных налоговых проверок по налогу на имущество организаций по Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми.
2.4 Анализ результатов выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
3 Проблемы налогообложения имущества организаций и проведение выездных налоговых проверок и пути их решения
3.1 Проблемы проведения выездных налоговых проверок по налогу на имущество организаций
3.2 Рекомендации по повышению эффективности выездных налоговых проверок по налогу на имущество организаций
3.3 Перспективы введения налога на недвижимость в Республике Коми
3.4 Рекомендации по организации проведения выездных налоговых проверок по налогу на недвижимость
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 261.36 Кб (Скачать файл)

    Многих  налогоплательщиков волнуют вопросы  исчисления сроков, связанных с процедурой осуществления налоговых проверок, например сроков по представлению документов или их заверенных копий, сроков проведения налоговой проверки, а также сроков совершения налогоплательщиками действий в постпроверочный период.

    В части представления документов при проведении выездной проверки чаще всего возникают вопросы по поводу:

    - правомерности истребования той  или иной информации или документов;

    - сроков исполнения требований;

    - мотивации запросов и требований;

    - правомерности выставления требований  субъектами налоговых правоотношений.

    Ежегодно  совокупность налогов на имущество  приносит в консолидированный бюджет Российской Федерации около 4-6% налоговых  доходов, причем в некоторых субъектах  Российской Федерации доля этих налогов  составляет свыше 13%. Уменьшение доли имущественных  налогов в общей сумме налоговых  платежей (с 9 до 4%) связано с двумя  основными проблемами:

  • возрастанием роли других налогов (например, налог на добычу полезных ископаемых);
  • применением в качестве налоговой базы по налогу на имущество балансовой стоимости основных средств, которое приводит к снижению размера налоговой базы по налогу, вследствие отмены проведения обязательной (по постановлениям Правительства Российской Федерации) переоценки основных средств организаций.

    Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. также, несомненно, играет отрицательную  роль. Поэтому налогообложение имущества организаций должно совершенствоваться и перестраиваться в целях сокращения степени перераспределения национального дохода через систему налогообложения.

          Существует еще  много проблем в функционировании налоговых органов. Выделим некоторые  из них.

    Существующая  система отбора налогоплательщиков для выездных проверок не позволяет  в полной мере автоматизировать процесс  отбора кандидатов для проверки, использовать информацию от внешних источников, а также определять круг налогоплательщиков, попадающих в зону риска, т.е. потенциальных  нарушителей налогового законодательства.

    В функционировании налогового органа встречается  множество и других проблем, одной  из которых является прием налоговой  отчетности по каналам связи или  на машинных носителях. Такой метод  принятия налоговой отчетности отчасти  поможет решить проблему достоверности  данных, но, как показывает практика, и в электронном виде можно  получить налоговую декларацию, составленную с грубейшими ошибками.

    В период прохождения преддипломной  практики в Межрайонной инспекции  ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми мною были выявлены ряд следующих проблем в отношении  налога на имущество организаций:

  1. отказ в предоставлении документов (информации) по требованию налогового органа;
  2. отсутствие налогоплательщика по месту нахождения;
  3. отсутствие конкретного перечня документов, необходимых для предоставления льгот по налогу на имущество;
  4. об обложении налогом на имущества, которые предоставлены организацией во временной пользование с целью извлечения дохода.
 

    3.2 Рекомендации по совершенствованию  порядка проведения выездных  налоговых проверок по налогу  на имущество организаций

    Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговых органов  является совершенствование действующих  процедур выездных проверок. Необходимыми изменениями любой действенной системы налогового контроля являются:

    -наличие  эффективной системы отбора налогоплательщиков  для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее  оптимальное направление использования  ограниченных кадровых и материальных  ресурсов налоговой инспекции,  добиться максимальной результативности  налоговых проверок при минимальных  затратах усилий и средств,  за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

    -применение  эффективных форм, приемов и методов  выездных проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

    -использование  системы оценки работы налоговых  инспекторов, позволяющей объективно  учесть результаты деятельности  каждого из них, эффективно  распределить нагрузку при планировании  контрольной работы;

    -увеличения  размеров наказания за налоговые  правонарушения.

    Первоочередной  задачей налоговой инспекции  является постоянное совершенствование  форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно  с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений  от таких проверок.

    Весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

    Проходя преддипломную практику в Межрайонной  ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми предлагаю рекомендации по совершенствованию проведения выездных налоговых проверок по налогу на имущество организаций:

    - усовершенствовать процедуры в случае несогласия налогоплательщика с результатами выездной налоговой проверки путем:

    - увеличения срока для представления налогоплательщиком возражений на акты таких налоговых проверок;

    - создания в налоговых органах специальных подразделений для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок с целью исключения такого рассмотрения лицами, проводившими налоговую проверку. При этом право назначать на должность (снимать с должности) таких работников должно быть предоставлено вышестоящему налоговому органу. (Эта мера может быть реализована без изменения законодательства. Минфином России даны указания ФНС России о разработке соответствующего приказа);

    - установления порядка в соответствии с которым рассмотрение возражений налогоплательщика по акту выездной налоговой проверки должно осуществляться в присутствии налогоплательщика и (или) его уполномоченных представителей. При этом они должны иметь возможность аргументировать свою позицию и давать необходимые пояснения;

    - установить пресекательный срок  проведения выездной налоговой  проверки (2-3 месяца) с возможностью  его продления только в случаях  проведения экспертизы (привлечения  специалистов) и (или) встречных  проверок, а также при несвоевременном  представлении истребованных документов  и проверки филиалов.

    - ограничить основания при которых  могут проводится повторные выездные проверки только случаями, когда они проводятся по требованию самого налогоплательщика, суда или правоохранительных органов, в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа, а также при ликвидации (реорганизации) организации

    - усовершенствовать порядок предоставления  налоговых отсрочек (рассрочек), в  частности:

    - снять существующие ограничения в виде лимитов предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов;

    - предусмотреть, что при форс-мажорных обстоятельствах, а также при угрозе банкротства (в том числе в результате единовременной уплаты сумм налогов, пени и штрафов, предъявленных налогоплательщикам в результате налоговых проверок) налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) на срок до 3 лет. При этом решение о предоставлении такой отсрочки принимается Правительством Российской Федерации;

    - исключить в качестве основания для предоставления отсрочки бюджетное недофинансирование.

    Также необходимо будет тщательно строить  графики выездных налоговых проверок, чтобы реализовать принципиально  новый подход к их планированию, который предполагает соблюдение определенных принципов реагирования на возможные  правонарушения путем анализа всей имеющейся информации о конкретном налогоплательщике. Особо нужно  отметить серьезную аналитическую  составляющую, поскольку именно на основе анализа можно будет определять круг налогоплательщиков, подлежащих выездному контролю в первоочередном порядке. То есть речь идет о вдумчивом подходе к выбору объектов проверки. Подразумевается также, что решения о проведении проверок должны будут приниматься централизованно, а действия проверяющих - скоординированы в управлениях и инспекциях различных субъектов РФ.

    В налоговых инспекциях необходимо будет увеличить число программно-технических средств, необходимых для приема данных деклараций, а возможно и создать соответствующие специализированные отделы. К тому же, налоговым инспекциям России, которые этого еще не сделали, нужно будет заключить соответствующие договора с фирмами, имеющими лицензию на предоставление и обслуживание таких программных средств; а также довести сведения о такой фирме и до самих налогоплательщиков.

    Данные  мероприятия позволят снизить уровень  издержек, прежде всего трудозатрат, налогового органа на проведение контроля. [№ 32, с.29 - 30].

    При этом важно при разработке новой  технологии налоговой работы необходимо обратить внимание на то, чтобы налоговая  работа основывалась на принципе добровольного  соблюдения налогоплательщиками своих  налоговых обязательств. Также значительной остается проблема неуплаты налогов. Для  ее решения необходимо обеспечить более  высокую вероятность обнаружения  фактов уклонения. Это может быть достигнуто за счет следующих рекомендаций. ФНС РФ в целях противодействия  неуплате налогов необходимо:

    1) вести тщательную работу по  анализу существующих схем ухода  от уплаты налогов, используя  для этого информацию от внешних  источников (МВД РФ, ГИБДД, таможни,  банки и т.д.);

    2) привлекать к контрольной работе  банки: сформировать единую базу  данных по счетам, открываемым  в банках, с целью оперативного  выставления налоговыми органами  инкассовых поручений должникам;

    3) повышение качественных характеристик  контрольной работы: для этого  необходимо продолжить автоматизацию  камерального контроля, делая акцент  на косвенных индикаторах налоговой  базы;

    4) создать списки легальных и  нелегальных схем увода прибыли  от налогообложения и доказать  судам, что неплательщики используют  эти схемы умышленно;

    5) формировать базу данных по  налогоплательщикам группы повышенного  риска и делать акцент в  контрольной работе именно на  таких плательщиках и др.

    В настоящее время проводится реформирование структуры и функций налоговых  органов с целью повышения  эффективности результатов их работы. Поэтому особого внимания заслуживает  определение наиболее действенных  форм и методов налогового контроля, значительно повышающих объем налоговых поступлений в бюджетную систему России.

    Еще один важный момент - в перспективе  необходимо уйти от практики проверок по отдельным налогам. Комплексные  проверки, когда в поле зрения проверяющих попадают все налоги сразу, гораздо эффективнее [№ 28, с. 24].

    Следующая задача для налоговых инспекций - перспективное совершенствование  процедуры выездных налоговых проверок. Большого внимания требует внедрение  в практику налоговых органов  автоматизированных систем сопровождения  выездных налоговых проверок. Позитивный опыт такой работы имеется в отдельных  регионах РФ - используемая в этих регионах программа позволяет на основе данных налоговой отчётности и учётных  регистров организации выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений, и, следовательно, концентрировать  внимание проверяющих на соответствующих  направлениях проведения проверки.

    Итак, для совершенствования и развития налоговых органов очевидными в  ближайшей перспективе являются следующие мероприятия.

    Совершенствование налогового администрирования таким  образом, чтобы способствовать увеличению числа налогоплательщиков, исполняющих  обязанности перед государством согласно закону, и соответственно снижению числа тех, кто исполняет  свои обязанности по уплате налогов  не своевременно или вовсе стремится  от них уйти. Речь не идет о какой-то единовременной акции или кампании. В данном направлении ИФНС должна работать планомерно, должен быть разработан комплекс специальных мер. Но особый акцент должен быть сделан на улучшение  качества контрольной работы налоговых  органов и установление партнерских  взаимоотношений с налогоплательщиками.

Информация о работе Выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество организаций