Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:03, курс лекций
Развивая мысль о роли и значимости качества в современных условиях было бы корректно для начала определить, является ли качество в современной трактовке объектом менеджмента.
Приложение основных принципов теории менеджмента к любому объекту возможно при соблюдении следующих условий:
наличие программы поведения управляемого объекта или целевых значений параметров этого объекта;
Цель раздела "Цепная реакция по Демингу" – показать руководству и работникам предприятия взаимосвязь между качеством труда, эффективностью производства и стабильностью положения работников предприятия. Понимание этой взаимосвязи Э. Деминг считал крайне важным для создания правильной мотивации работников на качественный труд.
Раздел "Принцип постоянного улучшения (цикл Деминга)" является развитием 1-го пункта программы и предназначен для руководителей всех уровней. Он демонстрирует, как должен действовать руководитель, руководствующийся принципом постоянного улучшения качества, при решении любых задач.
Еще один яркий представитель современной теории менеджмента качества - Джуран предложил следующие принципы управления качеством:
Джуран различал случайные и хронические проблемы.
Случайные (внезапные) проблемы обычно регулируются и решаются в рамках
текущего управления процессом. Распределение обязанностей и ответственности по принятию контрольных мер и введению корректирующих мероприятий обычно достаточно хорошо определено.
В противоположность этому, хронические проблемы как бы запланированы в деятельности компании и при этом, никому формально не поручено их решение.
Джуран рассматривает хронические проблемы как результат допущений, сделанных в течение предшествующей процессу планирования фазы. В данном периоде, определенный уровень дефектности считался приемлемым, соответствующим состоянию технологии и практике управления.
В 1-ую очередь должны быть выявлены основные причины, источники проблемы, для того, чтобы определить эффективное решение, причем эти основные причины, как правило, находятся за пределами знаний и полномочий отдельного линейного руководителя.
В соответствии с подходом
Джурана процесс решения
Этапы решения проблемы |
Составляющие проблемы (основные фазы) |
Разработка основных положений проекта |
1. Составление перечня
проблем и выявление 2. Определение состава, ответственности и полномочий рабочих групп |
Диагностика |
3. Анализ симптомов. 4.Формирование гипотез. 5. Проверка гипотез. 6. Выявление основных причин. |
Поиск решения |
7. Нахождение оптимальных решений. 8. Разработка мероприятий. 9. Преодоление сопротивления изменениям. 10. Внедрение решения. |
11. Проверка эффективности результатов внедрения. 12. Регулярное сравнение
достигнутых результатов с |
Джуран, основоположник непрерывного улучшения, утверждает, что следующие условия необходимы для достижения полезного улучшения:
Непрерывное улучшение схоже с движением по лестнице; каждый шаг – ступенька к снижению дефектности, за ним следует горизонтальная фаза стабилизации.
Для того, чтобы улучшение было эффективным, оно должно иметь как стратегическую, так и практическую значимость. Следовательно, оно должно быть создано двумя силами:
базу для основных стратегических ориентиров и макроцелей;
Необходимо отметить, что результаты появляются благодаря этим двум силам, на верхнем и нижнем уровнях соответственно.
К концу 60-х – началу 70-х годов экспансия Японии на рынки развитых стран достигла таких масштабов, что вместо "японского чуда" стали говорить о "японской угрозе". В это же время у американских менеджеров возникла идея сочетать достижения японской школы менеджмента качества с американскими традициями организации и управления производством.
Наиболее известной такой попыткой стала программа "Ноль дефектов", разработанная Ф. Кросби.
В программе Ф. Кросби содержался целый ряд положительных моментов:
1. Упор на предупреждение появления дефектов, а не на их обнаружение и
исправление. Направленность
усилий на сокращение уровня
дефектности в производстве: "Люди
уже привыкли к мысли, что
ошибки неизбежны. Мы не
2. Осознание факта, что потребитель нуждается именно в бездефектной продукции и, что производитель может и должен именно такую продукцию обеспечить.
3. Необходимость для
руководства предприятия ясно
сформулировать цели в области
повышения качества на
4. Понимание того факта,
что качество работы компании
определяется не только
5. Признание необходимости
финансового анализа
Программа "Ноль дефектов" включает 14 этапов, по аналогии с 14 пунктами программы Э. Деминга.
Программа улучшения качества по Ф. Кросби:
Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.
1. Организация управления.
Цель – выяснить роль
руководства в обеспечении
В соответствии с идеями Ф. Кросби политика в области качества должна быть утверждена высшим руководством предприятия. Политика должна быть установлена таким образом, чтобы исполнитель четко следовал определенным требованиям или добивался, чтобы эти требования были официально изменены в целях удовлетворения истинных потребностей заказчика. Необходимо, чтобы каждый руководитель понимал и был согласен с этой политикой, а самое главное – проводил ее в жизнь.
2. Создание рабочей группы по улучшению качества.
Цель – обеспечить выполнение программы улучшения качества.
В состав группы должны входить представители всех подразделений предприятия, принимающих участие в производстве данного изделия или в оказании услуг. Председатель и рабочая группа должны проанализировать цель программы и включенные в нее концепции. Затем группа обеспечивает выполнение программы.
Группа должна разработать свой план и представить его руководителю предприятия и руководящему совету для утверждения.
3. Измерение уровня качества.
Цель – продемонстрировать имеющиеся и потенциальные проблемы несоответствия, способы их объективной оценки и методы корректирующего воздействия.
Измерение уровня качества делится:
4. Затраты на качество.
Цель – определить составные части затрат на качество и объяснить их применение в качестве руководящего инструмента.
Затраты на качество, по классификации Кросби, складываются из затрат на отходы, переработку, гарантийные обязательства, услуги (исключая регулярное техническое обслуживание), контроль, управление качеством, испытания, приемочное оборудование, изменение ТУ, изменение порядка закупок, корректировку программного обеспечения, обслуживание потребителя, проверку иных затрат, связанных с неправильными действиями. Общая сумма затрат не должна превышать 2,5 % продажной стоимости.
5. Ответственность за качество.
Цель – разработать способ повышения интереса всего персонала компании к повышению качества продукции и репутации компании.
Ответственность за качество включает 2 основных момента:
6. Корректирующие воздействия.
Цель – разработать систематический метод решения проблем, которые были
выявлены на предыдущих этапах деятельности.
Корректирующее воздействие наиболее успешно, когда оно основано на общеизвестном принципе Парето, в котором утверждается, что сначала следует сосредоточить усилия на устранении существенно важных проблем, затем менее важных и т. д. Необходимо решать проблему предотвращения дефектов раз и навсегда, чтобы она не возникла снова.
7. Планирование программы "Ноль дефектов".
Цель – изучить различные виды деятельности, которые должны привести к введению в действие программы "Ноль дефектов".
Основные этапы планирования программы "Ноль дефектов":
8. Обучение сотрудников.
Цель – определить вид обучения сотрудников в целях выполнения ими своих
задач в рамках программы улучшения качества.
По Ф. Кросби обучение сотрудников следует проводить по участкам и в различное время. Это обучение должно быть хорошо спланировано и, по возможности, проводится представителями наиболее высокого уровня руководства.
9. Проведение дней качества.
Цель – создать условия, при которых служащие поймут на своем опыте, что произошла перемена к лучшему.
День качества должен показать всем участникам, что они встали на новый путь корпоративной жизни. Работа в этих условиях требует персональной ответственности и взаимопонимания. Поэтому необходимо, чтобы все члены компании приняли участие в этой деятельности, которая даст им возможность увидеть перемену к лучшему.
10. Установление целей.
Цель – привести обязательства и ответственность в действие, призывая каждого поставить цель для самого себя и своей группы.