Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:03, курс лекций
Развивая мысль о роли и значимости качества в современных условиях было бы корректно для начала определить, является ли качество в современной трактовке объектом менеджмента.
Приложение основных принципов теории менеджмента к любому объекту возможно при соблюдении следующих условий:
наличие программы поведения управляемого объекта или целевых значений параметров этого объекта;
• к построению доверия и исключению страха;
• к предоставлению
персоналу соответствующих
• к стимулированию, поощрению и признанию вклада персонала.
Принцип 3 – Вовлечение персонала
«Люди на всех уровнях – представляют сущность организации. И вовлечение людей дает возможность их способностям быть использованными в целях организации»
Польза от применения этого принципа:
• вовлеченный, активно участвующий персонал внутри организации и понимающий мотивы;
• новаторство и созидательность в отношении дальнейших целей организации;
• персонал, ответственный за свое выполнение;
• персонал, стремящийся к участию и содействию постоянному совершенствованию.
Применение принципа вовлечения людей приведет к следующим процессам:
• пониманию персоналом важности их вклада и роли в организации;
• к определению персоналом ограничения своих обязанностей;
• к персоналу, принимающему проблемы владельцев и их ответственность за их разрешение;
• к персоналу, оценивающему свои обязанности в отношении личных целей и задач;
• к персоналу, активно стремящемуся к возможностям увеличивать свою компетентность, знания и опыт;
• к широкому обмену опытом и знаниями между персоналом;
• к персоналу, свободно обсуждающему проблемы и вопросы.
Принцип 4 – Подход к процессу
«Желаемый результат более эффективно достигается, если ресурсы и деятельности управляются как процесс»
Польза от применения этого принципа:
• уменьшение затрат и более короткий цикл посредством эффективности использования ресурсов;
• улучшенные, постоянные и прогнозируемые результаты;
• принятие подхода к процессу на всех стадиях даст результат в снижении затрат, предотвращении ошибок, контроле отклонений, уменьшении временного цикла и наиболее прогнозируемых результатах.
Применение принципа подхода к процессу приведет к следующему:
• систематическому определению деятельностей, необходимых для достижения желаемого результата;
• установлению четкой ответственности и отчетности за основные деятельности по управлению, анализу и измерению возможности основных деятельностей;
• идентификации границ процесса основных деятельностей в пределах и между функциями организации;
• сосредоточию на факторах, таких как ресурсы, методы и материалы, которые будут способствовать совершенствованию основных деятельностей организации;
• оценке рисков, последствий и влияний процессов на потребителей, поставщиков и других заинтересованных процессом сторон.
Принцип 5 – Системный подход к управлению
«Идентификация, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой, которая содействует эффективности действий организации в достижении своих целей»
Польза от применения этого принципа:
• интеграция и ориентация процессов, которые будут способствовать наилучшему достижению желаемых результатов;
• возможность сфокусироваться на основных процессах;
• предоставление конфиденциальности заинтересованным сторонам в отношении логичности, эффективности и действенности организации.
Применение принципа системного подхода приведет к следующему:
• структуризации системы для достижения организацией целей наиболее эффективным способом;
• пониманию взаимосвязей между процессами системы;
• структурированию подходов, которые гармонизируют и объединяют процессы;
• обеспечению лучшего понимания ролей и ответственности, необходимой для достижения общих целей и отсюда уменьшение перекрестно-функциональных барьеров;
• пониманию возможностей организации и определение источника, влияющего на действие;
• выявлению того, как должна выполняться специфическая деятельность в рамках системы;
• постоянному совершенствованию системы посредством измерения и оценки.
Принцип 6 – Непрерывное
«Непрерывное
Польза от применения этого принципа:
• преимущества в отношении характеристик через возможности организации;
• ориентация активностей по улучшению на всех уровнях на стратегическую цель организации;
• гибкость в отношении быстрого реагирования на возможности.
Применение принципа непрерывного совершенствования приведет к следующему:
•
применению последовательного широкого
в отношении организационного аспекта
подхода для постоянного
• предоставлению каждому члену организации соответствующее образование и обучение, по методам и средствам постоянного совершенствования;
• постоянному совершенствованию продукции, процессов и систем каждым в организации;
• учреждению целей руководства и критериев для движения к постоянному совершенствованию, признанию и подтверждению улучшений.
Принцип 7 – Фактический подход к принятию решения
«Эффективные решения
Польза от применения этого принципа:
• информирование о решениях;
• повышенная возможность демонстрации эффективности прошлых решений посредством ссылки на фактические записи;
• повышенная возможность пересмотра и изменения опций и решений.
Применение принципа фактического подхода приведет к следующему:
• гарантии того, что данные и информация являются точными, надежными и доступными;
• обеспечению доступности данных для тех, кто в них нуждается;
• анализу данных и информации, используя методы оценки;
• пониманию значимости соответствующих статистических технологий, и принятию решений и действий, основанных на результатах фактического анализа, сопоставленного с опытом и интуицией.
Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиком
«Организация и ее поставщики являются взаимозависимыми и взаимовыгодные отношения увеличат возможность каждой стороны создать ценность»
Польза от применения этого принципа:
• увеличение возможности создания ценностей для обеих сторон;
• гибкость и быстрота совместного реагирования на изменения рынка или нужд и ожиданий потребителя;
• оптимизация затрат и ресурсов.
Применение принципа взаимовыгодных отношений приведет к следующим процессам:
• установлению взаимоотношений, которые обеспечат баланс между доходами, полученными в короткие сроки и длительными обсуждениями;
• объединению опыта и ресурсов с партнерами;
• определению и выбору основных поставщиков;
• учреждение совместных разработок и деятельностей по улучшению;
• поощрение, и
признание улучшений и
ИСО 9000 “Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качеством”
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям, всех видов и размеров, внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества.
— ИСО 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
— ИСО 9001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.
— ИСО 9004 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
— ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.
Настоящий международный стандарт может использоваться:
а) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
б) организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
в) пользователями продукции;
г) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);
д) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ИСО 9001 (например, аудиторы, органы по сертификации/регистрации);
е) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение системам менеджмента качества, соответствующим данной организации;
ж) разработчиками соответствующих стандартов.
ИСО 9001 “Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании”
Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнить требования потребителей, регламентов и свои собственные.
Стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
а) нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
б) ставит своей целью
повышение удовлетворенности
Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
а) понимания и выполнения требований;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
ИСО 9004 “Общее
руководство качеством и
Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в СТБ ИСО 9001-2001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а, следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению с СТБ ИСО 9001-2001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом.
ИСО 9001-2000 и ИСО 9004-2000 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары.
ИСО 9001-2000 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.
ИСО 9004-2000 рекомендуется для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ИСО 9001-2000. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.