Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:03, курс лекций
Развивая мысль о роли и значимости качества в современных условиях было бы корректно для начала определить, является ли качество в современной трактовке объектом менеджмента.
Приложение основных принципов теории менеджмента к любому объекту возможно при соблюдении следующих условий:
наличие программы поведения управляемого объекта или целевых значений параметров этого объекта;
Устанавливаемые цели должны носить специфический характер и поддаваться оценке.
11. Устранение причин дефектов.
Цель – предложить
каждому служащему метод
Ф. Кросби считал, что одной из сложнейших проблем, с которыми сталкиваются служащие – это их неспособность представить проблемы руководству. Программа устранения причин возникновения дефектов основана на том, что от рабочего требуется только опознать проблему.
12. Признание.
Цель – оценка деятельности.
"Признавайте вклад
сотрудников публично, но не унижайте
их, все оценивая только
13. Советы по качеству.
Цель – собирать специалистов по качеству на регулярной основе.
Этот пункт программы Ф. Кросби связан с попыткой применения "кружков качества".
"Жизненно важно для специалистов по качеству регулярно собираться в целях обмена мнениями о проблемах, обмена опытом и оценки работы друг друга".
"Свободный обмен
мнениями дает хорошие
14. Снова начать сначала.
Цель – подчеркнуть,
что программа улучшения
"Всегда чувствуется облегчение, когда цель достигнута. Если вы неосмотрительны, то вся программа на этом заканчивается. Необходимо создать новую группу, которая начала бы все сначала и создала бы свою собственную систему".
Япония в конце 40-х
годов переживала ужасающую разруху.
Но в руководстве некоторых
Одним из активнейших участников группы был К. Исикава, с деятельностью которого во многом связано "японское чудо". Еще до приезда Э. Деминга он сформировал основные представления о роли менеджмента качества в японской экономике:
Таким образом, идеи Э. Деминга попали на благодатную почву. К. Исикава предложил следующие принципы управления качеством:
Идеи Деминга были использованы японским профессором Геничи Тагучи. В то время, как главные достижения Деминга должны были убедить компании улучшать качество посредством статистического контроля процесса производства, Тагучи сделал шаг назад от производства к проектированию, создавая здравый проект в противоположность изменчивости в окружении потребителя и производства.
Пять главных пунктов (точек) в философии качества по Тагучи:
Главные цели Тагучи состоят в том, чтобы улучшить процесс и проект изделия через идентификацию контролируемых факторов и их размещение, которое уменьшает варианты изделия вокруг целей откликов. Тагучи устраняет плохой эффект причины прежде, чем саму причину плохого эффекта, таким образом получая изделие высокого качества.
Тагучи определяет качество в негативной манере:
"Качество – минимальный
ущерб, наносимый изделием
того момента времени, как изделие начало выпускаться".
Этот "ущерб" включил бы стоимость неудовлетворенности потребителя, ведущую к потере репутации компании. Это очень отличается от традиционного определения, даваемого производителем, которое включает в себя стоимость переработки, отходы, гарантии и затраты на услуги, как меру качества. Клиент является наиболее важной частью процесса, так как качественное изделие и услуги гарантируют возврат клиента, а, следовательно, улучшение репутации и увеличении дохода.
Тагучи изобрел четыре концепции качества:
Рассмотрим каждую из концепций.
Первая концепция качества.
Улучшение качества должно производиться на стадии проектирования изделия или процесса и продолжаться на стадии производства. Это часто называется стратегией выходного контроля. Низкое качество не может быть улучшено традиционным процессом осмотра и проверкой. Согласно Тагучи, никакое количество осмотров не может вернуть качество изделию. Проблемы должны искаться в источнике, а не вытекать.
Вторая концепция качества.
Изделие должно быть разработано так, чтобы это было здраво и не подвержено влиянию неподдающимся контролю факторам окружающей среды (например, шум, температура, влажность). Эта концепция главным образом имеет дело с фактическими методами воздействия на качество. Сокращение вариантов является ключом к улучшению качества. Качество может быть улучшено через определение целевой ценности критических параметров и гарантию, что предприятие выполняет целевую ценность с небольшим отклонением.
Третья концепция качества.
Качество не должно базироваться на функционировании, особенностях или характеристиках изделия.
Добавление особенностей изделию не является путем улучшения качества, а только изменением его цены и стремлением его продать. Функционирование и характеристики изделия могут быть связаны с качеством, но не могут быть базисом для качества. Наоборот, функционирование является мерой свойств изделия.
Четвертая концепция качества.
Стоимость качества должна измеряться как функция изменения работы изделия и потерь измеренной системы.
Через проектирование параметров отклонение от целей является измеренным в условиях всего жизненного цикла изделия.
Философия качества в производственной системе «Тойота»
Ядро концепции Форда-Тейлора (ФТПС) ¾ «производство ¾ это механизм», и от людей в производственной системе требуется, чтобы они работали, как элементы хорошо отлаженного механизма. Для своего времени это был революционный подход, позволивший создать массовое производство и насытить рынок товарами. Свое логическое завершение она получила в популярной в 50-е годы идее заводов-автоматов и в не менее популярной в 80-е годы идее «безлюдных технологий», поскольку живой человек все-таки не механизм, и желательно вообще удалить его из производственного процесса. В СССР в 80-е годы также усиленно развивали эту идею. В настоящее время интерес к ней в большинстве стран существенно снизился, а ее неуспех стараются объяснить не ошибочностью концепции, а чисто экономическими факторами ¾ слишком высокой стоимостью автоматизации рабочих мест.
Исходя из системы Форда-Тейлора, формировалась производственная система фирмы «Тойота» (ТПС). Основной целью системы управления производством фирмы является снижение издержек и повышение эффективности работы в целом. Даже в периоды медленного роста системы управления производством « Тойота» позволила обеспечить прибыль посредством уменьшения цен необычным образом: с помощью ликвидации излишних материальных запасов или рабочей силы. Нужно, конечно, учитывать, что концепция тойотовской производственной системы внедрена еще не в полной мере, поскольку фирме пришлось постепенно преобразовывать предприятие, построенное по концепции Форда-Тейлора (поточное – конвейерное производство ).
Ядро концепции этой системы ¾ «производство ¾ это организм», и человек должен являться в нем главной действующей фигурой. Если сопоставить производственные системы фирмы « Тойота» и Форда-Тейлора, то можно выявить основные принципы (отличия) двух систем:
в системе « Тойота» имеет место пожизненный найм работников, обучение, переквалификация, индивидуальная кадровая работа, тогда как в системе Форда-Тейлора найм работника производился по контракту и в случае неуспеха контракт не продлевался;
ритм процесса в системе «Тойота» определяется работником. Остановка конвейера – его обязанность при ухудшении качества и является нормой. В системе Форда-Тейлора изменение ритма (остановка конвейера) – ЧП, т.к. ритм работника подчиняется ритму технологического процесса;
«Тойоте» свойственна органическая (матричная) структура управления, в системе Форда-Тейлора управление осуществляется по иерархической структуре.
Здесь отмечены самые основные принципы фирмы «Тойота». Данная система управления привлекательна еще и тем, что, ставя целью снижение издержек производства, она устраняет из него ненужные элементы.
Структура затрат на качество
Обеспечение качества продукции связано с затратами.
Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат.
Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. На рис. 6.1 покажем цепочку формирования затрат и стоимости товара или услуги.
Рис. 6.1. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции
Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что мы подразумеваем под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.
Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.
В фирме "Toyota" выделяют следующие этапы деятельности в области обеспечения качества: планирование выпуска изделий, конструирование изделия, подготовка производства, производство, производственный контроль, реализация и обслуживание, проверка качества в эксплуатации. При этом гарантией качества на перечисленных этапах являются определенные обязанности и действия каждого подразделения (см. табл. 6.1).