Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:03, курс лекций
Развивая мысль о роли и значимости качества в современных условиях было бы корректно для начала определить, является ли качество в современной трактовке объектом менеджмента.
Приложение основных принципов теории менеджмента к любому объекту возможно при соблюдении следующих условий:
наличие программы поведения управляемого объекта или целевых значений параметров этого объекта;
- измерение, анализ и улучшение.
Эту привязку можно использовать и для идентификации процессов.
После определения процессов
Учитывая, что процесс, как правило, включает в себя несколько видов деятельности и охватывает несколько подразделений, руководителем процесса целесообразно определять ответственного за ключевой участок процесса (вид деятельности, процесс).
При определении процессов, их руководителей
и схемы взаимодействия может
возникнуть необходимость и
Каждый процесс должен иметь
вход и выход, которые должны быть
определены. Каждый процесс должен
давать какой-то ожидаемый от него результат
и достижение этого результата должно
оцениваться как при
Примечание. Принятие решений на основе этих критериев осуществляется с учетом результатов мониторинга процессов, обработанных по методике, разработанной организацией.
После определения сети процессов
и ожидаемых от них результатов,
а также проведения при необходимости
изменений организационной
Существенным вопросом
при создании документации является:
когда надо писать процедуру, а можно
обойтись другим документом, например,
рабочей инструкцией или
- является ли деятельность
процессом: требуется ли
- сформулированы ли для данной деятельности цели в области качества;
- необходимо ли оценивать
достижимость и результативност
- вообще, влияет эта деятельность на качество или нет.
Для точности приведем определение: ”Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документированными или недокументированными”.
Поэтому можно рекомендовать: если есть выделенный процесс, влияющий на качество, лучше его описать посредством документированной процедуры.
По мере разработки документированных процедур или других способов доведения процедур до исполнителей, они могут передаваться на опытное внедрение. Необходимость и целесообразность опытного внедрения определяется организацией самостоятельно.
Обеспечить реализацию
новых документированных
Исходя из цели и задач документирования, создаваемая на предприятии документация системы качества должна отвечать целому ряду строгих требований. К числу основных из них относятся:
1. Документация должна
быть системной, т.е.
2. Документация должна
быть комплексной, т.е.
3. Документация должна быть полной, т.е. содержать исчерпывающую информацию обо всех процессах и процедурах, выполняемых в системе качества, а также о способах регистрации данных о качестве. При этом объем документации должен быть минимальным, но достаточным для практических целей.
4. Документация должна
быть адекватной рекомендациям
и требованиям стандартов
5. Документация должна содержать только практически выполняемые требования. В ней нельзя устанавливать нереальные положения.
6. Документация должна быть легко идентифицируемой. Это предполагает, что каждый документ системы качества должен иметь соответствующее наименование, условное обозначение и код, позволяющий установить его принадлежность к определенной части системы.
7. Документация должна быть адресной, т.е. каждый документ системы качества должен быть предназначен для определенной области применения и адресован конкретным исполнителям.
8. Документация должна
быть актуализированной. Это
9. Документация должна
быть понятной всем ее
10. Документация должна
иметь санкционированный
Система качества должна предусматривать правильное обозначение, распространение сбор и ведение всех документов по управлению качеством.
Состав разделов документированной процедуры в общем случае может содержать:
- цель и/или назначение процедуры;
- область применения;
- нормативные ссылки;
- термины, определения, аббревиатуры и сокращения;
- ответственность и полномочия;
- описание деятельности в соответствии с назначением процедуры;
-регистрируемые данные;
- приложения.
Следует также указывать сведения о согласовании, утверждении, пересмотре документированной процедуры.
Цель и/или назначение
документированной процедуры
Например, целью, устанавливаемой в процедуре корректирующих действий, может быть устранение причин выявленных несоответствий и предупреждение их повторного появления, назначением процедуры – установление порядка разработки и осуществления корректирующих действий.
Построение разделов документированной процедуры, включающих область ее применения, нормативные ссылки, термины и определения, рекомендуется выполнять в соответствии с СТБ 1.5.
В разделе "Ответственность и полномочия" определяют ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, связанные с деятельностью и/или процессами, описанными в процедуре.
Ответственность и полномочия персонала по выполняемым функциям могут быть представлены в текстовой форме, в виде таблиц и/или указаны в блок-схемах, приводимых в документированной процедуре.
Описание деятельности в соответствии с назначением процедуры организация может выполнять с различной степенью детализации, в зависимости от сложности конкретного вида деятельности и подготовки персонала.
При описании деятельности рекомендуется установить:
- входные данные;
- ресурсы для осуществления деятельности (персонал, документация, оборудование, материалы);
- алгоритм выполняемой
деятельности, последовательность
выполняемых действий в соответ
- способы и средства мониторинга;
- анализируемые данные о результатах деятельности, выходные данные.
При описании деятельности могут использоваться блок-схемы.
При описании деятельности целесообразно соблюдать методологию цикла Деминга: планирование – выполнение – проверка – воздействие.
Регистрируемые данные (или записи) устанавливают с определением формы их регистрации с последующим применением к ним процедуры управления записями.
В соответствии с рекомендуемым содержанием документированной процедуры, на основании анализа данных о результатах деятельности устанавливают необходимость в совершенствовании и пересмотре процедуры. Сведения о пересмотре и/или внесении изменений в документированную процедуру отражают в порядке, определяемом предприятием. Рекомендуемый порядок – в соответствии с СТБ 1.5.
Документированные процедуры могут содержать ссылки на рабочие инструкции, определяющие способ осуществления деятельности. Структура рабочих инструкций может отличаться от структуры документированных процедур.
Документированные
процедуры могут описывать
Документированные процедуры могут быть разработаны и представлены на бумажном носителе и/или в электронном виде.
Представление и ведение документов в электронном виде имеет следующие преимущества:
- постоянный доступ к информации соответствующего персонала;
- легко осуществляемые
актуализация и контроль
- быстрое распространение информации, возможность распечатки бумажных идентифицированных копий, например по дате;
- простая и эффективная отмена устаревших документов.
При построении документированной процедуры по управлению документацией рекомендуется описать основные выполняемые в этой процедуре функции:
- определение потребности в документации;
- планирование разработки или приобретения документов;
- разработку, согласование, утверждение, введение в действие;
- пересмотр, повторное утверждение документов;
- учет, идентификацию, рассылку, хранение;
- обеспечение
- внесение изменений;
- отмену, изъятие документов,
предотвращение использования
Управлению подлежат следующие документы системы менеджмента качества:
- документы системы
менеджмента качества (политика
в области качества, руководство
по качеству, документированные
процедуры, документы,
- нормативные документы (ГОСТ, СТБ, ТУ и др.);
- техническая документация (КД, ТД);
- положения о подразделениях, должностные инструкции.
В документированной процедуре по управлению записями по качеству рекомендуется установить:
- состав регистрируемых данных о качестве и формы их регистрации;
- ответственность за оформление записей;
- порядок учета
- порядок хранения, защиты и восстановления записей (при необходимости);
- адреса, каналы передачи
и вид передаваемой информации
(маршруты движения информации)
- взаимодействие подразделений
при передаче и получении
- сроки хранения, порядок изъятия записей о качестве.
В документированной процедуре по внутренним проверкам рекомендуется установить порядок планирования, проведения и регистрации результатов внутренних проверок, определения последующих действий, ответственность при выполнении работ.
Последующие действия, как правило, включают корректирующие действия, предпринятые для устранения выявленных несоответствий и их причин, сведения о сроках и ответственность за выполнение.
В состав последующих действий входит также:
- проверка выполнения;
- оценка своевременности и эффективности корректирующих действий;
- оценка эффективности внутренних проверок.
В документированной процедуре по управлению несоответствующей продукцией рекомендуется установить порядок:
- выявления, идентификации, регистрации несоответствующей продукции;
- изоляции несоответствующей продукции, позволяющей избежать ее смешивания с годной продукцией;