Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:03, курс лекций
Развивая мысль о роли и значимости качества в современных условиях было бы корректно для начала определить, является ли качество в современной трактовке объектом менеджмента.
Приложение основных принципов теории менеджмента к любому объекту возможно при соблюдении следующих условий:
наличие программы поведения управляемого объекта или целевых значений параметров этого объекта;
Подходы систем менеджмента качества, приведенные в семействе стандартов ИСО 9000, и модели совершенства основаны на общих принципах. Оба эти подхода:
а) дают возможность организации выявить свои сильные и слабые стороны;
б) содержат положения по оцениванию в сравнении с общими моделями;
в) обеспечивают основу для постоянного улучшения; и
г) включают способы внешнего признания.
Различие между подходами систем менеджмента качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства заключается в их областях применения. Стандарты семейства ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.
Документация
Менеджмент качества в соответствии с МС ИСО семейства 9000 – это прежде всего система административного руководства организацией. В иерархии уровней современного менеджмента качества уровень руководства, регламентированный МС ИСО семейства 9000 – самый нижний, элементарный. Роль документации на этом уровне – доминирующая, а его основной девиз: "Все, что документировано, должно быть выполнено. Все, что делается, должно быть документировано". Когда методики для каждого процесса и всей сети процессов документально оформлены, развернуты и внедрены, появляется возможность анализа достаточности обеспечения процессов, управления процессами через контроль текущих характеристик, улучшения процессов и планирования новых более совершенных процессов.
Под документированием системы качества понимается деятельность по установлению структуры и состава документации и управлению ею. Таким образом, документирование включает как разработку документации, так и управление самой документацией в ходе функционирования системы качества. Цель документирования системы качества заключается в создании организационно-методической и нормативной основы для построения и функционирования системы качества, соответствующей рекомендациям и требованиям стандартов семейства ИСО 9000. Основными задачами документирования являются:
-установление и нормирование требований к выполнению работ в системе качества;
-обеспечение
-регулярная регистрация фактических данных о качестве продукции и состоянии системы качества в ходе ее функционирования и совершенствования;
-обеспечение идентификации и прослеживаемости продукции и измерительного оборудования;
-закрепление лучших традиций и накопленного опыта по организации и проведению работ в системе качества;
-разрешение и предупреждение спорных вопросов в процессе деятельности в системе качества;
-обеспечение проверяемости и оценка качества продукции и системы качества.
Документация системы качества - комплект документов, необходимых для надежного функционирования системы качества и обеспечения качества продукции.
Документом системы качества считается любой материальный носитель информации с реквизитами, позволяющими идентифицировать данную информацию.
Типичная иерархия документов системы менеджмента качества
В системах менеджмента качества имеется несколько типов документов, таких как:
- документы, содержащие требования: стандарты, ТУ и другая НТД;
- документация, которая
предоставляет
- документация, которая
описывает, как Система
- документация, которая
представляет информацию о том,
- документация, которая представляет объективное свидетельство выполненных действий или достигнутых результатов. Такая документация представляется в виде записей по качеству и отчетов по качеству.
Каждая организация устанавливает свой объем требуемой документации и использование информационных технологий. Это зависит от таких факторов, как: размер и сложность организации; сложность продуктов и процессов; риск неудовлетворения требований заказчика; компетентности персонала; степени, в которой необходимо демонстрировать соответствие требования системы менеджмента качества.
Все элементы, требования и положения, принятые организацией для своей системы качества должны быть документированы в форме политики и процедур, и должны быть систематизированы, упорядочены и доступны для понимания.
Один из ведущих документов системы качества - политика в области качества.
Политика в области качества - это четко определенное, специально сформированное и обязательное для всех заявление высшего руководства предприятия об основных направлениях, целях и задачах предприятия в области качества.
Политика в области качества должна быть сформулирована понятным для всех сотрудником языком.
Разработка политики в области качества осуществляется под непосредственным руководством руководителя предприятия.
Для разъяснения и пропаганды политики предприятия в области качества используются заводские радио и печать, техническая учеба.
Основными составляющими политики в области качества являются:
- цели и задачи предприятия в области качества;
- пути достижения поставленных задач;
- основные направления
деятельности предприятия в
Главная цель предприятия в области качества может быть определена, как достижение высокого уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Достижение этой цели обеспечивается решением основных задач в области качества.
При изложении политики целесообразно указать пути достижения поставленных задач. К ним можно отнести:
- постоянное совершенствование системы качества;
- формирование пакета информации о требованиях потребителей, рыночном спросе, состоянии дел на конкурирующих фирмах;
- формирование пакета
информации о технических
Основные направления деятельности предприятия в области качества включают:
- расширение достигнутых или освоение новых рынков сбыта;
- постоянное улучшение
качества продукции с
- освоение принципиально новых видов продукции и др.
Важнейшим элементом управления политикой в области качества является ее анализ и актуализация с учетом возрастающих требований потребителей, внедрения новых технологий, ужесточения требований к охране окружающей среды и сертификации продукции.
Основным документом, дающим представление о системе качества в целом, является руководство по качеству. Руководство выполняет различные назначения в зависимости от поставленной цели.
Руководство по качеству является обобщающим документом системы качества предприятия и должно содержать описание политики в области качества, основных положений системы качества, а также сведений о предприятии и его деятельности в области качества.
В Руководстве по качеству регламентируют распределение обязанностей, полномочий и ответственности персонала предприятия в системе качества.
Каждая документально представленная процедура должна охватывать полный элемент системы качества или его часть, либо последовательность взаимосвязанных мероприятий, связанных более чем с одним элементом системы качества. Документально представленные процедуры системы качества не должны подробно описывать чисто технические детали, которые обычно документируются в детальных рабочих инструкциях.
Руководство по качеству включает или ссылается на документально оформленные процедуры системы качества, предназначенные для общего планирования и управления процессами, которые оказывают влияние на качество продукции.
Руководство по качеству должно точно, полно и в сжатом виде передавать политику в области качества, цели и руководящие документированные процедуры организации работ на предприятии. С этой целью разделы Руководства по качеству должны быть увязаны с элементами стандарта на систему качества.
Руководство по качеству должно содержать разделы по всем элементам стандарта на систему качества. При отсутствии в системе качества предприятия отдельных элементов в соответствующих разделах Руководства по качеству должны быть сделаны пояснения.
Процесс разработки должен осуществляться и контролироваться ответственным исполнителем или другим должностным лицом в зависимости от практической ситуации (структуры предприятия и сложности продукции). Использование существующих документов может существенно сократить время разработки Руководства по качеству.
Ответственный исполнитель должен гарантировать точность и полноту Руководства по качеству, и целостность его содержания.
Перед утверждением Руководства по качеству документ должен быть подвергнут анализу со стороны ведущих специалистов предприятия в целях гарантии его ясности, точности, приемлемости и правильности структуры. Предполагаемые пользователи должны также иметь возможность оценки пригодности документа для использования в работе.
Руководство по качеству в общем случае содержит следующее:
- титульный лист;
- содержание;
- область распространения и применения;
- введение;
- политику и задачи
предприятия в области
- описание организационной структуры, ответственности и полномочий;
- описание элементов системы качества;
- раздел определений, в случае необходимости;
- приложения
- лист изменений.
- обозначение Руководства по качеству;
- дату введения;
- номер редакции (при переиздании);
- сведения о проверке
(дату и подпись
- утверждающую подпись руководства;
- номер экземпляра и сведения о пользователе;
- год издания.
Содержание Руководства
по качеству должно отображать наименование
разделов и порядок их нахождения.
Система нумерации или
Область распространения и применения должна определять область деятельности предприятия, на которую распространяется Руководство по качеству, а также где и в каких случаях оно применяется.
Введение Руководства по качеству должно содержать общую информацию о предприятии и о самом Руководстве по качеству.
Минимальная информация о предприятии должна состоять из его названия, юридического статуса, адреса, телефона, факса и др. Также можно включать дополнительную информацию о предприятии, такую как направления его деятельности, историческую справку, объемы выпускаемой продукции.
Раздел Руководства
по качеству “Политика и задачи
предприятия в области
В разделе Руководства по качеству “Описание организационной структуры, ответственности и полномочий” приводится описание структуры предприятия. Может быть приведена схема предприятия. В других разделах Руководства по качеству или в ссылочных документах по процедурам элементов системы должны быть конкретизированы обязанности, полномочия и функции.
Руководство по качеству должно описывать применяемые элементы системы качества. Описание каждого элемента должно быть приведено в отдельном разделе. Все разделы должны быть логически связаны между собой и, раскрывать хорошо скоординированную систему качества. Это может быть осуществлено посредством включения, либо ссылками на документированные процедуры системы качества.