Качество как объект менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:03, курс лекций

Описание работы

Развивая мысль о роли и значимости качества в современных условиях было бы корректно для начала определить, является ли качество в современной трактовке объектом менеджмента.
Приложение основных принципов теории менеджмента к любому объекту возможно при соблюдении следующих условий:
наличие программы поведения управляемого объекта или целевых значений параметров этого объекта;

Файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

Подходы систем менеджмента качества, приведенные  в семействе стандартов ИСО 9000, и модели совершенства основаны на общих принципах. Оба эти подхода:

а) дают возможность  организации выявить свои сильные  и слабые стороны;

б) содержат положения  по оцениванию в сравнении с общими моделями;

в) обеспечивают основу для постоянного улучшения; и

г) включают способы  внешнего признания.

Различие между  подходами систем менеджмента качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства заключается в их областях применения. Стандарты семейства ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.

 

Документация

Менеджмент качества в соответствии с МС ИСО семейства 9000 – это прежде всего система административного руководства организацией. В иерархии уровней современного менеджмента качества уровень руководства, регламентированный МС ИСО семейства 9000 – самый нижний, элементарный. Роль документации на этом уровне – доминирующая, а его основной девиз: "Все, что документировано, должно быть выполнено. Все, что делается, должно быть документировано". Когда методики для каждого процесса и всей сети процессов документально оформлены, развернуты и внедрены, появляется возможность анализа достаточности обеспечения процессов, управления процессами через контроль текущих характеристик, улучшения процессов и планирования новых более совершенных процессов.

Под документированием системы качества понимается деятельность по установлению структуры и состава документации и управлению ею. Таким образом, документирование включает как разработку документации, так и управление самой документацией в ходе функционирования системы качества. Цель документирования системы качества заключается в создании организационно-методической и нормативной основы для построения и функционирования системы качества, соответствующей рекомендациям и требованиям стандартов семейства ИСО 9000. Основными задачами документирования являются:

-установление и нормирование требований к выполнению работ в системе качества;

-обеспечение воспроизводимости  процессов административного управления  качеством;

-регулярная регистрация  фактических данных о качестве  продукции и состоянии системы качества в ходе ее функционирования и совершенствования;

-обеспечение идентификации  и прослеживаемости продукции  и измерительного оборудования;

-закрепление лучших  традиций и накопленного опыта  по организации и проведению  работ в системе качества;

-разрешение и предупреждение спорных вопросов в процессе деятельности в системе качества;

-обеспечение проверяемости  и оценка качества продукции  и системы качества.

Документация  системы качества - комплект документов, необходимых для надежного функционирования системы качества и обеспечения качества продукции.

Документом  системы качества считается любой материальный носитель информации с реквизитами, позволяющими идентифицировать данную информацию.

Типичная иерархия документов системы менеджмента качества


 

 

В системах менеджмента  качества имеется несколько типов документов, таких как:

- документы, содержащие  требования: стандарты, ТУ и другая НТД;

- документация, которая  предоставляет последовательную  информацию, как внутреннюю, так  и внешнюю, о Системе Менеджмента  Качества. Многие организации представляют такую документацию в виде руководства по качеству;

- документация, которая  описывает, как Система Менеджмента  Качества или ее элементы применяются  к определенному продукту, проекту  или контракту. Многие организации  представляют такую документацию в виде плана качества;

- документация, которая  представляет информацию о том,  как выполняются действия или  процессы. Многие организации представляют  такую документацию в виде процедур, технологических и рабочих инструкций;

- документация, которая представляет объективное свидетельство выполненных действий или достигнутых результатов. Такая документация представляется в виде записей по качеству и отчетов по качеству.

Каждая организация  устанавливает свой объем требуемой  документации и использование информационных технологий. Это зависит от таких факторов, как: размер и сложность организации; сложность продуктов и процессов; риск неудовлетворения требований заказчика; компетентности персонала; степени, в которой необходимо демонстрировать соответствие требования системы менеджмента качества.

Все элементы, требования и положения, принятые организацией для своей системы качества должны быть документированы в форме  политики и процедур, и должны быть систематизированы, упорядочены и доступны для понимания.

Один из ведущих документов системы качества - политика в области  качества.

Политика в  области качества - это четко определенное, специально сформированное и обязательное для всех заявление высшего руководства предприятия об основных направлениях, целях и задачах предприятия в области качества.

Политика в области  качества должна быть сформулирована понятным для всех сотрудником языком.

Разработка политики в области качества осуществляется под непосредственным руководством руководителя предприятия.

Для разъяснения и пропаганды политики предприятия в области качества используются заводские радио и печать, техническая учеба.

Основными составляющими  политики в области качества являются:

- цели и задачи предприятия  в области качества;

- пути достижения поставленных задач;

- основные направления  деятельности предприятия в области  качества.

Главная цель предприятия  в области качества может быть определена, как достижение высокого уровня качества и конкурентоспособности  выпускаемой продукции. Достижение этой цели обеспечивается решением основных задач в области качества.

При изложении политики целесообразно указать пути достижения поставленных задач. К ним можно отнести:

- постоянное совершенствование  системы качества;

- формирование пакета  информации о требованиях потребителей, рыночном спросе, состоянии дел на конкурирующих фирмах;

- формирование пакета  информации о технических достижениях  в стране и за рубежом и  др.

Основные направления  деятельности предприятия в области  качества включают:

- расширение достигнутых или освоение новых рынков сбыта;

- постоянное улучшение  качества продукции с указанием  средств достижения;

- освоение принципиально  новых видов продукции и др.

Важнейшим элементом  управления политикой в области  качества является ее анализ и актуализация с учетом возрастающих требований потребителей, внедрения новых технологий, ужесточения требований к охране окружающей среды и сертификации продукции.

Основным документом, дающим представление о системе  качества в целом, является руководство по качеству. Руководство выполняет различные назначения в зависимости от поставленной цели.

Руководство по качеству является обобщающим документом системы качества предприятия и должно содержать описание политики в области качества, основных положений системы качества, а также сведений о предприятии и его деятельности в области качества.

В Руководстве по качеству регламентируют распределение обязанностей, полномочий и ответственности персонала предприятия в системе качества.

Каждая документально  представленная процедура должна охватывать полный элемент системы качества или его часть, либо последовательность взаимосвязанных мероприятий, связанных более чем с одним элементом системы качества. Документально представленные процедуры системы качества не должны подробно описывать чисто технические детали, которые обычно документируются в детальных рабочих инструкциях.

Руководство по качеству включает или ссылается на документально оформленные процедуры системы качества, предназначенные для общего планирования и управления процессами, которые оказывают влияние на качество продукции.

Руководство по качеству должно точно, полно и в сжатом виде передавать политику в области  качества, цели и руководящие документированные процедуры организации работ на предприятии. С этой целью разделы Руководства по качеству должны быть увязаны с элементами стандарта на систему качества.

Руководство по качеству должно содержать разделы по всем элементам стандарта на систему качества. При отсутствии в системе качества предприятия отдельных элементов в соответствующих разделах Руководства по качеству должны быть сделаны пояснения.

Процесс разработки должен осуществляться и контролироваться ответственным исполнителем или другим должностным лицом в зависимости от практической ситуации (структуры предприятия и сложности продукции). Использование существующих документов может существенно сократить время разработки Руководства по качеству.

Ответственный исполнитель должен гарантировать точность и полноту Руководства по качеству, и целостность его содержания.

Перед утверждением Руководства  по качеству документ должен быть подвергнут анализу со стороны ведущих специалистов предприятия в целях гарантии его ясности, точности, приемлемости и правильности структуры. Предполагаемые пользователи должны также иметь возможность оценки пригодности документа для использования в работе.

Руководство по качеству в общем случае содержит следующее:

- титульный лист;

- содержание;

- область распространения  и применения;

- введение;

- политику и задачи  предприятия в области качества;

- описание организационной  структуры, ответственности и  полномочий;

- описание элементов  системы качества;

- раздел определений,  в случае необходимости;

- приложения

- лист изменений.

- обозначение Руководства  по качеству;

- дату введения;

- номер редакции (при  переиздании);

- сведения о проверке (дату и подпись ответственного  за систему качества);

- утверждающую подпись  руководства;

- номер экземпляра и сведения о пользователе;

- год издания.

Содержание Руководства  по качеству должно отображать наименование разделов и порядок их нахождения. Система нумерации или кодирования  разделов, подразделов, страниц, рисунков, диаграмм, таблиц, приложений должна быть ясной и логически взаимоувязанной.

Область распространения  и применения должна определять область  деятельности предприятия, на которую распространяется Руководство по качеству, а также где и в каких случаях оно применяется.

Введение Руководства  по качеству должно содержать общую информацию о предприятии и о самом Руководстве по качеству.

Минимальная информация о предприятии должна состоять из его названия, юридического статуса, адреса, телефона, факса и др. Также можно включать дополнительную информацию о предприятии, такую как направления его деятельности, историческую справку, объемы выпускаемой продукции.

Раздел Руководства  по качеству “Политика и задачи предприятия в области качества”  должен констатировать политику и задачи предприятия в области качества. В разделе приводят обязательства и цели предприятия в области качества, а также описывают способы доведения политики в области качества до всех сотрудников, способ ее реализации и поддержания на всех уровнях. Специфические формулировки политики по качеству могут быть также включены в соответствующие разделы по элементам системы качества.

В разделе Руководства  по качеству “Описание организационной  структуры, ответственности и полномочий”  приводится описание структуры предприятия. Может быть приведена схема предприятия. В других разделах Руководства по качеству или в ссылочных документах по процедурам элементов системы должны быть конкретизированы обязанности, полномочия и функции.

Руководство по качеству должно описывать применяемые элементы системы качества. Описание каждого элемента должно быть приведено в отдельном разделе. Все разделы должны быть логически связаны между собой и, раскрывать хорошо скоординированную систему качества. Это может быть осуществлено посредством включения, либо ссылками на документированные процедуры системы качества.

Информация о работе Качество как объект менеджмента