Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:03, курс лекций
Развивая мысль о роли и значимости качества в современных условиях было бы корректно для начала определить, является ли качество в современной трактовке объектом менеджмента.
Приложение основных принципов теории менеджмента к любому объекту возможно при соблюдении следующих условий:
наличие программы поведения управляемого объекта или целевых значений параметров этого объекта;
Затраты на качество обычно делятся на следующие категории (рис.2.1):
затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов;
затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
внутренние затраты на дефект – затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);
внешние затраты на дефект – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после продажи продукта (внешние потери);
Расчет показателей, оценивающих уровень качества продукции, производится с определенными целями. Важнейшая из них – сопоставление различных потребительских свойств изделий и их экономических характеристик, т.е. определение оптимального уровня качества изделий. С ростом требований, предъявляемых потребителями к качеству продукции, неизбежно растет цена выпускаемой продукции и ее себестоимость. С другой стороны, с расширением выпуска новой продукции централизованно устанавливаемые цены на ранее освоенную продукцию должны снижаться по мере ее морального старения.
Эта зависимость отражена на рис. 2.2. Часть диаграммы, заключенная между кривыми себестоимости и цены изделия и ограниченная точками их пересечения Q1 и Q2, отражает величину прибыли. Точку наибольшего отдаления кривых Q0 можно назвать качеством продукции, обеспечивающим наибольшую прибыль (минимальные затраты и максимальная цена), т. е. оптимальным значением качества.
Рис. 2.2. Зависимость себестоимости и цены изделия от уровня его качественных характеристик.
На рис. 2.2 Q1 – Q2 – возрастание убытков в сфере эксплуатации (возрастают расходы на ремонт и обслуживание); Q1 – Q2 – непомерное возрастание себестоимости (затрат). Однако наличие на рынке сбыта конкурирующих изделий иногда заставляет предприятие менять тактику: либо остановиться на качестве продукции Q1, производя изделия высокого класса и жертвуя некоторой долей собственной прибыли, либо решиться принять качество Q2 с низкой себестоимостью. Все это – вопросы маркетинговой стратегии и тактики предприятия.
ИСО 9000
В ИСО семейства 9000 отражен
концентрированный
Выходу стандартов ИСО серии 9000 предшествовала большая и кропотливая работа. Разработчиками стандартов были проанализированы существующие в различных странах национальные и ведомственные организационные документы по обеспечению качества. При этом особое внимание было уделено военным (МIL-Q-9858А, MIL-Q-45208A) и национальным (АNSI) стандартам США, стандартам НАТО (AQAP-1, AQAP-4, AQAP-9), а также национальным стандартам Великобритании (BS), Австралии (AS), Канады (CSA) и Франции (AFNOR).
В результате анализа было установлено, что действующие в различных странах организационные стандарты по качеству, независимо от их национальной или ведомственной принадлежности, делятся на стандарты, предназначенные для неконтрактных условий, и стандарты, предназначенные для контрактных условий.
Стандарты первого вида, например ВS 4881 (1972 г.), АNSI/ASQCZ 1.15 (1979 г.), AFNOR-110 (1980 г.), устанавливают требования к организации систем качества на фирме, т.е. описывают основные принципы и элементы таких систем. Эти стандарты имеют рекомендательный характер, любая фирма по своему усмотрению может использовать их для своих целей.
Стандарты второго вида используются в тех случаях, когда присутствуют две стороны — заказчик и изготовитель. В условиях заключаемого контракта на поставку продукции предусматриваются организационные требования конкретного стандарта, которые становятся обязательными для изготовителя. Проверка заказчиком их выполнения позволяет гарантировать надлежащие качество и стабильность будущих поставок. Первым документом такого вида является американский военный стандарт (МIL-Q-9858А), опубликованный в 1959 г. Данный стандарт обязывал поставщика Министерства обороны США обеспечить эффективную систему, гарантирующую правильное документальное оформление всех работ, связанных с изготовлением продукции в соответствии с заданными к требованиями, а в случае необходимости — представление заказчику свидетельств того, что работа по обеспечению качества проводилась правильно.
Последующее развитие подхода американского стандарта MIL-Q-9858А привело к дифференцированной стандартизации требований к системе качества для различных условий. К примеру, в Великобритании в 1979 (BS5750) и Франции были разработаны три, а в Канаде – четыре типовые модели для обеспечения качества. В результате сложилась ситуация, когда различия в национальных подходах к; условиям обеспечения качества привели к образованию нового серьезного барьера в международной торговле и промышленном сотрудничестве. Возникла конкретная потребность в установлении единого подхода к договорным условиям в отношении оценки системы качества и регламентировании взаимоотношений между покупателем продукции и ее поставщиком. В 1979г. Учрежден ISO/TK 176.
Признав существование отмеченных подходов к системам качества, ИСО/ТК 176 счел целесообразные отразить их в стандартах ИСО серии 9000. Экспертам по качеству, представляющим различные страны и школы, потребовалось несколько лет, чтобы прийти к соглашению относительно основных понятий в области качества и выбора элементов системы качества. Разработанные стандарты ИСО вобрали в себя все наиболее рациональное из того, что было накоплено в этой области знаний и практической деятельности. Эти стандарты не только устраняют технические барьеры в сотрудничестве, устанавливают унифицированные подходы, но и служат ценным источником мирового опыта, готовых организационных решений.
Что такое семейство стандартов ИСО 9000?
●Набор общих международных стандартов, описывающих системы менеджмента качества, применяемые организациями любого типа и размера, которые:
- производят продукцию или детали (оборудование);
- разрабатывают программное
- обрабатывают материалы;
- предоставляют услуги;
- обеспечивают функции
ИСО 9000 применяются в четырех случаях:
□ Заключение контрактов между
поставщиком и покупателем
□ Регистрация / одобрение
покупателем
□ Подтверждения соответствия (сертификация) /
регистрация третьей стороной
□ Руководство по улучшению качества
Первое издание стандартов ИСО было выпущено в 1987 году.
В 1992-1994 годах было выпущено второе издание стандартов ИСО серии 9000, которое аннулирует и заменяет ИСО 9000:1987.
Пересмотр 2000г содержит более значительные изменения по сравнению с предыдущими версиями, касающиеся, в особенности, ответственности руководства, мониторинга, измерения и постоянного улучшения, что означает, что те, кто применяет системы менеджмента качества, должен четко изучить новые версии стандартов.
Процесс пересмотра стандартов ИСО обязателен каждые 5 лет.
При этом возможны результаты:
- Подтверждение
- Изъятие
- Пересмотр
Ключевые этапы ИСО 9000
1979 – был опубликован BS 5750 и учрежден ISO/TK 176
1987 – были опубликованы стандарты ISO 9000
1990 – видение 2000 – Генеральный план по пересмотру ISO 9000
1994 – I стадия пересмотра
2000 – II стадия пересмотра
Структура ИСО 9001:2000
Введение
|
1. Область применения 1.1 Общие положения 1.2 Применение. |
2. Нормативная ссылка |
3. Термины и определения |
4. Система менеджмента качества 4.1 Общие требования 4.2 Требования к документации 4.2.1 Общие положения 4.2.2 Руководство по качеству 4.2.3 Управление документацией 4.2.4 Управление записями | ||
5. Ответственность руководства 5.1 Обязательства руководства 5.2 Ориентация на потребителя 5.3 Политика в области качества 5.4 Планирование 5.4.1 Цели в области качества 5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества 5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией 5.5.1 Ответственность и полномочия 5.5.2 Представитель руководства 5.5.3 Внутренний обмен информацией 5.6 Анализ со стороны руководства 5.6.1 Общие положения 5.6.2 Входные данные для анализа 5.6.3 Выходные данные для анализа |
6. менеджмент ресурсов 6.1 Обеспечение ресурсами 6.2 Человеческие ресурсы 6.2.1 Общие положения 6.2.2Компетентность, осведомленность и подготовка 6.3 Инфраструктура 6.4 Производственная среда | |
7. Процессы жизненного цикла продукции 7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции 7.2 Процессы, связанные с потребителями 7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции 7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции 7.2.3 Связь с потребителями 7.3 Проектирование и разработка 7.3.1 Планирование проектирования и разработки 7.3.2 Входные данные
для проектирования и 7.3.3 Выходные данные
для проектирования и 7.3.4 Анализ проекта и разработки 7.3.5 Верификация проекта и разработки 7.3.6 Валидация проекта и разработки 7.3.7 Управление изменениями проекта и разработки 7.4 Закупки 7.4.1 Процесс закупок 7.4.2 Информация по закупкам 7.4.3 Верификация закупленной продукции 7.5 Производство и обслуживание 7.5.1 Управление производством и обслуживанием 7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания 7.5.3 Идентификация и прослеживаемость 7.5.4 Собственность потребителей 7.5.5 Сохранение соответствия продукции 7.6 Управление контрольными и измерительными приборами |
8. Измерение, анализ и улучшение 8.1 Общие положения 8.2 Мониторинг и измерение 8.2.1 Удовлетворенность потребителей 8.2.2 Внутренние аудиты (проверки) 8.2.3 Мониторинг и измерение процессов 8.2.4 Мониторинг и измерение продукции 8.3 Управление несоответствующей продукцией 8.4 Анализ данных 8.5 Улучшение 8.5.1 Постоянное улучшение 8.5.2 Корректирующие действия 8.5.3 Предупреждающие действия |
Принципы менеджмента качеством
Принцип 1 - Сосредоточие на потребителе
Принцип 2 - Руководство
Принцип 3 - Вовлечение персонала
Принцип 4 - Подход к процессу
Принцип 5 - Системный подход к управлению
Принцип 6 - Непрерывное совершенствование
Принцип 7 -Фактический подход к принятию решения
Принцип 8 — Взаимовыгодные отношения с поставщиком
Принцип 1 - Сосредоточие на потребителе
«Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понять
настоящие и будущие запросы потребителей, удовлетворять требования потребителей и стремиться увеличивать ожидания потребителей»
Польза от применений этого принципа:
• увеличение годового дохода и доли на рынке, достигнутое благодаря гибкому и быстрому реагированию на возможности рынка;
•
увеличение эффективности при
• улучшение лояльности потребителя, приводящее к выполнению задач бизнеса.
Применение принципа сосредоточения на потребителе приведет к следующему:
• к исследованию и пониманию запросов и ожиданий потребителя;
• к обеспечению взаимосвязи целей организации с потребностями и ожиданиями потребителя;
• к сообщению этих запросов и ожиданий в организацию;
• к измерению степени удовлетворенности потребителя и действию по результатам;
• к систематическому управлению отношениями с потребителями;
• к обеспечению
сбалансированного подхода
Принцип 2 - Руководство
« Руководители определяют единство цели и направления организации.
Им необходимо создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой персонал может быть полностью вовлечен в достижении целей организации»
Польза от применений этого принципа:
• люди будут понимать, и мотивировать движение организации к достижению целей и задач;
• деятельности оцениваются, налаживаются и внедряются единым способом;
• минимизируемся недостаток общения между уровнями организации.
Применение принципа руководства приведет к следующему:
• рассмотрению потребностей всех заинтересованных сторон, включая потребителей, владельцев, служащих, поставщиков, финансистов, местных сообществ и общества в целом;
• к ясному видению будущего организации;
• к определению перспективных целей и задач, и к созданию и поддержанию общих ценностей, справедливости и этических моделей на всех уровнях организации;