Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:03, курс лекций
Развивая мысль о роли и значимости качества в современных условиях было бы корректно для начала определить, является ли качество в современной трактовке объектом менеджмента.
Приложение основных принципов теории менеджмента к любому объекту возможно при соблюдении следующих условий:
наличие программы поведения управляемого объекта или целевых значений параметров этого объекта;
Каждое предприятие самостоятельно определяет элементы системы качества, которые являются приемлемыми, и на основе требований этих элементов определяет в Руководстве по качеству, каким способом предприятие намерено применять и контролировать каждый из выбранных элементов.
Если наличие раздела с определениями необходимо в Руководстве по качеству, то он размещается после раздела "Область распространения и применения". Рекомендуется, где это возможно, использовать стандартные определения и термины, которые приводятся в признанных документах по терминологии качества или в словарях общего пользования. Данный раздел Руководства по качеству должен содержать определения терминов и понятий, которые однозначно используются в разрабатываемом Руководстве по качеству.
Возможно включение приложений, содержащих данные, являющиеся дополнением к Руководству. К ним относятся: перечень документов системы качества, организационная структура предприятия, организационная структура службы качества, матрица распределения документации, матрица распределения ответственности и полномочий, а также, при необходимости, инструкции, процедуры.
Для документирования информации об изменениях целесообразно в Руководстве по качеству предусмотреть лист регистрации изменений. Он может находиться на первых или последних страницах Руководства по качеству либо в каждой главе.
Целесообразно составить Руководство по качеству таким образом, чтобы можно было легко и быстро заменить отдельные разделы или страницы. По этой причине Руководство по качеству не рекомендуется сшивать.
Руководство по качеству может быть разработано в виде стандарта предприятия (СТП).
Руководство по Качеству, Процедуры и Планы являются “контролируемыми документами”, т.е. известен держатель каждой из копий, обновляющихся в установленном порядке. Характер этих документов таков, что все изменения и введение в действие осуществляются Менеджером по качеству и затем одобряются Высшим руководством.
Рабочие Инструкции требуют утверждения и контроля на каком-то уровне, но, как правило, они не относятся к “Контролируемым документам” так, как это требуется от Руководства по Качеству и Процедур (управление может быть проще).
При проектировании системы максимальное внимание следует уделить автоматической обратной связи и самопроверке. Набор документов должен быть целостной системой, насколько это возможно, будучи к тому же правильно спроектированной, она сможет обеспечит качественную самопроверку – основу эффективности всей системы менеджмента качества. При создании документов рекомендуется следовать следующим двум простым правилам.
Необходимо записывать то, что делаешь:
- Документировать процессы
внутри системы, добавляющие
- Установить систему,
обеспечивающую получение
- Детализировать процессы
надо так, как требуется
- Документировать то, что ты делаешь, а не то, что ты хотел бы сделать.
Необходимо делать то, что записано:
- Следовать процедуре.
- Менять процедуру в зависимости от изменений бизнеса.
- Не развивать посторонней деятельности.
Документирование системы менеджмента качества дает возможность организации:
- обеспечить четкость
и прозрачность
- описать осуществляемые способы деятельности, последовательность и взаимодействие процессов;
- осуществлять прослеживаемость процессов системы менеджмента качества от входа до выхода процесса с учетом их взаимодействия;
- обеспечить эффективное
подтверждение соответствия
- использовать комплект документов в целях обучения персонала.
В соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001 организации, разрабатывающие систему менеджмента качества, должны ее документировать.
Согласно требованиям СТБ ИСО 9001 документация системы менеджмента качества включает:
а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
б) руководство по качеству;
в) обязательные в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001 документированные процедуры;
г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;
д) записи.
Документированная процедура, как документ системы менеджмента качества, может применяться для описания любой деятельности организации или процессов, осуществляемых в системе менеджмента качества.
В соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001 требуется разработка шести обязательных документированных процедур:
1) управление документацией;
2) управление записями по качеству;
3) внутренние проверки качества;
4) управление несоответствующей продукцией;
5) корректирующие действия;
6) предупреждающие действия
Кроме обязательных процедур для обеспечения эффективности системы менеджмента качества организацией могут быть разработаны дополнительные документированные процедуры.
Рекомендуемый состав и содержание документированной процедуры приводится в последующих разделах настоящего документа.
Степень документированности системы менеджмента качества различных организаций отличается друг от друга и зависит от:
- размера организации и вида ее деятельности;
- сложности процессов системы менеджмента качества и их взаимодействия;
- компетенции персонала.
В соответствии с СТБ ИСО 9001, раздел 4.1, не регламентируется перечень обязательных процессов, которые должны быть документированы. Каждая организация самостоятельно определяет, какие процессы должны быть документированы, руководствуясь требованиями потребителей, нормативных актов, областью деятельности, своей корпоративной стратегией.
Объем документирования в системе менеджмента качества определяет руководство организации, исходя из следующих требований:
Тем не менее, в документе
приведен ряд требований, соответствие
которым в рамках системы менеджмента
качества организация может демонстриров
При этом могут использоваться различные методы: графические, вербальные, визуальные, электронные.
Степень детализации описаний процессов должна определяться исходя из необходимости и достаточности обеспечения эффективности руководства процессами. В соответствии с СТБ ИСО 9001 документированию в рамках процесса подлежат: планирование и обеспечение, управление ходом процесса, ресурсы, процессы контроля.
В СТБ ИСО 9001, раздел 4.2.1,
упоминаются следующие
Примечания
1. Так как описания процессов
используются в различных
2. Документы, в которых содержитс
3. Описания процессов в отличие
от шести обязательных
В системе менеджмента качества следует различать назначение описания процесса и процедуры.
Описание процесса определяет сущность процесса и его структуру. Назначение описания – это эффективное планирование, обеспечение, управление и улучшение процесса.
Процедура определяет последовательность действий в рамках процесса, которая в заданных условиях (т.е. «здесь и сейчас») обеспечивает заданное качество процесса. Суть процедуры – это алгоритм исполнения процесса в конкретных условиях.
Примечание – Распространенный способ представления алгоритмов блок-схемы, которые могут быть использованы в качестве способа представления процедур процессов в системе менеджмента качества.
Описание процесса первично по отношению к процедуре и является основой для разработки последней, но не наоборот. Следует отметить, что для одного и того же процесса может иметь место несколько процедур, отличающихся, например, условиями их выполнения, последовательностью действий и т.п.
Примечание – Блок-схемы не позволяют отразить структуру процессов и, следовательно, не являются адекватным способом описания процессов. Для описания процессов, которое отвечает требованиям менеджмента качества, используются другие способы. В данном документе предлагается способ, основанный на методологии функционального моделирования IDEF0.
Документация по процессам, используемая для последующего эффективного планирования, обеспечения, управления и улучшения, включает перечень процессов и описание процесса.
Перечень процессов содержит следующее:
Описание процесса включает следующее:
Примечание – Степень детализации (глубины) описания процесса определяется исходя из сложности процесса, размеров организации и потребностей менеджмента организации;
Определение процессов, необходимых для системы, их последовательности и взаимодействия является одной из важнейших и достаточно сложных задач при разработке системы.
Всю определенную сеть процессов необходимо
описать в руководстве по качеству
организации или представить
в виде схемы (карты) процессов организации,
входящей в руководство по качеству
или оформленной отдельным
Надо отметить, что все процессы можно отнести к одному из 4 блоков, которые выделены в СТБ ИСО 9001-2001:
- ответственность руководства;
- менеджмент ресурсов;
- процессы жизненного цикла продукции;