Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:36, лекция
Понятие «подтверждение соответствия» введено Международной организацией по стандартизации (ИСО) и определяется как процедура, в результате которой может быть предоставлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям. Это может быть декларация о соответствии или сертификация.
Декларация о соответствии представляет собой письменную гарантию в том, что продукция соответствует заданным требованиям. Это означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа (стандарта). Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК это является доказательством осознанной ответственности изготовителя и готовности потребителя сделать продуманный и определенный заказ.
Также разнообразны нормативные документы, устанавливающие требования к сертифицируемой продукции, товарам, услугам, а также нормативные документы на методы и способы оценки соответствия при сертификации и организационно-методические документы по организации и проведению сертификации.
В целях дальнейшего анализа механизмов и процедур, связанных с процедурой подтверждения соответствия, рассмотрим основные законодательные и нормативные акты в этой области более подробно.
Как уже отмечалось, первым нормативным актом, направленным на создание системы подтверждения соответствия в нашей стране, является Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 17 декабря 1999 г.) (далее – Закон).
Данный Закон регулирует
отношения, возникающие между
Таким образом, Закон закрепил права потребителей на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья, право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг. Такие цели закона тесно связаны с целями сертификации, которые можно определить как защиту потребителя от недобросовестности изготовителя; контроль безопасности продукции для окружающей среды и др.
В Законе введено понятие
обязательной сертификации, закреплена
обязанность предпринимателя
Статьей 7 Закона определяется право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). В частности, данная статья содержит следующие нормы:
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи Закона, товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, видно, что Закон содержит нормы непрямого действия. Так, в нем не содержится закрытого перечня таких товаров (работ, услуг), а установлено, что он утверждается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 7 Закона, не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7.
Таким образом, партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть, или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия (знаком соответствия), который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию. Законом установлена ответственность за нарушение продавцом данной нормы, в том числе МАП России вправе направить предписание о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достаточной информации о товаре (работе, услуге), в том числе отсутствии подтверждения соответствия.
Та же статья 7 Закона предусматривает комплекс мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде.
Согласно пункту 5, если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности снятие товара (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
Безопасность товаров, работ, услуг, предусматриваемая Законом как основная задача сертификации, характеризуется конкретными требованиями к ним. В статье 42 Закона определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Основными федеральными органами, устанавливающими требования к товарам, выполняемым работам и услугам и обеспечивающими контроль за их соблюдением являются: федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции. В соответствии с пунктом 3 этой статьи Закона на Госстандарт России в области сертификации возложены следующие основные задачи: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг).
Статьей 43 Закона устанавливаются основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для потребителей.
Кроме того, Госстандарту России и другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) законом предоставлено право налагать штрафы.
Согласно пункту 2 статьи 43 федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальные органы) и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:
– продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе импортных, без документов о проведении обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов – в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (3-й абзац);
– нарушения правил обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также предоставления испытательными лабораториями (центрами) недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) при обязательном подтверждении их соответствия – в размере двукратной стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по подтверждению соответствия (4-й абзац).
Суммы взыскиваемых штрафов в полном объеме направляются в федеральный бюджет.
Как уже отмечалось, в Законе РФ «О защите прав потребителей» были заложены основы подтверждения соответствия в стране. Тем не менее о появлении общей системы можно было говорить только после принятия ряда других нормативно-правовых актов, в первую очередь законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».
Стандартизация является нормативной базой подтверждения соответствия. Стандартизация как область практической деятельности также очень тесно связана с сертификацией. И стандартизация, и сертификация призваны решать одну общую задачу – обеспечить необходимый уровень качества продукции, процессов, услуг.
Правовые основы стандартизации в России обеспечиваются Законом РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» (ред. от 27 декабря 1995 г., от 30 декабря 2001 г.). Закон действует во взаимосвязи с рядом других законодательных актов, в частности таких, как Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
В соответствии с Законом, стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее – требований) в целях обеспечения:
– безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
– технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
– качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
– единства измерений;
– экономии всех видов ресурсов;
– безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
– обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Уже исходя из целей стандартизации очевидна тесная взаимосвязь стандартизации и сертификации.
Закон «О стандартизации» регламентирует:
– организацию работ по стандартизации в Российской Федерации;
– международное сотрудничество в области стандартизации;
– виды и применение нормативных документов по стандартизации;
– информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;
– порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
– финансирование работ
по государственной
– ответственность за нарушение положений «Закона о стандартизации»;
– экономическое стимулирование применения государственных стандартов.
Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г.) (далее – Закон) является базовым документом, обеспечивающим правовые основы сертификации в России. Так, в преамбуле Закона записано, что он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее – продукции) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. В статье 2 Закона записано, что отношения в области сертификации регулируются данным Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации. Это означает, что Закон является основополагающим актом в области сертификации. Все ранее принятые акты должны быть приведены в соответствие с его нормами и не применяются, если противоречат им.
Закон принят в 1993 г., подвергался изменениям и дополнениям в 1995 и 1998 гг. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» вобрал в себя отечественный опыт, международную практику и содержит ряд новых положений в области сертификации.
С учетом новых дополнений Закон установил правовые основы сертификации продукции, услуг и иных объектов, в частности:
– введено понятие сертификации продукции, определены цели сертификации;
– определена приоритетность международных договоров, касающихся сертификации;
– определены полномочия специального уполномоченного органа исполнительной власти (Госстандарта России) в области сертификации;
– введено понятие системы сертификации;
– введено понятие сертификата и знака соответствия, а также правила применения знака соответствия;
– установлены правовые основы обязательной сертификации продукции, услуг и иных объектов, основания для ее проведения, ее участники, формы, правомочия федеральных органов власти, а также обязанности ее участников;
Информация о работе Подтверждение соответствия продукции и услуг