Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:36, лекция
Понятие «подтверждение соответствия» введено Международной организацией по стандартизации (ИСО) и определяется как процедура, в результате которой может быть предоставлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям. Это может быть декларация о соответствии или сертификация.
Декларация о соответствии представляет собой письменную гарантию в том, что продукция соответствует заданным требованиям. Это означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа (стандарта). Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК это является доказательством осознанной ответственности изготовителя и готовности потребителя сделать продуманный и определенный заказ.
– подтвердить соответствие
торгово-технологического оборудования
основным показателям безопасности,
включая технологические, физико-химические,
биологические и
В соответствии с Правилами, центральным органом по сертификации услуг торговли Москвы является Департамент потребительского рынка и услуг.
Производство и оборот
пищевой продукции в Москве не
стали единственной областью, где
применяются законодательные
Распоряжением премьера Правительства Москвы от 19 марта 1996 г. № 261-РП «О введении в действие московской системы сертификации в строительстве» в Москве введены Московская система добровольной сертификации в строительстве («Мосстройсертификация») и ее знак соответствия. Система предназначена для организации и проведения объективной оценки и официального удостоверения соответствия установленным требованиям объектов строительства в г. Москве, строительных конструкций, материалов, отдельных видов строительно-монтажных, проектных и других работ в области строительства. Данная система сертификации изначально является добровольной. Однако Распоряжение Правительства Москвы первого заместителя премьера от 19 июня 1997 г. № 636-РЗП «О дальнейшем совершенствовании московской системы сертификации в строительстве» ввело обязательность данной системы. Этим Распоряжением был утвержден Перечень продукции, услуг (работ), подлежащих сертификации при реализации московских городских и муниципальных строительных программ. Кроме того, в пункте 2 данного Распоряжения было установлено, что сертификат на виды продукции, услуг (работ), указанные в перечне, выданный в системе «Мосстройсертификация» или других системах или органах, признаваемых системой «Мосстройсертификация», является обязательным условием:
– лицензирования строительной деятельности;
– участия претендентов
в конкурсах заказчиков-застрой
– поставки материальных
ресурсов, а также участия претендентов
в конкурсах поставщиков
– приемки законченных строительством объектов, зданий и сооружений.
Таким образом, за счет строительной сферы на региональном уровне был расширен перечень продукции, услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации.
В Москве уделяется большое внимание контролю за качеством и безопасностью строительной деятельности. Действительно, было принято более 20 актов, регламентирующих сертификацию в строительстве на региональном уровне (основные акты приведены в Приложении 4). Однако в большинстве актов «Мосстройсертификация» рассматривалась как единственная система, где должна осуществляться сертификация продукции, услуг (работ) в строительной сфере. Это противоречило законодательству Российской Федерации, в первую очередь антимонопольному. Данное противоречие было улажено в 2001 г.
Распоряжениями Правительства Москвы первого заместителя премьера от 19 апреля 2001 г. № 222-РЗП «О правовых актах в области сертификации в строительстве», а также Правительства Москвы премьера от 23 апреля 2001 г. № 338-РП «О приведении правовых актов в области сертификации в строительстве в соответствие с антимонопольным законодательством» был внесен ряд дополнений в действующие региональные нормативно-правовые акты, регулирующие процедуры сертификации в строительстве. Практически во всех этих актах «Мосстройсертификация», рассматривавшаяся до этого как единственная система сертификации в строительстве в Москве была дополнена словами: «или другие системы сертификации, зарегистрированные в установленном порядке».
Как видно из Приложения 4, органами власти Москвы было принято значительное число нормативно-правовых актов, регулирующих сертификацию в области медицины (лекарственные средства, медицинская деятельность), транспорта, общественного питания и туристической деятельности. Также среди действующих документов, принятых на городском уровне немало распорядительных документов Московского таможенного управления, касающихся ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих сертификации. В основном, они носят информационно-разъяснительный и уточняющий характер и базируются на нормах федерального законодательства.
Отдельно стоит сказать о льготах по прохождению процедуры сертификации для субъектов малого предпринимательства. Так, в статье 8 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. № 14 (ред. от 21 февраля 2001 г.) «Об основах малого предпринимательства в Москве» (п. 8.4) записано, что по решению Правительства Москвы субъектам малого предпринимательства могут быть полностью или частично компенсированы затраты, понесенные при сертифицировании производимой ими продукции.
Участниками системы подтверждения соответствия, основой которой является система обязательной сертификации, являются изготовители продукции или исполнители услуг, заказчики (поставщики, продавцы), а также организации, представляющие собой органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) и специально уполномоченные органы власти.
В Российской Федерации зарегистрировано 16 систем обязательной сертификации (см. табл. 1).
Таблица 1
Системы обязательной сертификации в Российской Федерации
Система обязательной сертификации |
Федеральный орган исполнительной власти, на который законодательно возложено проведение обязательной сертификации |
Система сертификации ГОСТ Р |
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) |
Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации |
Гостехкомиссия при Президенте Российской Федерации |
Система сертификации средств защиты информации |
Министерство обороны |
Система сертификации безопасности взрывоопасных производств |
Российское агентство по боеприпасам |
Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте |
Министерство путей сообщения Российской Федерации |
Система сертификации «Электросвязь» |
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации |
Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности |
Министерство внутренних дел Российской Федерации |
Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности |
Служба внешней разведки Российской Федерации |
Система сертификации морских гражданских судов |
Министерство транспорта Российской Федерации |
Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации |
Министерство транспорта Российской Федерации |
Система сертификации геодезической,
топографической и |
Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) |
Система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации |
Международный авиационный комитет |
Федеральная система сертификации космической техники научного и народнохозяйственного назначения |
Российское авиационно- |
Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения |
Министерство Российской Федерации по атомной энергии; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России); Госстандарт России |
Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну |
Федеральная служба безопасности Российской Федерации |
Система сертификации иммунобиологических препаратов |
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Наиболее крупной системой обязательной сертификации является ГОСТ Р. Это первая система обязательной сертификации, созданная во исполнение Закона РФ «О защите прав потребителей», организованная и возглавляемая Госстандартом РФ.
Московский территориальный орган Госстандарта России – Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва).
Генеральный директор Центра – Борис Сергеевич Мигачев.
Адрес: 117418, Москва, Нахимовский проспект, дом 31, тел. (095) 129-19-11.
Основные направления деятельности органа:
– государственный
– государственный надзор за соблюдением стандартов;
– научно-методическое обеспечение госнадзора;
– сертификация продукции, услуг и систем качества;
испытания;
– инспекционный контроль;
– предоставление информации о качестве продукции и результатах испытаний, сертификации и госнадзора органам исполнительной власти, СМИ и др. заинтересованным организациям;
– внешнеэкономическое сотрудничество;
– профессионально-
В Москве функционирует более 300 органов по сертификации (обязательной и добровольной) продукции, работ и услуг. Эти органы также занимаются регистрацией деклараций о соответствии. Список этих органов, а также аккредитованных испытательных лабораторий можно найти на сайте Госстандарта России (www.gost.ru).
Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации утвержден Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15. Данный порядок применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую. Кроме того, он может быть применен и при добровольной сертификации продукции.
Сертификацию продукции проводят органы по сертификации.
Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России или другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:
– провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и др.
– полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех нормативных документах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования.
Состав других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.
Схемы (способы, формы), применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом учитываются особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схемы должны быть указаны в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации однородной продукции.
При выборе схемы сертификации
следует использовать схемы, обеспечивающие
необходимую доказательность
Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
В том же Постановлении Госстандарта России (пункт 3) определена процедура сертификации продукции. Она включает:
– подачу заявки на сертификацию;
– принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;
– отбор, идентификация образцов и их испытания;
– оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
– анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;
– выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
– осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);
– корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия
– информацию о результатах сертификации.
Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации. При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Госстандарта России или в Госстандарте России.
При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий работы по сертификации в пределах своей компетенции.
Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение. Конкретные сроки рассмотрения заявки могут быть указаны в документе, устанавливающем порядок сертификации однородной продукции.
Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной однородной продукции, в том числе указываются схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров), которые могут проводить испытания продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель.
Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.
Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции, утвержден Госстандартом России 8 февраля 1996 г.
Заявитель представляет
необходимую техническую
Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости с участием испытательных лабораторий). Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока годности продукции или срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения образцов определяются в документах, устанавливающих порядок сертификации однородной продукции.
Информация о работе Подтверждение соответствия продукции и услуг