Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:36, лекция
Понятие «подтверждение соответствия» введено Международной организацией по стандартизации (ИСО) и определяется как процедура, в результате которой может быть предоставлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям. Это может быть декларация о соответствии или сертификация.
Декларация о соответствии представляет собой письменную гарантию в том, что продукция соответствует заданным требованиям. Это означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа (стандарта). Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК это является доказательством осознанной ответственности изготовителя и готовности потребителя сделать продуманный и определенный заказ.
Сос (Сск) = toci х Т х (1 + (Кнз + Кнр)/100) х (1 + Р/100), где
toci – трудоемкость обязательной сертификации конкретной продукции по i-й схеме сертификации, чел./дн.;
Т – дневная ставка эксперта, руб.;
Кнз – норматив начислений на заработную плату, установленный действующим законодательством, %;
Кнр – коэффициент накладных расходов, %;
Р – уровень рентабельности, %.
Постановлением определены:
– предельные нормативы трудоемкости и состав работ, выполняемых органом по сертификации при сертификации конкретной продукции, в зависимости от схемы сертификации;
– нормативы суммарной трудоемкости работ, выполняемых органом по сертификации при анализе производства, проводимого при обязательной сертификации продукции;
– предельные нормативы трудоемкости и состав работ, выполняемых органом по сертификации при сертификации услуг, в зависимости от схемы сертификации;
– нормативы суммарной трудоемкости работ, выполняемых органом по сертификации при сертификации систем качества при обязательной сертификации продукции, в зависимости от модели системы качества и численности работающих на предприятии;
– нормативы трудоемкости работ, выполняемых органом по сертификации систем качества и производств при аттестации производства в процессе обязательной сертификации продукции, в зависимости от сложности продукции и производства.
Затраты на испытания при обязательной сертификации продукции (услуги) калькулируются аккредитованной испытательной лабораторией на основе самостоятельно установленных нормативов материальных и трудовых затрат в действующих ценах и доводятся до сведения заинтересованных сторон.
Испытательная лаборатория обязана уведомить те органы по сертификации, которые занесли ее в свой перечень организаций, с которыми они предполагают сотрудничать при проведении работ по обязательной сертификации, о каждом изменении своих тарифов.
Стоимость образцов, взятых у изготовителя для разрушающих испытаний, определяется по их фактической себестоимости. Стоимость образцов, отобранных в торговле, определяется в соответствии с их розничной ценой на основании документов, удостоверяющих факт покупки.
Затраты на испытания, проводимые в целях выдачи сертификата соответствия, калькулируются с учетом рентабельности. Затраты на испытания, проводимые в рамках инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, калькулируются без учета рентабельности.
Затраты на инспекционный контроль оцениваются в рамках работ по сертификации, выполняемых органом по сертификации. Трудоемкость одной инспекционной проверки за соответствием сертифицированной продукции требованиям нормативных документов не должна превышать 70% трудоемкости ее сертификации.
В случае положительного результата работ по обязательной сертификации взимается плата за выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия. Плата за выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия является фиксированной и устанавливается в размере одной минимальной месячной заработной платы, определяемой законодательством Российской Федерации. Взимание платы за выдачу сертификата и лицензии производится в предварительном порядке.
Заверение копий сертификата соответствия производится в размере:
0,5 ТmiN за 1–10 копий;
(0,5 + 0,04 х (М – 10)) х ТmiN – свыше 10 копий, где
М – число копий сертификата,
ТmiN – минимальная месячная заработная плата, установленная законодательством.
Приказом Госстандарта России от 10 июня 1999 г. № 246 (ред. от 2 декабря 1999 г.) при Комитете была создана постоянно действующая Апелляционная комиссия по сертификации.
Приказом было также утверждено Положение об Апелляционной комиссии.
В соответствии с Положением основной задачей Апелляционной комиссии по сертификации является рассмотрение апелляций (жалоб, претензий) участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов, заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и лицензий и по другим вопросам.
Апелляционная комиссия выполняет следующие функции:
– регистрация поступающих апелляций (жалоб, претензий), возникающих в процессе сертификации;
– рассмотрение апелляций (жалоб, претензий), возникающих в процессе сертификации и принятие по ним решений;
– взаимодействие с организациями,
осуществляющими
– ведение документации по всем вопросам своей деятельности;
– подготовка отчетов для руководства Госстандарта России в установленном порядке.
Положением определены
права, обязанности и ответственность
– принимать решения по апелляциям (жалобам, претензиям) в пределах своей компетенции;
– выходить с предложениями
о совершенствовании
– подготавливать предложения по мероприятиям Госстандарта России, которые необходимо предпринять по результатам рассмотрения конкретных апелляций (жалоб, претензий);
– знакомиться с необходимой документацией и получать информацию от подразделений и организаций Госстандарта России, организаций, участвующих в системе сертификации ГОСТ Р по сертификации продукции, услуг и систем качества;
– взаимодействовать с любыми органами и организациями с целью получения информации, необходимой для рассмотрения и принятия решения;
– привлекать к работе в Апелляционной комиссии специалистов Госстандарта России и других организаций, компетентных в рассматриваемом вопросе.
Апелляционная комиссия обязана:
– рассматривать вопросы
и принимать решения в пределах
своей компетенции и в
– принимать решения на основе информации, поступающей от всех заинтересованных сторон;
– обеспечивать объективность принимаемых решений по всем видам своей деятельности;
– не допускать дискриминации по отношению к одной из спорящих сторон;
– обеспечивать конфиденциальность коммерческой информации, получаемой в результате своей деятельности;
– обеспечивать своевременное оформление результатов работы и доведение принятых решений до заинтересованных сторон;
– подготавливать отчеты и представлять по запросам руководства Госстандарта России информацию о принятых решениях.
Председатель Апелляционной комиссии несет ответственность:
– за полноту и правильность выполнения Апелляционной комиссией своих функций и обязанностей;
– за объективность и
достоверность принимаемых
Члены Апелляционной комиссии обязаны:
– соблюдать этические нормы в процессе рассмотрения материалов и принятия решения;
– не нарушать правила и нормы, установленные в действующих документах;
– сохранять конфиденциальность информации, получаемой в результате своей деятельности;
– обеспечивать полноту и правильность исполнения своих функций и обязанностей.
К компетенции Апелляционной комиссии относится рассмотрение апелляций (жалоб, претензий):
– по решениям, принятым центральным органом системы сертификации однородной продукции;
– на работу по сертификации организаций Госстандарта России;
– на профессиональную компетентность экспертов по сертификации при принятии решений в процессе сертификации, соблюдению ими правил и норм, установленных Госстандартом России, и правил профессиональной этики.
Процедура принятия решения
Апелляционной комиссией
– регистрацию апелляции (жалобы, претензии);
– рассмотрение апелляции (жалобы, претензии) на заседании Апелляционной комиссии;
– проведение оплачиваемой экспертизы (в случае необходимости);
– непосредственное принятие решения по апелляции (жалобе, претензии).
Апелляции (жалобы, претензии)
регистрируются в установленном
порядке в Апелляционной
Периодичность заседаний
Апелляционной комиссии устанавливает
председатель, исходя из количества поступивших
на рассмотрение материалов. О месте,
дате и времени заседания
Заседание Апелляционной комиссии считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 2/3 ее членов.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении спора вопросов, требующих специальных знаний, Апелляционная комиссия вправе привлечь специалистов Госстандарта России и других организаций, компетентных в рассматриваемом вопросе, с целью проведения экспертизы (в том числе оплачиваемой из средств, выделенных Госстандартом России на эти цели). Решение о необходимости проведения оплачиваемой экспертизы принимается Апелляционной комиссией.
Заключение по результатам проведенной экспертизы представляется в письменном виде и должно содержать обоснованные ответы на поставленные Апелляционной комиссией вопросы. Экспертное заключение оценивается Апелляционной комиссией в совокупности со всеми другими доказательствами по рассматриваемой апелляции (жалобе, претензии) и может быть отклонено полностью или частично с указанием в решении мотивов отклонения.
Апелляционная комиссия рассматривает апелляции (жалобы, претензии), оформляет решение и направляет его заявителю и руководству Госстандарта России в течение одного месяца с момента регистрации заявления (если не требуется дополнительных материалов и их изучения).
Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии.
Решение Апелляционной комиссии по сертификации может быть обжаловано в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Срок рассмотрения апелляции (жалобы, претензии), оформления решения и направления его заявителю и руководству Госстандарта России должен составлять не более одного месяца с момента регистрации заявления (если не требуется дополнительных материалов и их изучения).
В настоящее время процедуры сертификации в Москве регулируются большим количеством нормативно-правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровнях. В то же время очевидно, что в ближайшем будущем нормативно-правовая база сертификации в стране может существенно измениться, в случае принятия нового закона «Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждении соответствия».
Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 (ред. от 24 мая 2000 г.) был определен порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации.
Декларация о соответствии
принимается в отношении
Декларацию о соответствии вправе принимать российские изготовители (продавцы, исполнители) или зарегистрированные в качестве юридических лиц в Российской Федерации организации, представляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей (продавцов, исполнителей).
Изготовитель (продавец, исполнитель) принимает декларацию о соответствии на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям.
В качестве документов, являющихся основанием для принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии, могут использоваться:
а) протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и/или сторонними компетентными испытательными лабораториями;
б) сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;
в) документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и др.);
Информация о работе Подтверждение соответствия продукции и услуг