Подтверждение соответствия продукции и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:36, лекция

Описание работы

Понятие «подтверждение соответствия» введено Международной организацией по стандартизации (ИСО) и определяется как процедура, в результате которой может быть предоставлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям. Это может быть декларация о соответствии или сертификация.
Декларация о соответствии представляет собой письменную гарантию в том, что продукция соответствует заданным требованиям. Это означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа (стандарта). Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК это является доказательством осознанной ответственности изготовителя и готовности потребителя сделать продуманный и определенный заказ.

Файлы: 1 файл

подтв. соответствия.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

– реализовывать эту  продукцию только при наличии  сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

– обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям  нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

– указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных  документах, которым должна соответствовать  продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика).

– приостанавливать или  прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных  документов, на соответствие которым  сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

– обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

– извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

 

Закон регламентирует условия  ввоза продукции, подлежащей обязательной сертификации (статья 14). При ввозе  должно быть предусмотрено наличие  сертификата и знака соответствия (выданных или признанных Госстандартом РФ или другим уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти), которые являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации. В исключительных случаях Правительство РФ вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации.

Закон четко разграничивает источники финансирования различных  направлений деятельности по сертификации. В статье 16 Закона приведен перечень работ, которые финансируются государством. В него включены:

– разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

– участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

– разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

– разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

– проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

– проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

– ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

– другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

Все работы, связанные  с обязательной сертификацией конкретной продукции, оплачивает заявитель. При этом порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые руководят системами сертификации определенных видов продукции, то есть по каждой системе обязательной сертификации отдельно. Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Подобный способ оплаты целесообразен с точки зрения зависимости стоимости работ от степени сложности продукции, ее вида и отличительных особенностей методов испытаний, испытательного оборудования, продолжительности и т.д. Окончательный размер стоимости устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Статьи 17 и 18 Закона устанавливают  правовые основы добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации. Система может быть создана любым юридическим лицом, которое регистрирует систему и знак соответствия в установленном порядке. Таким органом может быть не только юридическое лицо, создавшее систему, но и другая организация, которая заключает договор с этим юридическим лицом.

В 1998 г. были внесены существенные изменения в положения Закона, относящиеся к добровольной сертификации. Отменены ограничения, которые запрещали  добровольную сертификацию продукции, если она подлежала обязательной сертификации. Отменено положение, которое предусматривало проведение добровольной сертификации только по тем требованиям к товару, которые не отнесены к обязательным.

В соответствии с Законом добровольная сертификация может проводиться в системе обязательной сертификации. Для этого необходимо наличие двух обязательных условий:

– правила системы обязательной сертификации предусматривают проведение добровольной сертификации;

– в системе обязательной сертификации должен быть зарегистрированный знак соответствия для добровольной сертификации.

Однако Закон предусматривает, что добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не заменяет обязательную сертификацию этой продукции. Таким образом, если даже изготовитель осуществил добровольную сертификацию на соответствие тем показателям, которые являются аспектом обязательной сертификации, он все равно обязан провести обязательную сертификацию.

Раздел IV Закона устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер, определяется по фактам нарушений правил обязательной сертификации, а несут ее виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством Российской Федерации. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом РФ «О защите прав потребителей» для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий. По сути дела, статья не содержит норм прямого действия, отсылая к Закону «О защите прав потребителей».

В целом Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», являясь основным законодательным актом, регламентирующим порядок сертификации продукции (работ, услуг) в Российской Федерации, содержит множество норм непрямого действия и требует разработки и принятия дополнительных нормативных актов, направленных на реализацию его отдельных положений. В свою очередь это способствует появлению достаточно большого количества подзаконных актов, имеющих разную правовую значимость.

Вот только основные нормативные  документы, регулирующие процедуру  сертификации в Российской Федерации:

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 (ред. от 3 января 2002 г.) «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».

Постановление Госстандарта России от 18 февраля 2002 г. № 17 «О внесении изменений и дополнений в «Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация».

Постановление Госстандарта России от 23 августа 1999 г. № 44 «Об утверждении правил по сертификации «Оплата работ по сертификации работ и услуг».

Постановление Правительства России от 7 июля 1999 г. № 766 «Об утверждении  перечня продукции, соответствие которой  может быть подтверждено декларацией  о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации».

Постановление Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. № 5 «О Номенклатуре продукции  и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации».

Постановление Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26 «Об утверждении правил по проведению сертификации в Российской Федерации».

Постановление Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15 «Об утверждении  «Порядка проведения сертификации продукции  в Российской Федерации» (ред. от 25 июля 1996 г.).

Постановление Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17 «О принятии и введении в действие правил сертификации», утвердившее Правила сертификации работ и услуг в РФ.

Постановление Госстандарта России от 5 июля 1996 г. № 14 (в ред. от 20 октября 1999 г.), утвердившее Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции.

Постановление Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 16, утвердившее  Требования к органу по сертификации продукции и порядок его аккредитации, а также Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации.

Постановление Госстандарта России от 26 мая 1994 г. № 12 «Об утверждении  Правил выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия».

Постановление Госстандарта России от 22 апреля 1999 г. № 18 «Об утверждении правил проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации».

Постановление Госстандарта России от 23 августа 1999 г. № 44 «Об утверждении правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг».

Постановление Госстандарта России от 2 сентября 1997 г. № 293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации», утвердившее Положение  о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации.

Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 11 «Об утверждении  Положения о системе сертификации ГОСТ Р».

Приказ Госстандарта России от 10 июня 1999 г. № 246 «О создании апелляционной комиссии Госстандарта России по сертификации».

 

Многие из принятых Госстандартом  России подзаконных актов содержат нормы, во-первых, не имеющие прямого  действия, а во-вторых, просто переписанные из Закона РФ «О сертификации продукции и услуг», иногда дополненные новыми положениями.

Примером могут служить Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (далее – Правила), утвержденные постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26.

В данных Правилах впервые  содержится раздел, в котором даются определения основных понятий и  терминов, применяемых при сертификации. Однако при этом Правила дублируют  ряд определений, уже данных в  Законе «О сертификации работ и услуг», при этом определения таких понятий как сертификат соответствия и декларация о соответствии приведены с незначительными изменениями.

Также Правила содержат дополнения к содержащимся в Законе положениям.

Так, в Правилах заново перечислены цели сертификации, при этом к ним добавлено: содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции. Вновь повторяются принципы организации обязательной и добровольной сертификации, а также участники обязательной сертификации. В то же время правомочия и обязанности участников обязательной сертификации в Правилах существенно расширены. Так, дополнительно в Правилах появились следующие правомочия и обязанности участников обязательной сертификации.

Центральный орган системы  сертификации:

– разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;

– участвует в работах  по совершенствованию фонда нормативных  документов, на соответствие которым  проводится сертификация в системе;

– ведет учет органов  по сертификации и испытательных  лабораторий, входящих в систему, выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о правилах системы.

Орган по сертификации:

– формирует и актуализирует  фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

– регистрирует декларации о соответствии, принятые изготовителями (продавцами, исполнителями) в порядке, установленном постановлением Правительства  Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 766.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации:

Информация о работе Подтверждение соответствия продукции и услуг