Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:36, лекция
Понятие «подтверждение соответствия» введено Международной организацией по стандартизации (ИСО) и определяется как процедура, в результате которой может быть предоставлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям. Это может быть декларация о соответствии или сертификация.
Декларация о соответствии представляет собой письменную гарантию в том, что продукция соответствует заданным требованиям. Это означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа (стандарта). Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК это является доказательством осознанной ответственности изготовителя и готовности потребителя сделать продуманный и определенный заказ.
– направляют заявку на
проведение сертификации, в соответствии
с правилами системы
– принимают декларацию о соответствии на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, и регистрируют ее в органе по сертификации;
– маркируют сертифицированную продукцию и продукцию, соответствие которой подтверждено зарегистрированной в установленном порядке декларацией о соответствии, знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;
– применяют сертификат, декларацию о соответствии и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы;
– сообщают в трехдневный срок о прекращении действия декларации о соответствии в зарегистрировавший ее орган по сертификации в случае выявления федеральными органами исполнительной власти несоответствия продукции установленным требованиям.
В последнее время встал вопрос о кардинальном обновлении нормативно-правовой базы сертификации и стандартизации. Первым шагом в этом направлении должно стать принятие нового закона о сертификации, призванного устранить ведомственность, объединить огромное количество нормативных актов, регулирующих в настоящее время этот процесс. При этом предполагается прямое законодательное регулирование всех технических правил сертификации и стандартизации.
Система подтверждения соответствия продукции и услуг в Москве регулируется федеральным законодательством, а также целым рядом нормативно-правовых актов, принятых на региональном (городском) уровне (законами Москвы, постановлениями мэра, Правительства Москвы и других региональных органов исполнительной власти и т.д.).
В соответствии с федеральным
законодательством определены типовая
структура системы
Вместе с тем на региональном уровне принят целый ряд нормативно-правовых актов, в основном связанных с регулированием сертификационных процедур отдельных видов продукции (работ, услуг). Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих сертификацию продукции (работ, услуг) на уровне Москвы представлен в Приложении 4.
Таких нормативно-правовых
актов было принято большое количество,
все они согласуются с
Особое место в нормативно-
В соответствии с этим Постановлением утверждены основные показатели безопасности услуг предприятий общественного питания. Они разделены на три группы: технологические показатели (условия и сроки хранения, приемки, реализации и транспортирования сырья, полуфабрикатов и т.д.); физико-химические и биологические (содержание в сырье и продуктах токсичных элементов и т.д.); микробиологические.
По данным показателям Постановлением установлены Правила системы сертификации услуг общественного питания в Москве. Этими Правилами определяются:
– организационная структура и функции участников системы сертификации услуг общественного питания Москвы;
– номенклатура услуг общественного питания;
– нормативная документация для сертификации услуг общественного питания;
– порядок проведения сертификации услуг;
– порядок выдачи сертификата соответствия и использование знака соответствия;
– порядок применения знака соответствия;
– порядок осуществления инспекционного контроля за сертифицированными услугами;
– порядок рассмотрения апелляций;
– порядок приостановления или аннулирование действия сертификата соответствия;
– ответственность предприятия, а также органа по сертификации услуг общественного питания.
В соответствии с Правилами (пункт 2.2) центральным органом по сертификации услуг общественного питания Москвы является Департамент потребительского рынка и услуг, который осуществляет следующие функции:
– организацию работ по формированию системы и руководство ею,
– разработку правил и процедур проведения сертификации,
– аккредитацию органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий),
– ведение Государственного реестра участников и объектов сертификации,
– рассмотрение апелляций по вопросам сертификации,
– координацию деятельности органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий), входящих в систему,
участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе.
В дальнейшем был принят еще ряд нормативно-правовых актов, связанных с необходимостью контроля за повышением качества и безопасностью пищевой продукции в Москве (см. Приложение 4).
В основном данные нормативно-правовые акты направлены на ужесточение требований к продукции (работам, услугам), производимой в Москве или ввозимой на ее территорию, по сравнению с содержащимися в федеральном законодательстве.
В 2000 г. был принят Закон города Москвы от 24 мая 2000 г. № 13 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон). Закон носит рамочный характер и содержит обобщенные разъяснения по действующей федеральной нормативно-правовой базе в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в частности подтверждения их соответствия. Так, статья 5 данного Закона посвящена оценке и подтверждению соответствия требованиям нормативных и технических документов пищевых продуктов. В соответствии с этой статьей:
Предназначенные для реализации пищевые продукты подлежат оценке и подтверждению соответствия требованиям нормативных и технических документов.
Подтверждение соответствия пищевых
продуктов требованиям
Отдельные виды пищевых продуктов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, подлежат обязательной сертификации.
Обязательная сертификация и гигиеническая оценка пищевых продуктов, поступающих в Москву и изготавливаемых в Москве, проводится в органах, уполномоченных на проведение этих работ в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Организация и проведение обязательной сертификации осуществляются в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В случае если изготовитель сертифицированных пищевых продуктов нарушает установленные нормативными документами требования, орган, выдавший соответствующий сертификат, приостанавливает действие сертификата на период устранения выявленных нарушений, а при невозможности устранить нарушения аннулирует сертификат.
Закон устанавливает, что
отношения в области
Во исполнении Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» был создан Межведомственный совет по координации деятельности органов государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, организации и ведению мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения (далее – Совет), утвержденный распоряжением Правительства Москвы премьера от 11 апреля 2001 г. № 300-РП.
В Положении о Совете определено, что он является рабочим органом правительства Москвы, координирующим деятельность служб государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, организации и ведению мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения.
Основной задачей Совета является проведение мониторинга с целью:
– определения приоритетных направлений политики Правительства Москвы в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья;
– разработки и реализации мер совместно с органами исполнительной власти, научными и общественными организациями по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции;
– подготовки и направления правительству Москвы, органам исполнительной власти информационных материалов о качестве и безопасности пищевых продуктов;
– разработки и внесения в Правительство
Москвы предложений по вопросам качества
и безопасности пищевых продуктов,
требующих решения
– принятия оперативных решений в экстренных ситуациях.
В целях выполнения возложенных задач Совет:
– обеспечивает согласованность действий служб государственного надзора и контроля и органов исполнительной власти в решении поставленных перед ним задач;
– обменивается с городскими органами исполнительной власти информацией по вопросам качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, ввозимых и находящихся в обороте на территории Москвы;
– создает при необходимости оперативные группы по изучению нестандартных ситуаций, возникающих на продовольственном рынке Москвы, по вопросам качества и принимает оперативные решения;
– проводит мероприятия по выявлению и устранению причин поступления на продовольственный рынок некачественной и опасной пищевой продукции, предупреждению заболеваний (отравлений), связанных с употреблением такой продукции;
– вносит предложения в Правительство Москвы о необходимости постановки перед федеральными органами исполнительной власти вопросов о повышении качества и безопасности пищевой продукции, совершенствовании нормативной и технической документации, присвоении товарных знаков, деятельности в области сертификации продукции, аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий и др.;
– готовит предложения в Правительство Москвы по определению в качестве контрольных аккредитованных лабораторий для проведения мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов для здоровья населения.
Тесно связана с контролем за качеством и безопасностью пищевой продукции созданная в 1997 г. система добровольной сертификации услуг торговли в Москве. Она была создана постановлением Правительства Москвы от 16 сентября 1997 г. № 684-ПП.
В Правилах сертификации услуг торговли в городе Москве, утвержденных данным Постановлением, определяется, что сертификация услуг торговли осуществляется на соответствие требованиям к продаже товаров, контрольно-кассовому обслуживанию населения, безопасности торгово-технологического оборудования, применяемого в торговле и общественном питании (отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей оборудования и перерабатываемой с его помощью продукции), рекламно-информационному обеспечению услуг, а также на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, Государственных стандартах России, Строительных нормах и правилах (СНиП), Санитарных нормах и правилах (СанПиН), Правилах по охране труда на предприятиях розничной торговли и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам. Вхождение в систему осуществляется на добровольных началах.
При сертификации услуг торговли в Москве должны проверяться показатели услуг, характеризующие их качество, культуру обслуживания, и использоваться методы, позволяющие:
– полно и достоверно
подтвердить соответствие услуг
требованиям, направленным на обеспечение
культуры обслуживания, правил продажи
продовольственных и
– провести идентификацию услуг на соответствие техническим документам;
Информация о работе Подтверждение соответствия продукции и услуг