Подтверждение соответствия продукции и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:36, лекция

Описание работы

Понятие «подтверждение соответствия» введено Международной организацией по стандартизации (ИСО) и определяется как процедура, в результате которой может быть предоставлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям. Это может быть декларация о соответствии или сертификация.
Декларация о соответствии представляет собой письменную гарантию в том, что продукция соответствует заданным требованиям. Это означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа (стандарта). Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК это является доказательством осознанной ответственности изготовителя и готовности потребителя сделать продуманный и определенный заказ.

Файлы: 1 файл

подтв. соответствия.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

– направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую  и другую документацию, необходимую  для проведения сертификации;

– принимают декларацию о соответствии на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, и регистрируют ее в органе по сертификации;

– маркируют сертифицированную  продукцию и продукцию, соответствие которой подтверждено зарегистрированной в установленном порядке декларацией о соответствии, знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;

– применяют сертификат, декларацию о соответствии и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы;

– сообщают в трехдневный  срок о прекращении действия декларации о соответствии в зарегистрировавший ее орган по сертификации в случае выявления федеральными органами исполнительной власти несоответствия продукции установленным требованиям.

 

В последнее время  встал вопрос о кардинальном обновлении нормативно-правовой базы сертификации и стандартизации. Первым шагом в  этом направлении должно стать принятие нового закона о сертификации, призванного  устранить ведомственность, объединить огромное количество нормативных актов, регулирующих в настоящее время этот процесс. При этом предполагается прямое законодательное регулирование всех технических правил сертификации и стандартизации.

Нормативно-правовое регулирование  системы подтверждения соответствия продукции и услуг в Москве

 

Система подтверждения  соответствия продукции и услуг  в Москве регулируется федеральным  законодательством, а также целым  рядом нормативно-правовых актов, принятых на региональном (городском) уровне (законами Москвы, постановлениями мэра, Правительства Москвы и других региональных органов исполнительной власти и т.д.).

В соответствии с федеральным  законодательством определены типовая  структура системы сертификации, правомочия и обязанности участников системы, порядок проведения сертификации и принятия декларации о соответствии и т.д.

Вместе с тем на региональном уровне принят целый ряд  нормативно-правовых актов, в основном связанных с регулированием сертификационных процедур отдельных видов продукции (работ, услуг). Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих сертификацию продукции (работ, услуг) на уровне Москвы представлен в Приложении 4.

Таких нормативно-правовых актов было принято большое количество, все они согласуются с основными  целями сертификации и направлены на обеспечение повышения качества продукции (работ, услуг) в Москве.

Особое место в нормативно-правовой базе, регулирующей сертификацию в  Москве, занимают акты, связанные с  контролем за качеством и безопасностью  пищевых продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на территории Москвы. К ним относится Постановление Правительства Москвы от 5 июля 1994 г. № 528 «О создании системы сертификации услуг общественного питания в г. Москве».

В соответствии с этим Постановлением утверждены основные показатели безопасности услуг предприятий общественного питания. Они разделены на три группы: технологические показатели (условия и сроки хранения, приемки, реализации и транспортирования сырья, полуфабрикатов и т.д.); физико-химические и биологические (содержание в сырье и продуктах токсичных элементов и т.д.); микробиологические.

По данным показателям  Постановлением установлены Правила  системы сертификации услуг общественного  питания в Москве. Этими Правилами  определяются:

– организационная структура и функции участников системы сертификации услуг общественного питания Москвы;

– номенклатура услуг общественного питания;

– нормативная документация для сертификации услуг общественного питания;

– порядок проведения сертификации услуг;

– порядок выдачи сертификата соответствия и использование знака соответствия;

– порядок применения знака соответствия;

– порядок осуществления инспекционного контроля за сертифицированными услугами;

– порядок рассмотрения апелляций;

– порядок приостановления или аннулирование действия сертификата соответствия;

– ответственность предприятия, а также органа по сертификации услуг общественного питания.

В соответствии с Правилами (пункт 2.2) центральным органом по сертификации услуг общественного питания Москвы является Департамент потребительского рынка и услуг, который осуществляет следующие функции:

– организацию работ  по формированию системы и руководство  ею,

– разработку правил и  процедур проведения сертификации,

– аккредитацию органов  по сертификации и испытательных  центров (лабораторий),

– ведение Государственного реестра  участников и объектов сертификации,

– рассмотрение апелляций по вопросам сертификации,

– координацию деятельности органов  по сертификации и испытательных  центров (лабораторий), входящих в систему,

участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе.

В дальнейшем был принят еще ряд  нормативно-правовых актов, связанных  с необходимостью контроля за повышением качества и безопасностью пищевой продукции в Москве (см. Приложение 4).

В основном данные нормативно-правовые акты направлены на ужесточение требований к продукции (работам, услугам), производимой в Москве или ввозимой на ее территорию, по сравнению с содержащимися  в федеральном законодательстве.

В 2000 г. был принят Закон города Москвы от 24 мая 2000 г. № 13 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон). Закон носит рамочный характер и содержит обобщенные разъяснения по действующей федеральной нормативно-правовой базе в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в частности подтверждения их соответствия. Так, статья 5 данного Закона посвящена оценке и подтверждению соответствия требованиям нормативных и технических документов пищевых продуктов. В соответствии с этой статьей:

Предназначенные для реализации пищевые  продукты подлежат оценке и подтверждению  соответствия требованиям нормативных  и технических документов.

Подтверждение соответствия пищевых  продуктов требованиям нормативных  и технических документов осуществляется изготовителем в установленном порядке.

Отдельные виды пищевых продуктов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, подлежат обязательной сертификации.

Обязательная сертификация и гигиеническая  оценка пищевых продуктов, поступающих в Москву и изготавливаемых в Москве, проводится в органах, уполномоченных на проведение этих работ в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Организация и проведение обязательной сертификации осуществляются в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В случае если изготовитель сертифицированных  пищевых продуктов нарушает установленные  нормативными документами требования, орган, выдавший соответствующий сертификат, приостанавливает действие сертификата на период устранения выявленных нарушений, а при невозможности устранить нарушения аннулирует сертификат.

 Закон устанавливает, что  отношения в области обеспечения  качества и безопасности пищевых  продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на территории Москвы, регулируются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данным Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Во исполнении Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» был создан Межведомственный совет по координации деятельности органов государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, организации и ведению мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения (далее – Совет), утвержденный распоряжением Правительства Москвы премьера от 11 апреля 2001 г. № 300-РП.

В Положении о Совете определено, что он является рабочим органом  правительства Москвы, координирующим деятельность служб государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, организации и ведению мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения.

Основной задачей Совета является проведение мониторинга с целью:

– определения приоритетных направлений политики Правительства  Москвы в области обеспечения  качества и безопасности пищевой  продукции и здорового питания  населения, охраны его здоровья;

– разработки и реализации мер  совместно с органами исполнительной власти, научными и общественными организациями по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции;

– подготовки и направления правительству  Москвы, органам исполнительной власти информационных материалов о качестве и безопасности пищевых продуктов;

– разработки и внесения в Правительство  Москвы предложений по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов, требующих решения Правительства  Москвы;

– принятия оперативных  решений в экстренных ситуациях.

В целях выполнения возложенных  задач Совет:

– обеспечивает согласованность  действий служб государственного надзора  и контроля и органов исполнительной власти в решении поставленных перед  ним задач;

– обменивается с городскими органами исполнительной власти информацией по вопросам качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, ввозимых и находящихся в обороте на территории Москвы;

– создает при необходимости  оперативные группы по изучению нестандартных  ситуаций, возникающих на продовольственном рынке Москвы, по вопросам качества и принимает оперативные решения;

– проводит мероприятия  по выявлению и устранению причин поступления на продовольственный  рынок некачественной и опасной  пищевой продукции, предупреждению заболеваний (отравлений), связанных с употреблением такой продукции;

– вносит предложения  в Правительство Москвы о необходимости  постановки перед федеральными органами исполнительной власти вопросов о повышении  качества и безопасности пищевой  продукции, совершенствовании нормативной и технической документации, присвоении товарных знаков, деятельности в области сертификации продукции, аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий и др.;

– готовит предложения  в Правительство Москвы по определению  в качестве контрольных аккредитованных лабораторий для проведения мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов для здоровья населения.

 

Тесно связана с контролем  за качеством и безопасностью  пищевой продукции созданная  в 1997 г. система добровольной сертификации услуг торговли в Москве. Она была создана постановлением Правительства Москвы от 16 сентября 1997 г. № 684-ПП.

В Правилах сертификации услуг торговли в городе Москве, утвержденных данным Постановлением, определяется, что сертификация услуг  торговли осуществляется на соответствие требованиям к продаже товаров, контрольно-кассовому обслуживанию населения, безопасности торгово-технологического оборудования, применяемого в торговле и общественном питании (отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей оборудования и перерабатываемой с его помощью продукции), рекламно-информационному обеспечению услуг, а также на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, Государственных стандартах России, Строительных нормах и правилах (СНиП), Санитарных нормах и правилах (СанПиН), Правилах по охране труда на предприятиях розничной торговли и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам. Вхождение в систему осуществляется на добровольных началах.

При сертификации услуг  торговли в Москве должны проверяться  показатели услуг, характеризующие их качество, культуру обслуживания, и использоваться методы, позволяющие:

– полно и достоверно подтвердить соответствие услуг  требованиям, направленным на обеспечение  культуры обслуживания, правил продажи  продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой услуги, а также другим требованиям, которые в соответствии с законодательными актами должны подтверждаться при сертификации;

– провести идентификацию  услуг на соответствие техническим  документам;

Информация о работе Подтверждение соответствия продукции и услуг