Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:54, дипломная работа
Из-за дефицита оборотных средств большинство аптек вынуждено работать с тремя-пятью дистрибьютерами, чтобы иметь возможность перекредитования. Поэтому, поддержание широкого ассортимента, способного соответствовать запросам клиентов, задача быть единственным дистрибьютером, с которым они работают, в настоящий момент не является приоритетной. Как показывает практика, 80% продаж и прибыли дает аптеке 20% ассортимента, и их постоянное наличие в прайс-листе становится основной задачей дистрибьютора. Продвижение продукции фирмы-производителя не является основной задачей дистрибьютора, но расширение прайс-листа за счет позиций, пользующихся большим спросом или активно продвигающимся на рынке является очевидным.
Получив список новых идей, необходимо
оценить их и выбрать лучшие. Для
этого целесообразно
Метод Дельфи – прием обработки информации, при котором участники формулируют сои индивидуальные суждения анонимно, обычно с применением анкет. Затем определяется оптимальное суждение, оно доводится до членов группы, от которых требуется повторно рассмотреть свое собственное суждение с учетом группового мнения.
Целесообразно, чтобы сотрудники финансовых служб также участвовали в процессе выработки гипотезы. И участие в групповых работах и в обсуждении гипотез может быть очень полезно.
Гипотезу можно проверить, используя методы, не требующие значительных затрат: «фокус-группа» или глубинное интервью. Эти методы позволяют проверить качественную информацию.
Фокус-группа – метод, позволяющий напрямую выяснить у интересующей нас группы потребителей ее реакцию на определенный товар (упаковка, характеристики, цена и т.д.), а также факторы, существенные при покупке, и восприятие конкурирующих товаров.
Глубинное интервью – неструктурированная индивидуальная беседа с покупателем длительностью не более часа.
Качественные методы используются на начальной стадии большого комплексного исследования, посвященного, например, позиционированию фирмы или товара, сегментированию потребителей по определенным признакам. Другая цель – сбор материала, необходимого для построения анкеты для последующего количественного исследования.
Каждый из качественных методов имеет свои ограничения:
Гипотезу, разработанную на основе качественных методов, можно проверить, проведя первичный анализ или анкетирование. Это, как правило, требует вложения дополнительных ресурсов и привлечения специалистов для разработки анкет или проведения самого опроса.
На основании проведенного исследования предприятие получает информацию о потребителях конкретного товара: их предпочтения, удовлетворенность товаром, платежеспособность и т.д.
Каждый из методов анализа потребителей необходимо оценить с точки зрения затрат (чтобы затраты не превышали доход).
Качественные методы, как правило, более просты и требуют меньших ресурсов в случае применения в сравнении с количественными методами анализа потребителей.
Ключевая, с точки зрения финансового анализа, информация, источником которой является отдел маркетинга и сбыта:
Бюджет – главный документ, который описывает ближайшее будущее предприятия и основывается прежде всего на прогнозе объема реализации. От точности прогноза зависит реальность всех планов производства.
Итак, компания «Стелла Фармакон», долго удерживаясь на плаву, практически исчерпала внутренние резервы и находится в очень трудном финансовом положении (см. 1.3). Необходимо как можно скорее привлечь инвестиции в бизнес компании, но инвесторы должны быть уверены, что эти деньги не окажутся для них навсегда потерянными.
Кредиторская задолженность
Рисунок 3.1. Задолженность основным поставщикам (в млн. долл.)
Вот основные предпосылки того, почему это реально:
Реструктуризация наиболее возможна по следующей схеме: поставщик списывает часть долга и на эту сумму предоставляет новый товарный кредит для пополнения ассортимента отсутствующими ходовыми позициями. На остальную часть долга устанавливается график поэтапной оплаты, но после получения товарного кредита.
В случае успешных переговоров хотя бы с пятью вышеуказанными поставщиками, удастся пополнить ассортимент на 35-50%, динамика изменения которого в 2001 году была отрицательной (Рисунок 3.2).
Рисунок 3.2. Динамика изменения прайс-листа
Из-за уменьшения ассортимента в наличии компании «Стелла Фармакон» клиенты начали искать себе других поставщиков (Рисунок 3.3). Это вполне понятно, ведь если в прайс-листе отсутствуют самые ходовые позиции, ради которых и приходят клиенты, то имеет смысл поискать поставщика, у которого они есть, а там уже между делом заказать еще что-нибудь «в довесок».
Рисунок 3.3. Количество активных клиентов
Для того, чтобы клиенты начали возвращаться, недостаточно просто пополнить свой ассортимент ходовыми позициями. Необходимо понять потребность клиентов, которые влияют на процесс принятия решения о выборе поставщика-дистрибьютора.
С точки зрения ассортимента это могут быть следующие факторы:
С точки зрения ценообразования, средний уровень цен всего ассортимента должен быть на уровне основных конкурентов, но не ниже. Низкие цены допустимы на 200-300 самых ходовых позиций, но в том случае, если это не вредит общей рентабельности ассортимента.
Компенсировать возможно не самые низкие цены должен сервис компании. Удобство получения информации о наличии товара на складе (модемная связь, прайс-лист в интернете), удобство формирования заказа, своевременное предоставление информации об отказах, отсутствие ошибок при сборке заказа, качество сопроводительной документации, скорость доставки, удобство времени доставки.
Также привлекательными должны быть финансовые условия (отсрочка платежа, консигнация, накопительные скидки, бонусы, конкурсы среди клиентов и т.д.).
Все это ценится не ниже самой низкой цены и должно положительно влиять на имидж компании.
В компании существует централизованная система планирования закупок и распределения товаров по филиалам. Эта система заключается в том, что департамент закупок контактирует с поставщиками, планирует и осуществляет закупки. После этого информация передается в отдел продаж и потом поступает на филиалы. Недостатками этой системы являются:
Есть предложение эту схему изменить. Пусть с поставщиками на предмет планирования закупок будет контактировать отдел продаж, а департамент закупок будет только осуществлять закупки. Филиалы тоже будут планировать свои закупки и передавать информацию в отдел продаж, который также будет заниматься распределением товаров по филиалам. В этом случае недостатки старой системы станут достоинствами новой. Этот механизм должен весьма эффективно сдерживать возникновение перезапасов на складах центрального офиса и в регионах.
В данной дипломной работе рассматривалась проблема оптимизации ассортиментной политики компании «Стелла Фармакон».
В данный момент компания испытывает финансовые трудности, которые объективно мешают ей развиваться. В работе приведен ряд предложений по оптимизации ассортимента, которые могли бы привлечь инвесторов, сохранить хорошие отношения с поставщиками и вернуть ушедших клиентов.
Все эти предложения касаются краткосрочного периода времени, поскольку решения должны приниматься быстро. Ситуация, на мой взгляд, не самая критичная, и, если конечно не существует каких-то иных причин, должна измениться в лучшую сторону. Главными шагами на пути к стабилизации ситуации должны стать переговоры с поставщиками относительно реструктуризации задолженностей и предоставления товарных кредитов. Также должен быть разработан комплекс мер по возврату ушедших клиентов и приобретению новых. Необходимо сделать ассортимент максимально ликвидным и наладить систему планирования закупок и распределения товаров внутри фирмы.