Управление затратами производства и прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 21:09, курс лекций

Описание работы

В конспекте лекций "Управление затратами производства и прибылью" раскрываются теоретические и практические аспекты уравнения затратами и прибылью предприятия. Рассматриваются вопросы классификации и распределения затрат, излагаются основы планирования и калькулирования себестоимости продукции, характеризуются системы учета затрат, используемые в отечественной и зарубежной практике, приводится методика факторного анализа отклонений, необходимая для обоснованного принятия управленческих решений. Изложены проблемы внедрения контроллинга на предприятии.

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

   Реализация данной задачи будет  приведена при рассмотрении вопроса операционного левериджа.

Таким образом, механизм управления прибылью предприятия  построенный на базе системы "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" представляет собой комплексную систему воздействия на следующие основные показатели:

1) цену реализации единицы продукции;

2) количество реализованной продукции;

3) сумму налоговых платежей, входящих  в цену продукции;

4) сумму переменных затрат;

5) сумму постоянных затрат;     

6) соотношение постоянных и переменных затрат;

7) соотношение суммы маржинальной  прибыли и чистого дохода.

Эти показатели могут рассматриваться  как основные факторы формирования различных видов прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты.

 

3. Понятие и  сущность операционного левериджа

 

Механизм управления операционной прибылью строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с  показателями объема реализации продукции, доходов и затрат предприятия. Система  этой взаимосвязи позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечит эффективное управление этим процессом на предприятии.

Основными факторами, оказывающими влияние  на операционную прибыль предприятия, являются: объем реализации продукции; сумма и уровень чистого дохода; сумма и уровень постоянных и  переменных затрат; соотношение постоянных и переменных затрат; суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.

Остановимся на таком факторе как  соотношение постоянных и переменных затрат предприятия.

Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и  переменные позволяет использовать механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный леверидж». Действие данного механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется более высокими темпами.

Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия характеризуется «коэффициентом операционного левериджа» (Кол), который рассчитывается по следующей формуле:

,                                            (6.1)

где Зпост – сумма постоянных операционных затрат;

       Зобщ  – общая сумма операционных затрат.

Чем выше значение данного коэффициента на предприятии, тем в большей  степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.

Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли и  суммы объема реализации, достигаемое  при определенном коэффи-циенте операционного  левериджа,  характеризуется показателем        «эффект операционного левериджа» (Эол). Формула расчета этого показателя имеет вид:

           ,                                         (6.2)

 

где ΔПоп – темп прироста операционной прибыли, в %;

      ΔРП – темп прироста объема реализации продукции, в %.

       Экономический  смысл эффекта операционного  левериджа заключается в том,  что он показывает степень  чувствительности операционной  прибыли к изменению объема  реализации. Для предприятия с  высоким уровнем операционного левериджа изменение объема производства может привести к существенному изменению операционной прибыли. Значение этого показателя не является постоянным для конкретного предприятия и зависит от базового уровня объема производства. Наибольшее значение показатель имеет в тех случаях, когда изменение объема производства происходит с уровней, незначительно превышающих критический объем продаж. В данном случае изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению операционной прибыли.

           Приведенную  выше формулу расчета эффекта  операционного левериджа можно  представить и другими, преобразованными  формулами. 

           Так,  в целях управления маржинальной  прибылью на предприя-тии эффект  операционного левериджа может быть выражен следующей формулой:

 

                  ,                               (6.3)

 

где ΔМП – темп прироста маржинальной прибыли, %.

          В целях  изучения влияния на прибыль  прироста объема реализации продукции  в натуральном выражении и изменения уровня цен на нее для определения эффекта операционного левериджа можно использовать следующую формулу:

 

              ,                            (6.4)

 

где ΔОрп – темп прироста объема реализации продукции в натуральном выражении, %;

      ΔЦ – темп изменения  уровня средней цены за единицу  продукции, %.

          Следует  отметить, что  сравнение показателей  эффекта операционного левериджа  у разных предприятий возможно  лишь в том случае, если предприятия имеют одинаковый базовый уровень объема реализации. При этом более высокое значение этого показателя обычно характерно для предприятий с относительно высоким уровнем технической оснащенности. Таким образом, чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше уровень операционного левериджа.

          Предприятия  с относительно более высоким  уровнем операцион-ного левериджа  рассматриваются как более рисковые  с позиций производственного  риска. Под производственным риском в данном случае понимается риск неполучения прибыли, то есть возникновения ситуации, когда предприятие не может покрыть свои производственные расходы.

В процессе использования механизма  операционного левериджа для  управления прибылью следует учитывать ряд его особенностей:

     положительное воздействие  операционного левериджа начинает  проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку  безубыточности своей операционной  деятельности;

после преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент  операционного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции;

наибольшее положительное воздействие  операционного леверид-жа достигает  в поле, максимально приближенном к точке безубыточ-ности;

механизм операционного левериджа  имеет и обратную направлен-ность  – при любом снижении объема реализации продукции еще в большей степени  будет уменьшаться размер операционной прибыли;

эффект операционного левериджа  проявляется только в краткосрочном периоде.

Целенаправленное управление постоянными  и переменными затратами, оперативное  изменение их соотношения при  меняющихся условиях хозяйствования позволяет  увеличить потенциал формирова-ния  операционной прибыли предприятия.

 

4. Механизм управления прибылью предприятия в процессе финансовой деятельности

 

Главная задача финансовой деятельности предприятия –формирование дополнительной прибыли в процессе привлечения  внешнего капитала – может реализоваться  путем использования механизма  финансового левериджа.

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.

Показателем, отражающим уровень дополнительно  полученной прибыли на собственный  капитал при различной доле использования заемных средств, является эффект финансового левериджа (Эфл). Он рассчитывается по формуле:

                                   ,                     (6.5)

где Снп – ставка налога на прибыль, выраженная в виде коэффициента;

       RА – рентабельность активов (отношение прибыли от обычной деятельности без учета расходов по уплате процентов за кредит  к средней стоимости активов),%;

        Пк – средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, % ;

        ЗК – средняя  сумма используемого предприятием  заемного капитала;

        СК – средняя  сумма собственного капитала  предприятия.

В данной формуле выделены три основных составляющих:

  1. налоговый корректор финансового левериджа (1- Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли;
  2. дифференциал финансового левериджа (RAК), который характеризует разницу между коэффициентом рентабельности активов и средним размером процента за кредит;
  3. коэффициент  финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.           

           Выделение этих трех составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.

Контрольные  вопросы к теме 6

 

1. Какие задачи призвана решать  система управления прибылью?

2. Раскройте сущность системы управления прибылью предприятия  «взаимосвязь издержек, объёма реализации и прибыли».

3. Сформулируйте условия формирования  операционной прибыли предприятия.

4. Объясните сущность операционного   левериджа.

5. Перечислите особенности проявления  механизма операцион-ного  левериджа.

6. В чём заключается сущность  механизма финансового левериджа?

7. Назовите составляющие эффекта  финансового левериджа и объясните  влияние каждой составляющей  на уровень финансового левериджа.

 

Тема 7. Диагностика  финансово-хозяйственной деятельности предприятия

1. Цели и задачи диагностики  финансово-хозяйственного состояния  предприятия.

2. Методы стратегической диагностики.

3. Методы оперативной диагностики.

 

             Диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприя-тия занимается оценкой различных сторон деятельности предприятия с целью обнаружения «узких мест», возможностей и опасностей для принятия оптимальных оперативных и стратегический решений.

 

1. Цели и  задачи диагностики финансово-хозяйствен-ного  состояния предприятия

 

Основными целями диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление  неиспользованных резервов, мобилизация  их для повышения экономической  эффективности производства в будущих плановых периодах;

  постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственных систем, контроль за выполнением планов, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроиз-водственных резервов с целью обеспечения выполнения и перевыполнения плана;

прогнозирование хозяйственной деятельности, научное обоснова-ние перспективных  планов, оценка ожидаемого выполнения плана.

Главной целью диагностики финансово-хозяйственного состояния предприятия является подготовка информации для принятия управленческих решений на всех ступенях иерархической лестницы.

Основные задачи, решаемые при проведении диагностики финансово-хозяйственного состояния предприятия следующие:

проверка качества и обоснованности планов, бюджетов и нормативов;

объективное и всестороннее исследование выполнения планов, бюджетов и соблюдения нормативов;

комплексная оценка хозяйственной  деятельности;

анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции;

анализ зависимости "затраты, объем производства, прибыль";

оценка эффективности функционирования производственных подразделений;

обоснование решений по установлению внутренних цен на товары и услуги;

анализ себестоимости продукции;

анализ прибыли и рентабельности;

анализ финансовой устойчивости предприятия;

анализ платежеспособности;

испытание оптимальности управленческих решений и др.

Кроме данных управленческого учета  и отчетности, источниками информации для диагностики являются бухгалтерский  учет, отчетность и статистическая отчетность.

 

2. Методы стратегической  диагностики

 

Стратегическая диагностика помогает оценить эффективность стратегии  предприятия, понять стратегическую позицию  предприятия в каждом из направлений  его деятельности. Информация, полученная в ходе такой диагностики, оказывает неоценимую поддержку руководителю в процессе формирования стратегии предприятия.

Информация о работе Управление затратами производства и прибылью