Управление затратами производства и прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 21:09, курс лекций

Описание работы

В конспекте лекций "Управление затратами производства и прибылью" раскрываются теоретические и практические аспекты уравнения затратами и прибылью предприятия. Рассматриваются вопросы классификации и распределения затрат, излагаются основы планирования и калькулирования себестоимости продукции, характеризуются системы учета затрат, используемые в отечественной и зарубежной практике, приводится методика факторного анализа отклонений, необходимая для обоснованного принятия управленческих решений. Изложены проблемы внедрения контроллинга на предприятии.

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Расчет отклонений прямых материальных затрат

 

Прямые  материальные затраты относятся  к переменным производственным затратам. Общее отклонение прямых материальных затрат на объем выпуска определяется как разница между их фактической  и нормативной (или плановой) величиной.

Общее отклонение может быть разложено на три части:

    1. отклонение по объему выпуска;
    2. отклонение по норме расхода материалов на единицу;
    3. отклонение по цене на материалы.

Отклонение по объему выпуска определяется как произведение разности между  фактическим и нормативным объемом выпуска на норму расхода материалов и нормативную цену.

Отклонение по норме расхода  материалов рассчитывается как произведение разности между фактическим и  нормативным расходом материалов на фактический объем выпуска и  нормативную цену.

Отклонение по цене на материалы определяется как произведение разности между фактической и нормативной ценой на фактический объем выпуска и фактический расход материалов на единицу продукции.

Следует отметить, что ответственность  за отклонение по цене на материалы несет отдел снабжения, за отклонение по нормам расхода материалов на единицу продукции – начальники производственных цехов, за отклонение по объему выпуска – начальники цехов и отдел сбыта.

 

3. Расчет отклонений  прямых затрат на оплату труда

 

Аналогичным образом анализируются и отклонения по прямым затратам на оплату труда.

Общее отклонение  прямых трудовых затрат определяется как разность между  фактическими и нормативными затратами  труда на выпуск продукции.

Общее отклонение прямых затрат на оплату труда представлено суммой трех составляющих:

    1. отклонения по объему выпуска;
    2. отклонения по трудоемкости;
    3. отклонения по ставке оплаты труда.

Отклонение по объему выпуска определяется как произведение разности между  фактическим и нормативным объемом  выпуска продукции на нормативную трудоемкость и нормативную ставку оплаты труда.

Отклонение по трудоемкости – это  произведение разности между фактической  и нормативной трудоемкостью  на фактический объем и нормативную  ставку оплаты труда.

Отклонение по ставке оплаты труда  рассчитывается как произведение разности между фактической и нормативной ставкой оплаты труда на фактический объем выпуска и фактическую трудоемкость.

За отклонение по ставке оплаты труда  обычно несет ответственность отдел  кадров. Это отклонение возникает, когда нанимают работника с оплатой выше или ниже, чем предполагалось в плане. За отклонение в трудоемкости несут ответственность нормировщики и начальники производственных цехов. Отклонение в трудоемкости может произойти, если неопытному работнику поручают работу, требующую более высокой квалификации.

 

4. Расчет отклонений  общепроизводственных расходов

 

Анализ и контроль общепроизводственных расходов является задачей более  трудной по сравнению с  контролем  прямых переменных затрат. Это связано  с тем, что ответственность за многие общепроизводственные расходы трудно возложить на кого-либо однозначно.

При анализе данных расходов следует  учитывать, тот факт, что часть  их является переменными затратами, а часть – постоянными.

Алгоритм анализа отклонений общепроизводственных расходов (ОПР) представлен на рис. 5.1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.1. Анализ отклонений общепроизводственных расходов

рп – ставка переменных общепроизводственных расходов на единицу выпуска.

В ходе анализа отклонений аналитик не только определяет значение и причину отклонения, но и вырабатывает рекомендации по его устранению (если оно нежелательно) или усилению (если оно благоприятно).

 

Контрольные вопросы  к теме 5

 

1. Какие факторы оказывают влияние  на отклонения фактических переменных  затрат от плановых?

2. В чем состоит сущность метода цепных подставок?

3. Какой метод используется при  расчете  отклонений фактических  постоянных общепроизводственных  затрат от их плановой (норматив-ной)  величины?

4. Укажите, какие факторы влияют  на отклонения прямых материальных затрат.

5. Перечислите факторы, оказывающие  влияние на отклонения прямых  материальных затрат.

6. Каким образом производится  анализ отклонений по прямым  затратам на оплату труда?

 

Тема 6. Управление формированием прибыли предприятия

1.   Цели и основные задачи управления прибылью.

2. Управление прибылью на основе  системы "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли”.

3.    Понятие и сущность  операционного левериджа.

4. Механизм управления прибылью  предприятия в процессе финансовой  деятельности.

 

    1. Цели и основные задачи управления прибылью

 

Управление прибылью представляет собой процесс выработки и  принятия управленческих решений по всем основным направлениям ее формирования, распределения и использования на предприятии.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия как в текущем, так и в перспективном периоде. Эта цель призвана обеспечивать сочетание интересов собственников предприятия с интересами государства и персонала предприятия.

Для достижения данной цели система  управления прибылью призвана решать следующие основные задачи:

1. Обеспечение максимального размера  прибыли в соответствии с имеющимся  ресурсным потенциалом предприятии  и рыночной конъюнктурой.

2. Обеспечение максимального уровня прибыли при минимальном уровне риска, то есть исходя из заданного уровня риска в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.

3. Обеспечение высокого качества  формируемой прибыли. Основное  внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции, освоения новых перспективных ее видов.

4. Обеспечение необходимого уровня  дохода на инвестированный капитал  собственникам предприятия. Этот  уровень должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, возмещать предпринимательский риск и возможные инфляционные потери.

5. Обеспечение формирования достаточного  объема финансовых ресурсов за  счет прибыли в соответствии  с задачами развития предприятия  в предстоящем периоде. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, поэтому в самофинансировании развития предприятия ей должна отводиться главная роль.

6. Обеспечение постоянного возрастания  рыночной стоимости предприятия. Каждое предприятие, исходя из условий и задач хозяйственной деятельности, самостоятельно определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части. Темп возрастания рыночной стоимости предприятия в значительной мере определяется уровнем капитализации прибыли, полученной в отчетном периоде.

7. Обеспечение эффективности программ  участия персонала в формировании  прибыли. Данные программы должны  эффективно стимулировать трудовой  вклад работников в формирование прибыли на предприятии. Все рассмотренные задачи управления прибылью тесно взаимосвязаны между собой, хотя некоторые из них и носят разнонаправленный характер.

Следует отметить, что в рыночных условиях максимизация суммы прибыли  на предприятии может выступать как важная, но не приоритетная задача в системе управления прибылью, так как полученная высокая сумма прибыли может быть полностью израсходована на цели потребления и не обеспечит возрастания рыночной стоимости предприятия. Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.

 

2. Управление  прибылью на основе системы  "взаимосвязь издержек, объема  реализации и прибыли"

 

Основной целью управления формированием  прибыли на предприятии является выявление всех факторов, определяющих ее конечный размер, и взыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.

Механизм управления прибылью предприятия  строится на системе анализа, получившей название "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" (Соst - Volumе- Ргоfit  Relationships, СVР). Эта система анализа позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии

Механизм формирования прибыли  от реализации продукции (операционной прибыли) в соответствии с системой анализа СVР можно представить в виде следующей схемы (рис. 6.1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.1. Схема формирования прибыли от реализации продукции

Исходя из данной схемы, можно сформулировать основные условия формирования прибыли от реализации продукции и достижения безубыточности (табл. 6.I).

Таблица 6.1

Условия формирования прибыли  от реализации и достижения безубыточности

 

Условия, при которых

формируется прибыль

Условия, при которых  достигается  точка безубыточности

Условия, при которых  деятельность предприятия является убыточной

ВД > З пер. + З пост. + КН

ВД = З пер + З пост. + КН

ВД <   З пер + З  пост  + КН

ЧД >   З пер. + З  пост.

ЧД =  З пер  + З  пост.

ЧД <   З пер. + З  пост.

М П > З пост.

МП = З пост.

М П < З пост.

Пр  >  0

Пр  =  0

Пр < 0


 

Используя приведенную ранее схему, можно выявить систему основных факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли от реализации продукции.

Так, выручка от реализации продукции (валовый доход) формируется под  влиянием двух основных факторов: цены реализации единицы продукции и количества реализованной продукции. Данные факторы оказывают прямое воздействие на сумму выручки.

Чистая выручка от реализации (чистый доход) формируется под влиянием одного фактора  –  суммы налоговых платежей, входящих в цену продукции. Чем ниже ставки этих платежей, тем выше, при прочих равных условиях, сумма чистой выручки.

Маржинальная прибыль (сумма покрытия) при неизменном объеме чистой выручки  формируется под влиянием суммы  переменных затрат. Этот фактор оказывает обратное влияние на маржинальную прибыль.

Прибыль от реализации продукции при  неизменной сумме маржинальной прибыли  формируется под влиянием одного фактора - суммы постоянных затрат, который оказывает обратное влияние  на величину прибыли от реализации.

В процессе управления формированием  прибыли на основе системы СVР предприятие имеет возможность решить следующие задачи.

1. Определение объема реализации  продукции, обеспечивающего безубыточную  деятельность в течение краткосрочного  периода. При этом не изменяются уровень цен на продукцию, уровень переменных затрат и сумма постоянных расходов

2. Определение объема реализации  продукции, обеспечивающего безубыточную  операционную деятельность в  долгосрочном периоде.

Деятельность предприятия в долгосрочном периоде по сравнению с деятельностью в краткосрочном имеет следующие отличия:

с ростом объема  реализации продукции  периодически возрастают постоянные затраты;

с насыщением рынка в результате роста объема реализации продукции  предприятие вынуждено снижать уровень цен, что приводит к снижению темпов роста чистого дохода;

за счет более экономного использования  сырья и материалов, роста производительности труда постепенно снижается уровень  переменных издержек на единицу продукции.

При использовании системы СVР долгосрочный период деятельности предприятия может быть разложен на ряд краткосрочных периодов (с неизменными условиями), что позволяет использовать при расчетах алгоритмы, характерные для краткосрочного периода.

3. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы прибыли.

4. Определение суммы "предела  безопасности" ("запаса прочности") предприятия, то есть размера  возможного снижения объема реализации  продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять деятельность без убытков.

5. Определение возможных результатов  роста суммы прибыли от реализации  продукции при оптимизации постоянных  и переменных затрат.

Информация о работе Управление затратами производства и прибылью