Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:14, курсовая работа
В современных условиях нет необходимости говорить о месте и значимости автоматизированных информационных технологий для архивного дела. Отошли в прошлое дискуссии о направлениях и допустимых границах использования компьютеров, на повестке дня - обсуждение приоритетов в этой сфере, особенностей конкретных технологических решений, наиболее эффективных способах их использования.
правлено на формирование полноценного, информационно насыщен-
ного архивного фонда, достоверно отражающего не только деятель-
ность фондообразователя, но и, по возможности, события и явления
действительности в более широком управленческом, историческом и
культурном контексте. Поэтому не только невозможно правильно оп-
ределить ценность электронных документов без их рассмотрения в
связи и в генезисе с бумажными документами, но и отбор на хранение
последних без определения значения первых ведет к обеднению ар-
хивного фонда. Поэтому существующая практика, когда государст-
венные архивы сосредоточиваются на экспертизе ценности лишь бу-
мажных документов, является методологически ущербной. По сути,
это нарушение методологических основ экспертизы ценности и даже
нарушение федерального закона об архивном деле, который недву-
смысленно определяет, что «экспертизе ценности документов подле-
31 Тихонов В.И.
жат все документы на носителях любого вида»
27
. Но если строго при-
держиваться принципов экспертизы ценности, не приведет ли рас-
смотрение роли и значения электронных документов в системе управ-
ления, и вообще в современной жизни, к пересмотру критериев цен-
ности и методов их применения?
* * *
Действующие правила работы государственных архивов сводят
критерии экспертизы ценности к трем группам: происхождения, со-
держания и внешних особенностей документов. Старые «Основные
правила работы государственных архивов» (2002) группируют крите-
рии следующим образом:
Критерии происхождения документов:
• функционально-целевое назначение организации (с учетом как
ее особой роли, так и типового характера);
• значение лица в жизни общества;
• время и место создания документа.
Критерии внешних особенностей документов:
• форма фиксирования и передачи содержания, удостоверения и
оформления документа;
• физическое состояние документа
28
.
Новые основные правила работы государственных архивов 2007 г.
несколько изменили состав критериев:
Критерии происхождения:
• функционально-целевое назначение источника комплектования
с учетом его особой роли или типового характера;
• время и место создания документа;
• и т.п.
Критерии содержания:
• значимость информации, в том числе ее уникальность, типич-
ность или повторяемость;
• вид документа;
• подлинность документа.
Критерий внешних особенностей:
• форма фиксирования и передачи содержания, удостоверения и
оформления документа
29
.
При оценке научно-технической документации применяется ряд
дополнительных специфических критериев, таких, как «значимость
32 "Уничтожить нельзя хранить"?…
проблемы или объекта, отраженного в документах», «принципиальная
новизна, уникальность, оригинальность решения проблемы, конст-
рукции, технологии, проекта», «соответствие НТД этапности научных
исследований (стадийности
технических разработок)» и
гие
30
. Специфические критерии ценности применяются и при экспер-
тизе аудиовизуальных документов: их художественные достоинства,
композиционно-сюжетная целостность, выразительность и ориги-
нальность, своеобразие носителя, цветовое решение, способ записи и
воспроизведения информации
31
.
Происхождение документов считается определяющим при выпол-
нении работ, связанных с комплектованием и учетом. Помимо экспер-
тизы ценности, оно лежит в основе профилирования архивов, фонди-
рования, систематизации и группировки документов внутри фонда.
Среди критериев происхождения наибольшее значение имеет функ-
ционально-целевое назначение организации, в деятельности которой
образовались документы. В рассмотрение принимается особая роль
организации или типичность ее деятельности в рамках территориаль-
ных и отраслевых систем управления.
Функциональный подход предполагает изучение конкретных
функций, которые выполняют организации, целевого назначения оп-
ределенных категорий документов, образующихся в их деятельности
и роли этих документов в соответствующих документальных систе-
мах
32
. В этом отношении, чем
шире масштаб деятельности
ции, чем разнообразнее ее связи другими субъектами и объектами
управления, тем большую информативность и ценность приобретают
ее документы. Естественно, что фонд федерального органа власти
содержит больше ценной документации по сравнению с фондом орга-
на власти регионального уровня, а последний – информационно на-
сыщеннее, чем фонд отдельной организации. И так вплоть до струк-
турных подразделений организаций. В то же время, если брать неко-
торые специфические виды деятельности, то ценные для пользовате-
лей документы могут откладываться на низовых уровнях. Так, напри-
мер, документы, связанные с трудовой деятельностью работников,
хранятся в организациях, в которых они работают, сведения о харак-
тере и состоянии жилых помещений концентрируются в документах
районных БТИ и т.д.
Используя функциональный подход, архивы очерчивают круг наи-
более значимых, системообразующих элементов управления разнооб-
разными ресурсами и на основе этого составляют списки организаций
(структурных подразделений)
– источников своего
33 Тихонов В.И.
Далее проводится непосредственное изучение документов источника
комплектования с целью установления сроков их хранения. Функцио-
нальный подход применяется и на этом этапе экспертизы ценности
документов. Но теперь рассматриваются функции и целевое назначе-
ние уже конкретных групп документов. А функции эти напрямую свя-
заны с фиксированием результатов тех или иных управленческих дей-
ствий: мониторингом и анализом состояния управляемых объектов,
принятием решений, доведением их до исполнителей и других заин-
тересованных лиц, контролем исполнения, планированием, отчетно-
стью, обеспечением материальными, финансовыми, кадровыми, ин-
формационными ресурсами, обеспечением нормативно-правовых ос-
нов действий, процедур и деятельности в целом и т.п. Собственно,
современная делопроизводственная практика такова, что функционал
документа выражается (и определяется) в его названии и видовой
принадлежности (номинале).
Методически оба этапа экспертизы ценности бумажных докумен-
тов хорошо отработаны. Существуют примерные списки организаций
– источников комплектования,
действуют типовые и
перечни документов с указанием сроков хранения, где эти сроки уста-
новлены в зависимости от происхождения и номинала документов. С
оценкой же электронных документов с самого начала может возник-
нуть ряд проблем.
Во-первых, могут возникать трудности с определением происхо-
ждения (фондовой принадлежности) электронных информационных
ресурсов. Так, в рамках аутсорсинга организации, в том числе и орга-
ны власти, могут делегировать выполнение части своих функций (в
первую очередь, по мониторингу, сбору и обработке данных, анали-
тические функции) подведомственным или вообще сторонним орга-
низациям: ГУПам, центрам, некоммерческим партнерствам, ЗАО и
т.п. В таком случае именно последние занимаются наполнением баз
данных, отвечают за достоверность
и целостность
информации, а зачастую размещают информационные ресурсы на
своих серверах. Вышестоящим организациям предоставляется уда-
ленный доступ к базам данных, к аналитическим модулям информа-
ционных систем. В лучшем случае им направляют аналитические
сводки, обзоры и другие материалы в бумажном или электронном
виде. Вопрос о происхождении баз данных запутывается еще и тем
обстоятельством, что в большинстве случаев формально имуществен-
ные права на информационные системы (а значит, и на информацион-
ные ресурсы) принадлежат организации-заказчику. Насколько приме-
34 "Уничтожить нельзя хранить"?…
ним в такой ситуации функциональный подход? Насколько допусти-
мо включать в архивный фонд органа власти формально принадлежа-
щие ему документы, которые, однако, создаются в процессе деятель-
ности другой организации? Эти вопросы далеко не праздные. От отве-
та на них зависит, какая из организаций должна устанавливать базам
данных сроки хранения, какая из них должна стать источником ком-
плектования государственного архива, а от этого зависит схема сис-
тематизации документов в архиве и, в конечном итоге, организация
справочно-поисковых систем, направленных на обеспечение
потребителей ретроспективной информацией.
Налицо методологический казус, противоречие между правами
собственности на документы и их происхождением. Впрочем, в дело-
производстве подобное противоречие снимается довольно просто:
входящие документы без проблем включаются в документальный
фонд организации, т.е. объявляются ее собственностью. Правда, срок
хранения у входящих документов, как дублетных, незначительный и в
архивный фонд они, как правило, не попадают. Другой пример связан
с научно-технической
технико-экономические
зация-разработчик передает заказчику, который их хранит и исполь-
зует в течение десятилетий. Часто единственный способ сохранения
НТД (например, проектно-сметной документации) для общественного
использования – это ее включение в фонд контролирующего органа
исполнительной власти. Таким образом, в современных условиях при
комплектовании архивов все чаще принцип собственности на доку-
менты начинает преобладать над принципом их происхождения.
Функциональный подход начинает преобразовывать практику экспер-
тизы ценности, сложившуюся в советское время: выполнение органи-
зацией своих функций должно быть обязательно документировано,
ценность же документов (собственных, поступивших или приобре-
тенных) все больше определяется
важностью и уникальностью
ций, а не способом их включения в документооборот. В этой связи
указанные выше базы данных, по сути единственные в своем роде,
должны учитываться в фонде организации, в чьей собственности на-
ходятся информационные системы и включенные в них программные
средства.
Во-вторых, определение видовой принадлежности баз данных
(критерий содержания)
оказывается делом весьма
если существует официальное название базы данных или информаци-
онной системы, в которой она ведется, непросто подобрать адекват-
35 Тихонов В.И.
ную статью перечней документов. Ведь название присваивают ИТ-
специалисты, далекие от проблем документоведения и делопроизвод-
ства. Название может быть довольно абстрактным, «глухим»
33
или
утратившим актуальность
34
. Оно может быть однобоким и не отра-
жать всего разнообразия сведений, представленных в базе данных.
Так, например, электронные реестры – это не просто учетные базы
данных, в большинстве случаев в них включается вся информация по
процедуре регистрации и ведению реестра. В этом отношении они
сродни комплексам наблюдательных дел, которые содержат все доку-
менты, освещающие деятельность
и состояние объекта
Наконец, название базы данных может раскрывать совершенно ори-
гинальный состав сведений, характеристика которых не нашла отра-
жение в типовых или ведомственных перечнях документов
35
. Поэто-
му при определении номинала (а значит, и функционала) электронных
документов следует прибегать к изучению целого ряда сопутствую-
щих обстоятельств. Следует
внимательно изучить
ментацию (технические задания, проекты, руководства пользователей
и т.п.) с целью выявления целей и задач создания базы данных, ее со-
става, входящей и выходящей документации. В то же время практика
показывает, что со временем
достоверность технических
проектов снижается. Востребованные в деятельности организации
информационные системы ежегодно, если не ежеквартально, модер-
низируются и изменяются, но эти изменения документируются редко
и не полно. Поэтому необходимо изучение текущей структуры и ис-
точников сведений базы данных. Очень многое о функциональном
назначении базы данных может сказать характер ее использования,
состав, глубина и широта запросов и отчетов по ней, востребован-
ность и оперативность выходящей документации. Часто номинально
учетные информационные системы обладают настолько развитым и
мощным аналитическим инструментарием, что превращаются в важ-
нейший источник принятия управленческих решений. В таких случа-
ях при определении ценности информационного ресурса на вооруже-
ние следует брать именно функциональный подход. Даже если учет-
Информация о работе Информационные ресурсы и технологии в архивном деле