Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:14, курсовая работа
В современных условиях нет необходимости говорить о месте и значимости автоматизированных информационных технологий для архивного дела. Отошли в прошлое дискуссии о направлениях и допустимых границах использования компьютеров, на повестке дня - обсуждение приоритетов в этой сфере, особенностей конкретных технологических решений, наиболее эффективных способах их использования.
На практике указанные подходы реализуются следующим обра-
зом:
• Наиболее ценными признаются документы, которые создаются
в организациях (подразделениях), находящихся на вершине учреж-
денческих, отраслевых или/и
территориальных
учреждениях и корпорациях – это аппарат управления и подразделе-
ния, в функции которых входит управление ресурсами (материальны-
ми, финансовыми, кадровыми и т.п.). В муниципальных и государст-
венных образованиях – это органы власти и государственные органи-
зации, специализирующиеся на выполнении общественно значимых
задач и функций (например, по лицензированию, экспертизе, монито-
рингу, информатизации, предоставлению услуг связи и т.п.).
41 Тихонов В.И.
• Однотипные документы, охватывающие бόльшие временные
периоды и/или включающие сведения от бόльшего числа источников
(структурных подразделений, организаций и т.п.), имеют более дли-
тельные сроки хранения. Так, годовой отчет должен храниться доль-
ше, чем отчет квартальный, а отчет о работе организации в целом –
дольше, чем отчет о
работе отдельных структурных
• Документы аналитико-
лее ценными по сравнению с поглощаемыми ими (в любой форме)
первичными документами. Квитанции, накладные, счета-фактуры
имеют срок хранения 5 лет, но годовые бухгалтерские балансы и от-
четы должны храниться постоянно. Анкеты и заявки на приобретение
продукции, первичные документы о движении рыночных цен могут
храниться не более года, но основанные на них сводные таблицы и
графики должны храниться не менее 5 лет, а аналитические обзоры –
постоянно.
• Экземпляр документа, который остается у его создателя, в силу
принципа происхождения должен иметь бόльший срок хранения, чем
экземпляры, рассылаемые в другие организации.
• Подлинные документы имеют больший срок хранения, чем их
копии, создаваемые и рассылаемые адресатам для сведения.
Таким образом, сочетание
функционального и
подходов позволило
рии, с помощью которых стало возможным снижение уровня повто-
ряемости информации в архивных фондах. В то же время, сами эти
критерии нельзя назвать оптимальными, так как нельзя назвать опти-
мальным рассмотрение документопотоков с точки зрения лишь от-
дельных положений теории информации, без обращения к другим, не
менее важным ее аспектам.
Не вполне корректным представляется изначальный тезис
В.Н. Автократова об отождествлении «количества информации» с
уровнем ее разнообразия. Ни в каких концепциях теории информации
увеличение количества информации не ставится в прямую зависи-
мость от повышения или снижения ее разнообразия. Считается, что
повышение разнообразия системы может привести как к росту, так и к
снижению количества информации в ней. Все зависит от характера
внесенного разнообразия: повышает ли оно определенность в наших
знаниях о состоянии системы, или, напротив, снижает ее
48
. Признает-
ся также, что в большинстве случаев резкое повышение разнообразия
информации в
42 "Уничтожить нельзя хранить"?…
ваемому «информационному шуму», снижающему определенность
знаний, а значит и количество информации в системе
49
. Наиболее
ярким примером, иллюстрирующим это положение, могут служить
хакерские атаки, направленные на отказ действия информационных
систем. Одним из методов подобных атак является переполнение тра-
фика (каналов связи) разнообразными, порой нелепыми, сообщения-
ми, в результате чего вычислительные ресурсы системы оказываются
недостаточными для обработки потока данных, а значит для пред-
ставления пользователям информации в упорядоченном виде.
Одним из действенных способов повышения управляемости сис-
темы признается сброс ею излишнего разнообразия и, тем самым, уве-
личение количества информации, что достигается ее качественным
преобразованием и получением нового знания. Именно необходи-
мость снижения разнообразия документированной информации лежит
в основе таких форм ее повторяемости как аналитико-синтетическая
переработка и поглощение.
Аналитические и сводные
зволяют с качественно иных позиций оценить состояние и направле-
ние деятельности организации или отрасли, что собственно и стано-
вится базисом для принятия дальнейших управленческих решений. В
этом отношении В.Н. Автократов прав, когда пишет, что в результате
возрастания разнообразия информации происходит ее свертывание,
уплотнение: «информация как бы "переливается" из документов од-
них видов в документы других видов»
50
. Не прав он тогда, когда на-
прямую связывает ценность информации с ее количеством. Подобные
взгляды преобладали в 40–50-е годы прошлого века, в самом начале
развития теории информации
51
. Выделение кибернетики в самостоя-
тельную научную дисциплину способствовало появлению других
подходов к определению ценности информации.
Еще академик А.А. Харкевич в ставшей классической статье
«Ценность информации» предложил определять ценность информа-
ции для кибернетической системы через приращение вероятности
достижения цели до и после получения сообщения. Чем большая не-
определенность в путях достижения цели снята после получения ин-
формации, тем выше вероятность успеха и тем ценнее информация. С
помощью математического аппарата А.А. Харкевич продемонстриро-
вал, что не всякое увеличение количества информации приводит к
выполнению поставленных перед системой задач. «Прокручивая»
математические модели, он обнаружил интересный эффект, который
определил как проявление «отрицательной ценности» информации,
увеличивающую исходную неопределенность и соответственно
43 Тихонов В.И.
уменьшающую вероятность достижения цели. Это явление
А.А. Харкевич связывал с преднамеренной или непреднамеренной
дезинформацией, содержащейся в сообщении
52
.
Позже целый ряд философов, математиков и социологов развивали
подобные прагматические взгляды на информацию
53
. В центре их
внимания оказалась
(потребителем) информации, целью, которую он перед собой ставит,
и источником информации. Рассматривая цепочку отношений «полу-
чатель информации – цель управления – источник информации», ис-
следователи обосновали ряд условий, при которых информация, по-
лучаемая кибернетической системой, может признаваться ценной. Во-
первых, это – приоритет целей, которые ставит перед собой система
(получатель информации): одна и та же информация может иметь раз-
личную ценность, если рассматривать ее с точки зрения использова-
ния для различных целей. Во-вторых, информация, получаемая сис-
темой, должна быть достоверной: только достоверная информация
признается ценной. В-третьих, достоверность информации в значи-
тельной мере зависит от ее источника: от его способности предостав-
лять информацию в форме, воспринимаемой приёмником, а также от
собственных целей, которые могут противоречить целям, поставлен-
ным получателем информации.
Изучение роли информации в социальных процессах показало, что
здесь также важна такая ее характеристика, как ценность, которая по
сути оказывается производной от другой характеристики – достовер-
ности информации. Однако весь парадокс заключается в том, что дос-
товерность информации источника нельзя определить перспективно,
на основе приращения вероятностей достижения цели. Достоверность,
а следовательно, и ценность определяется ретроспективно, по дости-
жении или не достижении поставленной цели. Дальнейшее развитие
теории информации и других кибернетических дисциплин (теории
игр, теории алгоритмов, теории оптимального управления и т.д.) было
направлено на разрешение этого парадокса, что привело к появлению
в 1970–1980-е годы нескольких прагматических концепций. В них
достоверность и ценность информации для процессов управления ста-
вились в прямую зависимость от количества и разнообразия источни-
ков информации (М.М. Бонгард, Б.А. Гришанин и др.)
54
. Доказыва-
лось, что множественность источников повышает вероятность полу-
чения системой достоверной информации, а наименее ценной призна-
валась информация, исходящая из единственного источника. При
этом анализу подвергалась не только ценность информации, получае-
44 "Уничтожить нельзя хранить"?…
мой от разных источников, но и ценность (приоритет) самих источни-
ков. Последнее, как оказалось, в немалой степени зависит от того,
исходит ли информация от непосредственного или производного
(вторичного) источника, от количества этапов и характера преобразо-
ваний первичной информации. И здесь прагматические концепции в
теории информации смыкаются с более ранними концепциями, опе-
рировавшими информацией лишь на уровне знаков и символов.
К. Шеннон, Н.П. Рашевский, Р. Карнап, К. Черри, А.Н. Колмогоров –
практически все видные теоретики предупреждали о неизбежных по-
терях информации, связанных с ее преобразованием, свертыванием,
прохождением через множество каналов. Возникновение вольных или
невольных ошибок, неверных интерпретаций является вероятным (ес-
ли не неизбежным) спутником любой обработки информации.
Поэтому ценность документированной информации, полученной
аналитико-синтетическим путем, имеет двоякую природу. С одной
стороны, свертывание, поглощение первичной информации повышает
ее определенность, усвояемость, снижает «информационный шум». С
другой стороны, необратимое преобразование информации чревато
снижением ее достоверности и ограничивает возможности ее повтор-
ного использования для достижения иных управленческих целей.
Таким образом, применение информационно-прагматического
подхода позволяет сделать следующие выводы в отношении такого
феномена, как ценность повторяемой документированной информа-
ции:
1. Для целей управления
одинаково ценными являются
вичные (поглощаемые), так и производные (аналитическо-
синтетические) документы.
2. Достоверность и ценность документированной информации
повышается с ростом числа ее источников.
3. Достоверность первичных
документов априорно выше
верности документов, получаемых при аналитико-синтетической об-
работке информации. В то же время, данное положение может ока-
заться неверным, когда при создании производных документов ис-
пользуется уточняющая, но не документируемая информация. В этом
случае достоверность аналитико-синтетического документа может
оказаться выше, чем достоверность первичных данных.
4. Ценность первичных документов (данных) выше по сравнению
с ценностью аналитико-
первые могут быть использованы повторно для получения иных про-
изводных документов.
45 Тихонов В.И.
5. Всё вышесказанное приводит к тому, что одновременное со-
хранение как первичных, так и производных документов значительно
повышает их обоюдную ценность, так как повышает возможности
взаимной проверки (подтверждения) их достоверности.
И если необходимость постоянного хранения бумажных первич-
ных документов по-прежнему вызывает сомнения, связанные с «про-
блемой архивной полки» и серьезными затратами на повторную и
неоднократную аналитическую обработку их сведений, то структури-
рованная и машиночитаемая форма представления информации в ба-
зах данных делает их эффективным и долговременным инструментом
проведения как управленческих решений, так и научных, социологи-
ческих, исторических и т.п. исследований. Тем более если базы дан-
ных входят в состав информационных систем, изначально предназна-
ченных для выполнения
аналитических функций и
пользователям разнообразных выходных аналитических документов.
Сводные базы данных, ведущиеся в органах власти и специализиро-
ванных государственных организациях и включающие сведения из
множества источников, как правило, не являющихся источниками
комплектования
ные информационные ресурсы, которые в первую очередь должны
поступать на постоянное государственное хранение.
В технологически «продвинутых» странах ценность баз данных
уже давно никем не оспаривается. В 1984 г. знаменитая «Записка
Г. Ноглера»
55
лишь сконцентрировала в себе разрозненные критерии
ценности машиночитаемых документов, особо подчеркнув ценность
первичных сведений в составе баз данных. С тех пор в этом отноше-
нии мало что изменилось
56
. Именно базы данных составляют ядро
Информация о работе Информационные ресурсы и технологии в архивном деле