Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:14, курсовая работа
В современных условиях нет необходимости говорить о месте и значимости автоматизированных информационных технологий для архивного дела. Отошли в прошлое дискуссии о направлениях и допустимых границах использования компьютеров, на повестке дня - обсуждение приоритетов в этой сфере, особенностей конкретных технологических решений, наиболее эффективных способах их использования.
2006. №4. С. 28–29.
2. См. официальный сайт
ФГУП «Научно-технический
ГИСТР» (www.inforeg.ru).
56 "Уничтожить нельзя хранить"?…
3. См.: Исследование практики
работы с электронными
лопроизводстве федеральных органов исполнительной власти Россий-
ской Федерации. Аналитический обзор. М.: ВНИИДАД, 2003. С. 55.
4. Подробнее об этих моментах экспертизы ценности электронных доку-
ментов см.: Тихонов В.И. Организация архивного хранения электронных
документов. С. 424–429.
5. См., например: Автократов
В.Н. Теоретические проблемы
го архивоведения. М., 2001; Илизаров Б.С. Актуальные теоретические и
методологические проблемы советского архивоведения. М., 1984; Орло-
ва Н.А. Экспертиза ценности документов ГАФ СССР (1958–1980 гг.). М.,
1984. Библиографию подробнее
см.: Экспертиза ценности
ских документов и комплектование ими государственных архивов. (Тео-
рия и методика). М.: Росархив, ВНИИДАД, 2006. С. 14–41, 186–223.
6. Среди них: Правила
экспертизы научной и
ментальных материалов в государственных архивах. М., 1957; Теория и
практика экспертизы ценности документов и комплектование государст-
венных архивов СССР. Труды ВНИИДАД. М., 1974; Основные положе-
ния отбора документов с повторяющейся информацией на государствен-
ное хранение. М., 1976; Методические рекомендации по проведению це-
левой комплексной экспертизы ценности документов, хранящихся в го-
сударственных архивах. М. 1988; Основные правила работы ведомствен-
ных архивов. М., 1986; Основные правила работы государственных архи-
вов СССР. М., 1984; Основные правила работы государственных архивов
Российской Федерации. М., 2002; Теория и практика архивного дела в
СССР. М., 1980.
7. Подробнее см.: Тихонов В.И., Юшин И.Ф. Становление и развитие архи-
вов машиночитаемых данных в 1960–1980-е годы // Отечественные архи-
вы. 1998. №6. С. 42–43.
8. Подробнее см.: Отбор на государственное хранение документов на ма-
шинных носителях
производственного назначения. Рекомендации. М., 1991; Положение о
порядке отбора и приема на архивное хранение и выдачи потребителям
документов, созданных средствами ЭВТ. (Аналитическая справка). М.,
1994. СИФ ОЦНТИ ВНИИДАД №9512; Порядок отбора и приема на ар-
хивное хранение документов, созданных средствами вычислительной
техники. Основные положения. М.: ГАС РФ, ВНИИДАД, РНИЦКД,
1995. СИФ ОЦНТИ ВНИИДАД №9745; Рекомендации по отбору на го-
сударственное хранение электронных научных и технических докумен-
тов. М.: ВНИИДАД, 2002. СИФ ОЦНТИ ВНИИДАД №ДР 221.
9. Автократов В.Н. Теоретические
проблемы отечественного
ния. С. 134.
10. Автократов В.Н. Указ. соч. С. 143.
57 Тихонов В.И.
11. Автократов В.Н. Указ. соч. С. 138-139; Экспертиза ценности управленче-
ских документов и комплектование ими государственных архивов. (Тео-
рия и методика). С. 51.
12. См.: Черняк Л. История магнитных дисков // Открытые системы. 2005.
№9.
13. Оптические диски с записью информации с помощью голубого лазера.
14. По состоянию на май
2007 г. в «Государственном
данных» зарегистрировано 4825 баз данных 1068 государственных орга-
нов власти, государственных и муниципальных организаций. Учитывая,
что органы власти и государственные организации регистрируют менее
половины имеющихся у них информационных ресурсов (по опыту об-
следований, проводившихся ЦАДЭНМ), можно вывести приблизитель-
ную цифру в 10 тыс. государственных информационных ресурсов.
15. Автократов В.Н. Указ. соч. С. 137.
16. Там же.
17. Там же. С. 137.
18. Эта сумма составляет приблизительно 0,00025% годового бюджета ГЦП
«Электронная Москва, 2003–2007 гг.», направленной на информатизацию
органов власти и организаций Москвы.
19. См.: Федеральный закон
«Об архивном деле в
№125-ФЗ от 22.10.2004. Ст. 3.
20. Основные правила работы
государственных архивов
рации. М., 2002. П. 6.1.5.1.
21. Экспертиза ценности управленческих документов и комплектование ими
государственных архивов. (Теория и методика). С. 41–43.
22. Автократов В.Н. Указ. соч. С. 141.
23. Экспертиза ценности управленческих документов и комплектование ими
государственных архивов. (Теория и методика). С. 41.
24. Автократов В.Н. Указ. соч. С. 141.
25. Экспертиза ценности управленческих документов и комплектование ими
государственных архивов. (Теория и методика). С. 43–44.
26. Автократов В.Н. Указ. соч. С. 141.
27. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». Ст. 6,
п. 6.
28. Основные правила работы
государственных архивов
рации. М, 2002. С. 131–132.
29. См.: Правила организации хранения, комплектования, учета и использо-
вания документов архивного фонда Российской Федерации и других ар-
хивных документов в государственных и муниципальных архивах, музе-
ях и библиотеках, организациях Российской академии наук. М., 2007.
П. 4.3.
30. Основные правила работы
с научно-технической
низациях и на предприятиях. М., 1991. С. 53–55.
58 "Уничтожить нельзя хранить"?…
31. Основные правила работы
государственных архивов с
кументами. М., 1980. С. 21.
32. Экспертиза ценности управленческих документов и комплектование ими
государственных архивов. (Теория и методика). С. 108.
33. Например, БД «СКИФ»
Министерства финансов
(включает данные месячной, квартальной и др. отчетности; № государст-
венной регистрации – 0220611194) или БД «Деловая информация «ИН-
ФОТЕР» Управления федеральной антимонопольной службы по Киров-
ской обл. (№ государственной регистрации – 0220107676).
34. Например, БД «Торговый
реестр г. Москвы»
ского рынка и услуг города Москвы задумывалась как справочный ин-
формационный ресурс о предприятиях потребительского рынка, полу-
чивших свидетельство о включении в Торговый реестр города Москвы.
Однако, в связи с тем, что нормативная правовая база ведения такого
реестра так и не была разработана, включение в него предприятий оказа-
лось делом сугубо добровольным, а сама база данных не отражала реаль-
ного состояния
сведений, который содержала эта база данных, поглощался другой, более
полной по составу предприятий, базой данных департамента – БД
«Предприятия потребительского рынка и услуг г. Москвы».
35. Например, БД «Выходные
материалы мониторинга
рального плана развития Москвы» ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»,
предназначенная для формирования
ежегодных аналитических
дежурных планов по направлениям градостроительной деятельности и
округам и районам Москвы, содержащих оценки, прогнозы, тенденции
развития.
36. Автократов В.Н. Указ. соч. С. 147.
37. Например, базы данных,
предназначенные для
пользователей к интернет-ресурсам организаций.
38. Экспертиза ценности управленческих документов и комплектование ими
государственных архивов. (Теория и методика). С. 89.
39. Там же. С. 52–53.
40. Подробнее о формах повторяемости информации см.: Автократов В.Н.
Указ. соч. С. 153–154; Экспертиза ценности управленческих документов
и комплектование ими государственных архивов. (Теория и методика).
С. 53–55.
41. Экспертиза ценности управленческих документов и комплектование ими
государственных архивов. (Теория и методика). С. 91–92.
42. Автократов В.Н. Указ. соч. С. 146.
43. Термин «информационный подход» возник в 1960-е гг. в кибернетике,
опирающейся на различные концепции теории информации и изучающей
процессы управления и информационные связи в сложных, в том числе и
социальных, системах.
59 Тихонов В.И.
44. Автократов В.Н. Указ. соч. С. 153.
45. Там же. С. 150.
46. Там же. С. 150–151.
47. Там же. С. 151.
48. Это положение стало ключевым в теории информации еще со времён ее
основоположника – Клода Шеннона, который в 1948 г. ввел вероятност-
но-статистическое понятие «информации» (вернее, понятие «количества
информации»), понимая ее как снятую, сокращенную неопределенность
или «энтропию». (См. статью К.Э. Шеннона «Математическая теория
связи» в книге: Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики.
М., 1963).
49. См.: Урсул А.Д. Информация. Методологические аспекты. М., 1971.
С. 151; Он же. Социальная роль информатики. М., 1987. С. 5.
50. Автократов В.Н. Указ. соч. С. 150.
51. Клод Шеннон рассматривал информационные процессы, присущие ис-
ключительно электромеханическим и радиоустройствам. Поэтому наибо-
лее ценной признавалась преобразованная информация, переданная по
каналам связи за наименьшее количество времени. То есть, чем больший
объем информации мог быть передан за определенный отрезок времени,
тем надежнее признавались источник и канал связи.
52. См.: Харкевич А.А. О ценности информации // Проблемы кибернетики.
Вып. 4. М., 1960. С. 54–55.
53. См., например: Колмогоров А.Н. К логическим основам теории инфор-
мации и теории вероятностей // Проблемы передачи информации. М.,
1969. Т. 5. Вып. 3; Полетаев А.И.
К определению понятия «
Семантический аспект. Об «информации по смыслу» // Исследования по
кибернетике. М., 1970; Черри К. Человек и информация. М., 1972; Афа-
насьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975;
Урсул А.Д. Проблемы информации в современной науке. Философские
очерки. М., 1975; Цырдя Ф.Н. Социальная информация. Кишинев, 1978;
Щербицкий Г.И. Информация и познавательные потребности. Минск,
1983; Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Социальная роль информати-
ки. М., 1987; Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996.
54. См.: Урсул А.Д. Проблемы
информации в современной
55. Имеется в виду отчет
исследовательской группы Г.
в начале 1980-х гг. над проблемами сохранения машиночитаемых доку-
ментов под эгидой ЮНЕСКО. Подробнее см.: Тихонов В.И., Юшин И.Ф.
Становление и развитие архивов машиночитаемых данных в 1960–1980-е
годы // Отечественные архивы. 1998. №6. С. 45. См. также: Г. Ноглер.
Архивная оценка машиночитаемых документов и руководящие указания.
Париж, 1984 // Информационные технологии и автоматизация в архив-
ном деле. (Аналитический обзор по зарубежным материалам). М., 1993.
С. 44–50.
60 "Уничтожить нельзя хранить"?…
56. См., например, материалы
международного проекта
печение сохранности аутентичных электронных документов в электрон-
ных системах»): InterPARES Project. Appraisal Task Force Final Report. October 31, 2001.
57. «Подлинный документ – документ, сведения об авторе, времени и месте
создания которого, содержащиеся
в самом документе или
иным путем, подтверждают
достоверность его
ГОСТ Р 51141–98. «Делопроизводство и архивное дело Термины и опре-
деления». М., 1998.
58. «Юридическая сила документа
– свойство официального
сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издав-
шего его органа и установленным порядком оформления». См.: ГОСТ Р
51141–98. «Делопроизводство и архивное дело Термины и определения».
59. Центральный государственный архив высших органов власти и управле-
ния Украины.
60. См. определение «документ» в ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «СИБИД.
Управление документами. Общие требования»: «документ – зафиксиро-
ванная на материальном носителе идентифицируемая информация, соз-
данная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом
в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или
деловой деятельности».
61. См. ст. 11, п. 3 федерального закона «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 г.
62. См. ст. 3 федерального закона
«Об электронной цифровой
ФЗ от 10.01.2002 г.
63. Срок хранения электронного
сертификата ЭЦП в
тре должен охватывать срок действия этого сертификата (на практике, не
более 1 года), установленный федеральным законом срок исковой давно-
сти для отношений, указанных в сертификате ключа ЭЦП (как правило, 3
года) и срок его архивного хранения (в течение 5 лет). См. ст. 7 феде-
рального закона «Об электронной цифровой подписи».
64. См. ст. 4 федерального закона
«Об электронной цифровой
65. В настоящее время в России действует ГОСТ Р 34.10–2001 «Информаци-
онная технология. Криптографическая защита информации. Процессы
формирования и проверки электронной цифровой подписи», принятый в
2000 г. С 2003 г. ни один производитель средств ЭЦП не сертифицировал
свои продукты по предыдущему ГОСТ 34.10–94.
66. Экспертиза ценности управленческих документов и комплектование ими
государственных архивов. (Теория и методика). С. 96.
67. Там же. С. 97.
68. Доказательную силу документа не следует путать с его юридической
силой. В первом случае имеется в виду использование документирован-
Информация о работе Информационные ресурсы и технологии в архивном деле