Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа
Цель исследования - на основе анализа практики работы Администрации Курчатовского района с обращениями граждан сформулировать рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать понятие и классификацию обращений граждан.
Изучить порядок работы с обращениями граждан.
Выявить особенности работы с обращениями граждан.
Устные обращения
Для письменных обращений
граждан законодательство Российской
Федерации устанавливает
Федеральный закон не содержит
прямых указаний на то, что гражданин
может пользоваться помощью представителей.
Вывод о допустимости участия
представителей можно сделать только
с учетом ч. 1 ст. 1 Федерального закона
от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре», согласно
которой адвокатской
В связи с этим следует
законодательно закрепить, что при
подаче обращения и его рассмотрении
гражданин имеет право
Таким образом, право граждан
на обращения и порядок работы
органов государственной власти
и местного самоуправления является
неотъемлемым конституционным правом
каждого гражданина. Важно отметить,
что работа с обращениями граждан
для самих органов
По типу обращение может
быть предложением, заявлением или
жалобой. При этом каждый из типов
обращения обладает своей спецификой.-
По форме допустимы как
1.2 Принципы организации
работы с обращениями и
Все государственные органы,
органы местного самоуправления и организации
должны обеспечивать необходимые условия
для осуществления права
К важнейшим принципам
рассмотрения обращений граждан
следует отнести законность, демократичность,
доступность и равенство
Также к основным принципам в работе с обращениями граждан можно отнести гласность, контроль за современностью и полнотой рассмотрения обращений, безвозмездность.
Под законностью следует
понимать соответствие деятельности государственных
органов, органов местного самоуправления
и должностных лиц при
Доступность обращений означает
возможность без каких-либо препятствий
направить обращение в
Требования демократичности
и равенства граждан при
Кроме того, многие авторы относят к содержанию принципа доступности открытость работы органов публичной власти обществу, невозможность отказать в принятии обращения по формальным обстоятельствам.
Свободная реализация гражданином права на обращение означает недопустимость установления каких-либо препятствий, введения цензов (имущественных, оседлости, службы в армии и т.д.). Гражданин может направлять в любые государственные органы, органы местного самоуправления и любым должностным лицам любое по содержанию обращение.
Свободное осуществление
своего права непосредственно связано
с добровольностью его
Однако при реализации гражданином конституционного права в полной мере применим принцип недопустимости нарушения при этом прав и свобод других лиц.
За рубежом в определении принципов рассмотрения обращений граждан имеется значительная специфика. Так, в Великобритании единая процедура слушания дел по жалобам в трибуналах не установлена, однако требуется соблюдение принципов, так называемого «естественного правосудия», поскольку, как это неоднократно фиксировалось в судебных решениях, рассмотрение жалоб и споров всегда связано с исследованием и оценкой доказательств и мотивов действий. Такими принципами считаются гласность, присутствие жалобщика при разборе его дела, состязательность, возможность быть выслушанным и представленным юристом, право ознакомиться с мотивированным решением и обжаловать его.
В юридической литературе
можно встретить и другие принципы
реализации права граждан на обращение:
принцип предсказуемости и
Принцип предсказуемости
заключается в логичной и последовательной
правотворческой и
Принцип пропорциональности (соразмерности) означает возможность ограничения прав и свобод личности в строго исключительных случаях, при условии, что такие ограничения не являются чрезмерными.
Рассмотрение обращений граждан должно осуществляться на безвозмездной основе. Недопустимо прямое или косвенное взимание платы за реализацию гражданином своего права. Так, статья 18 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» указывает, что жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.
В этом плане в полной
мере проявляется специфика исковых
заявлений и иных жалоб в порядке
гражданского и арбитражного судопроизводства,
а также некоторых других заявлений.
По общему правилу при подаче искового
заявления уплачивается государственная
пошлина в предусмотренном
При соблюдении перечисленных принципов работа с обращениями граждан будет своевременной, системной и качественной.
Результатом поиска информации в виде обращения гражданина в органы государственной власти, органы местного самоуправления является получение соответствующих сведений в виде письменного ответа по существу обращения.
Как видно, право на доступ
к информации о деятельности органов
государственной власти - это субъективное
право, а там где есть субъективное
право, неизбежно присутствует юридическая
обязанность как его
Право на доступ к информации может быть реализовано только через исполнение обязанности по ее предоставлению.
января 2009 года Государственная Дума одобрила проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который вступает в силу с 1 января 2009 года.
Данный закон актуален, но недостаточно продуман концептуально, не отработан процедурно, страдает очевидными юридико-техническими изъянами.
Какие вопросы должен решить этот закон? Прежде всего, установить, каким образом каждый гражданин Российской Федерации, гражданин иностранного государства и лицо без гражданства может реализовать свое право на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, а также иной информации, к которой есть общественный интерес, т.е. интерес любого заинтересованного лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивости развития общества.
В Рекомендации №(2002)2 Комитета Министров государствам - членам Совета Европы «О доступе к официальным документам» указывается, что обеспечение широкого доступа к официальным документам на принципах равенства и в соответствии с четкими правилами:
позволяет людям получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии общества, в котором они проживают, и органах власти, которые ими управляют, способствуя тем самым вовлечению осведомленной общественности в дела, представляющие всеобщий интерес;
укрепляет действенность
и эффективность
способствует утверждению легитимности административных властей как общественных органов и укреплению доверия к ним со стороны населения.
Проанализируем цели, которые
ставит данный закон. В соответствии
с пояснительной запиской к закону
«основными целями закона являются обеспечение
открытости деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления,
активное использование информационных
технологий, объективное информирование
граждан Российской Федерации и
структур гражданского общества о деятельности
государственных органов и
Определяющим в этой цели
является обеспечение не права каждого
на получение информации, а права
органов власти рассказать о себе.
Именно право, а не обязанность. Это
следует из текста закона. Удивительно
и то, что использование
В концепции закона можно выделить несколько проблем.
Во-первых, это вопрос определения вида информации, к которой необходимо обеспечить доступ. В отношении ограничения этого права в мире существуют два альтернативных подхода:
разрешено все, что не запрещено законом (согласно Конституции РФ право может быть ограничено федеральным законом в определенных целях и случаях);
разрешено то, что разрешено законом (конструкция тоталитарного государства).
Закон реализует третий вариант: разрешено то, что разрешено подзаконным актом.
С одной стороны, в ст.
5 презюмируется принцип
В переходных положениях (ст.
28) закон предусматривает, что до
принятия Федерального закона «О служебной
тайне» «отнесение отдельных сведений
о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления
к информации, доступ к которой
ограничен, осуществляется в соответствии
с законодательством Российской
Федерации». «Законодательство о
служебной тайне» исчерпывается
актами Правительства Российской Федерации
(Постановление от 3 ноября 1994 г. №1233
«О порядке обращения со служебной
информацией ограниченного