Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа
Цель исследования - на основе анализа практики работы Администрации Курчатовского района с обращениями граждан сформулировать рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать понятие и классификацию обращений граждан.
Изучить порядок работы с обращениями граждан.
Выявить особенности работы с обращениями граждан.
Таким образом, отсутствие должным
образом установленных
Закон ориентирован на обеспечение
доступа к информации о деятельности
государственных органов и
Концепции закона - место федерального закона в системе законодательства. Закон должен формировать систему норм, обеспечивающих право на получение информации, подчинять, приводить в соответствие положения иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Вместо этого ч. 2 ст. 2 устанавливается, что «настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, возникающие в сфере получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, порядок доступа к которой определен иными федеральными законами».
Такая же ситуация складывается
в отношении персональных данных.
Часть 6 ст. 2 закона предусматривает, что
федеральный закон не распространяется
на отношения, связанные с доступом
к персональным данным, обработка
которых осуществляется государственными
органами и органами местного самоуправления.
При такой постановке не могут
быть обеспечены предусмотренный проектом
принцип соблюдения прав и законных
интересов третьих лиц при
предоставлении информации о деятельности
государственных органов и
Данный закон должен не дистанцироваться от законодательства о персональных данных, а, напротив, должен апеллировать к этому законодательству: реализация прав граждан на доступ к соответствующей информации должна осуществляться государственными органами и органами местного самоуправления с соблюдением законодательства о защите персональных данных.
Вместе с тем рассматриваемый закон внедряется в сферу действия Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», вступая в противоречие с отдельными положениями указанных Федеральных законов. В частности, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусматривает, что «установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами». Закон поручает Правительству Российской Федерации определять объем информации, предоставляемой на бесплатной основе (ч. 1 ст. 24). Предлагаемые законом требования к запросам на получение информации и процедуры рассмотрения этих запросов (п. 2 ч. 1 ст. 18; ч. 3 ст. 19, ч. 2 ст. 21, ст. 21) не соответствуют положениям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который целиком посвящен регламентации предоставления информации по запросам граждан. В связи с этим возникает необходимость уточнить сферу действия рассматриваемого федерального закона.
Определение круга субъектов, на которых распространяется действие закона. Согласно закону пользователи информации - это «граждане (физические лица) и организации (юридические лица)». Граждане - это всегда физические лица, но физические лица не всегда граждане, а если и граждане, то не всегда российские. Также и организации не всегда имеют статус юридического лица, например, общественные, религиозные организации. С другой стороны, эти невнятно определенные субъекты вправе запрашивать информацию в органах власти. При этом не учитывается, что ряд государственных функций и государственных услуг оказывают также и организации, которым эти функции переданы, в том числе автономные некоммерческие организации. На них также должны распространяться нормы этого закона. За рамками правового регулирования остаются вопросы получения информации государственными органами и органами местного самоуправления. Неясно, каким федеральным законом будет регулироваться этот круг отношений. Вместе с тем представители указанных органов (особенно органов местного самоуправления) неоднократно свидетельствовали, что получение информации из других органов вызывает затруднения, в том числе финансового характера. Таким образом, состав субъектов правоотношений также требует уточнения.
Закон также не предполагает
создания организационного механизма
обеспечения доступа к
Создание правовых условий
для функционирования инфраструктуры
публичного доступа к информации
государственных органов и
Ответственность за нарушение
закона ограничивается дисциплинарной,
административной и гражданской
ответственностью (ст. 27 закона). Правительство
проигнорировало наличие с 1996 г.
в Уголовном кодексе РФ ст. 140 «Отказ
в предоставлении гражданину информации»,
предусматривающей уголовную
представляется необходимым
в нормативных актах, помимо механизма
реализации той или иной программы,
предусматривать порядок
Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. №765 «О порядке предоставления молодым ученым социальных выплат на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» для участия в мероприятиях данной Программы молодой ученый подает в соответствующее подразделение Академии наук следующие документы:
заявление;
копии документов, подтверждающих наличие ученой степени;
копии документов, подтверждающих стаж работы в должности научного работника.
Академия организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, после чего принимает решение о признании молодого ученого участником мероприятий и письменно уведомляет его о принятом решении. При этом срок подготовки такого решения не указан, в то время как согласно Закону об обращениях граждан от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ ответ на поданное заявление должен составлять не более 30 дней.
В этой связи представляется, что указанный Закон не должен распространяться на такого рода заявления, хотя согласно данному Закону заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод (п. 3 ст. 4), и установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1).
Это не умаляет значения установления ясного регламента принятия решения по заявлениям граждан на участие в Программе. Подобный порядок либо отсутствует, либо не четко прописан и в ряде жилищных программ.
Например, в Постановлении Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. №881-ПП «О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве» указан лишь орган, уполномоченный учитывать поданные заявления на участие в Программе.
Постановлением Правительства
Москвы от 10 февраля 2009 г. №76-ПП «О третьем
этапе Московской программы «Молодой
семье - доступное жилье» на 2009-2011 гг.
и заданиях до 2015 г.» указано, что
для участия в указанной
При этом не приводится перечень
иных подаваемых документов; а дальнейшая
регламентация прохождения
По аналогии с извещением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, направляемым гражданину, в отношении которого принято положительное решение, можно было бы выдавать аналогичные документы о наличии решения по вопросу участия в программе.
Показательным примером является
Постановление Правительства
При этом необходимо принимать
во внимание, что, в г. Москве в рамках
проводимой административной реформы
руководителям органов
Таким образом, в Москве выдаче
новых документов, помимо упомянутой
надлежащей регламентации данных вопросов
в самой программе, должна предшествовать
работа по включению их в Единый
реестр, разработке опять-таки специального
регламента их выдачи заявителям (п. 10.2
Постановления Правительства
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения передавались в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение (ч. 5 ст. 11).
В тексте самого Закона нет указания на то, что многократные ответы должны даваться после даты вступления Закона в силу - 2 ноября 2006 г.
Однако законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает оптимальное сочетание разумной стабильности законодательства, предсказуемости его развития и недопустимости произвольных, конституционно не обоснованных изменений, затрагивающих права граждан. В этой связи, прекращение переписки возможно лишь на основании ответов, данных после вступления указанного Закона в силу.