Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа
Цель исследования - на основе анализа практики работы Администрации Курчатовского района с обращениями граждан сформулировать рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать понятие и классификацию обращений граждан.
Изучить порядок работы с обращениями граждан.
Выявить особенности работы с обращениями граждан.
изучение применения законодательства по работе с обращениями граждан и смежного с ним законодательства, в том числе с учетом зарубежного опыта;
создание необходимой методологической основы для совершенствования организации работы Администрации Курчатовского района г. Челябинска с обращениями граждан, разработка технологических схем по различным участкам этой работы;
анализ проблем и пробелов нормативного регулирования работы с обращениями, разработка новых нормативных правовых актов, локальное нормотворчество.
Информационно-технологические аспекты
Информационно-технологические аспекты отражаются по следующим направлениям с использованием имеющейся нормативной базы и разработанных на ее основе методических рекомендаций, технологических схем и иных вспомогательных методических материалов. К этой деятельности, в частности, относятся:
консультирование граждан по различным вопросам, относящимся к реализации их конституционного права на обращения в Администрацию Курчатовского района г. Челябинска;
консультирование работников Администрации по вопросам применения законодательства о работе с обращениями граждан;
информирование граждан о разграничении компетенции между различными государственными органами в целях определения правильного адресата при подаче обращения;
обобщение и анализ результатов консультирования и информирования заинтересованных лиц по вопросам работы с обращениями граждан.
Основными проблемами, связанными
с обращениями граждан в
низкий процент из поступивших
обращений рассматриваются
увеличение срока рассмотрения обращений,
нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан.
Органы публичной власти пытаются рационализировать процедуру рассмотрения обращений в определенных сферах экономической деятельности. В этих целях модель реализации права на обращение конструируется на основе принципа «одного окна». Смысл этого принципа заключается в том, что органы, ответственные за принятие решения по обращению, обязаны самостоятельно запрашивать и получать необходимые документы и материалы у всех субъектов рассмотрения обращения, участвующих в данной административной процедуре.
Принцип «одного окна», например, положен в основу механизма рассмотрения заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации (Приложение 3).
Эффективность реализации права
на обращение связана с
Эффективность реализации права на обращение зависит и от правовой определенности в отношении статуса электронного сообщения. Электронные технологии позволяют направлять обращения в органы публичной власти по каналам сети Интернет, в перспективе появится возможность общаться с чиновниками в режиме реального времени.
Любое обращение подлежит
обязательному рассмотрению и ответу
(ст. ст. 9, 10 Федерального закона №59-ФЗ).
Однако в отношении предложения
следует указать на формальный характер
обязательности ответа. Если заявитель
высказывает Администрации
Если же заявитель прямо указывает на то, что ответ не нужен, или его обращение является «эмоциональной разрядкой» и не содержит конкретных просьб или жалоб, то ответ может быть расценен как «отписка» или, соответственно, «издевательство». То есть в Законе отсутствуют своего рода «санкции» (например, в виде отказа в рассмотрении) в отношении обращений, не содержащих в себе никакой «сути».
Исходя из этого же правила обязательности ответа, заявления граждан на участие, например, в жилищных программах также не должны оставаться без обратной реакции.
В этой связи представляется
необходимым в нормативных
Общий отдел организует учёт и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан, обобщает результаты работы с обращениями граждан и представляет соответствующую информацию главе администрации района.
2.2 Практика работы с
обращениями граждан в
Аналитическая работа по обращениям граждан в Общем отделе Администрации Курчатовского района г. Челябинска способствует информированию о наиболее острых проблемах, поднимаемых населением в своих обращениях.
Проводится анализ следующих данных:
количество и характер
рассмотренных обращений
количество и характер
рассмотренных обращений
количество и характер принятых решений;
количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;
количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.
За период с 2005 г. по 2009 г. в Администрацию района поступило свыше 8000 письменных и устных обращений (Приложение 4).
Более подробные статистические данные о работе с обращениями граждан за период 2007-2009гг. представлены в Приложении 5.
По итогам таблицы 3 можно сделать ввод о том, что за последние три года наблюдается тенденция роста обращений граждан в Администрацию, при этом стабильно уменьшается количество проведенных проверок с выездом на место, и количество принятых граждан на личном приеме.
В Приложение 6 представлены данные об итогах рассмотрения обращений.
Данные Приложения 6 свидетельствуют о том, что если в 2007 году количество вопросов решенных положительно составляло 26%, то в 2009 году уже только 25%. Количество отказов увеличилось вдвое, в полтора раза увеличилось количество жалоб, фактов, приведенные в обращениях, которые подтвердились.
Структура обращений граждан за 2009 год представлена в Приложении 7.
Таким образом, наиболее волнуют население следующие проблемы:
Жилищные вопросы - 52%
Коммунальное хозяйство - 34%
Сельское хозяйство, землепользование - 18%.
Наименее актуальными в текущем году были вопросы связь. здравоохранение, деятельность ОВД, общественно-политические вопросы.
По жилищным вопросам в администрацию района обращались работники образования и здравоохранения, военнослужащие, пострадавшие от радиации, инвалиды всех статусов, матери-одиночки, служащие, дети-сироты, пенсионеры, рабочие. В соответствии с полномочиями, установленными решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 г. №8/13 «О договоре социального найма жилого помещения в муниципальном жилом фонде города Челябинска», Положением об администрации района в городе Челябинске, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 г. №8/38 «Об утверждении положения об администрации района в городе Челябинске», заключались договора социального найма жилых помещений с включением в Реестр заключенных договоров.
Доля обращений граждан по поводу ремонта подъездов, кровель и прочих коммунальных проблем составляет 38%, или свыше 760 просьб. 28 обращений граждан связано с реализацией программы «Двор», каждое третье удовлетворено.
Из обращений по коммунальному вопросу были выделены следующие направления (Приложение 8):
по строительству и размещению гаражей, автостоянок - 31%,
по ремонту жилья - 19%,
по благоустройству - 17%,
по водоснабжению - 12%,
по оплате жилья и коммунальных услуг - 14%,
по уличному освещению - 7%.
Структура обращений по категориям заявителей представлена в Приложении 9.
То есть основную массу граждан обращающихся в Администрацию Курчатовского района составляют пенсионеры, военнослужащие, пострадавшие от радиации, работники образования. В последний год наблюдается рост обращения от участников и инвалидов ВОВ, ветеранов труда и пенсионеров. Существенно сократилось количество обращений от руководителей, работников образования, пострадавших от радиации, государственных и муниципальных служащих.
Необходимо отметить, что многие обращения, большая часть поставленных в них вопросов, связаны с тем, что граждане не всегда знают свои права. Не знакомы с порядком их реализации. Именно результаты аналитической деятельности дают уникальную возможность своевременно реагировать и принимать необходимые в этих случаях меры для решения проблем, которые наиболее остро отражены в поступаемых в органы местного самоуправления обращениях граждан.
Анализ поступаемой почты
- это один из важнейших элементов
работы с обращениями граждан. Только
на основе грамотно проведённого анализа
можно выявить и устранить
причины и условия, которые привели
или способны привести к нарушениям
прав и законных интересов граждан.
Однако в данном направлении работы
на практике приходится сталкиваться
с рядом проблем и трудностей.
В первую очередь это связано
с недостаточным количеством
каких-либо методических материалов и
разработок, связанных с аналитическим
обеспечением работы с обращениями
граждан, какими-либо рекомендациями в
данной области. До настоящего времени
информационно-аналитической
Говоря об аналитической
деятельности по работе с обращениями
граждан, необходимо отметить тот факт,
что в настоящее время большой
проблемой становится отсутствие специалистов-аналитиков,
которые, в свою очередь, могли бы
применить свои знания при проведении
аналитической работы в процессе
принятия управленческого решения,
в том числе и по обращениям
граждан. В настоящее время практически
ни одно высшее учебное заведение
не ведет подготовки специалистов-аналитиков.
Большинство аналитических
Другой проблемой в
Администрации Курчатовского
Злоупотребление правом на обращение - это письменное обращение, содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В настоящее время специалист Администрации Курчатовского района оставляют такое обращение без ответа и сообщают гражданину о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3 ст. 11 Закона).
Полагаем, что приведенная
формулировка Закона крайне неудачна,
поскольку перечисленные в
О злоупотреблении правом можно говорить лишь при условии, что субъект, реализующий принадлежащее ему субъективное право, использует его ненадлежащим образом, в частности выходит за пределы осуществления права. Лицо не наделяется правом высказывать угрозы или оскорбления в адрес должностных лиц, поскольку в отношении таких действий существует однозначный уголовно-правовой запрет.
В качестве злоупотребления
правом более уместно рассматривать
обращение, соответствующее установленной
форме, однако направленное единственно
на причинение вреда другому лицу,
либо обращение, совершаемое без
всякого повода. Внешне действия такого
недобросовестного заявителя