Практика работы с обращениями граждан в Администрации Матвеевской района Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - на основе анализа практики работы Администрации Курчатовского района с обращениями граждан сформулировать рекомендации по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать понятие и классификацию обращений граждан.

Изучить порядок работы с обращениями граждан.

Выявить особенности работы с обращениями граждан.

Файлы: 1 файл

Основной текст.docx

— 84.98 Кб (Скачать файл)

 

изучение применения законодательства по работе с обращениями граждан  и смежного с ним законодательства, в том числе с учетом зарубежного  опыта;

 

создание необходимой  методологической основы для совершенствования  организации работы Администрации  Курчатовского района г. Челябинска с обращениями граждан, разработка технологических схем по различным  участкам этой работы;

 

анализ проблем и пробелов нормативного регулирования работы с обращениями, разработка новых  нормативных правовых актов, локальное  нормотворчество.

 

Информационно-технологические  аспекты

 

Информационно-технологические  аспекты отражаются по следующим  направлениям с использованием имеющейся  нормативной базы и разработанных  на ее основе методических рекомендаций, технологических схем и иных вспомогательных  методических материалов. К этой деятельности, в частности, относятся:

 

консультирование граждан  по различным вопросам, относящимся  к реализации их конституционного права  на обращения в Администрацию  Курчатовского района г. Челябинска;

 

консультирование работников Администрации по вопросам применения законодательства о работе с обращениями  граждан;

 

информирование граждан  о разграничении компетенции  между различными государственными органами в целях определения  правильного адресата при подаче обращения;

 

обобщение и анализ результатов  консультирования и информирования заинтересованных лиц по вопросам работы с обращениями граждан.

 

Основными проблемами, связанными с обращениями граждан в исполнительные органы местного самоуправления являются:

 

низкий процент из поступивших  обращений рассматриваются положительно, что влечет за собой повторные  обращения.

 

увеличение срока рассмотрения обращений,

 

нарушение установленного порядка  рассмотрения обращений граждан.

 

Органы публичной власти пытаются рационализировать процедуру  рассмотрения обращений в определенных сферах экономической деятельности. В этих целях модель реализации права  на обращение конструируется на основе принципа «одного окна». Смысл этого  принципа заключается в том, что  органы, ответственные за принятие решения по обращению, обязаны самостоятельно запрашивать и получать необходимые  документы и материалы у всех субъектов рассмотрения обращения, участвующих в данной административной процедуре.

 

Принцип «одного окна», например, положен в основу механизма рассмотрения заявлений юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей о  государственной регистрации (Приложение 3).

 

Эффективность реализации права  на обращение связана с установлением  надлежащих гарантий права на доступ к информации, следовательно, и с  необходимостью обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов  публичной власти. Немало обращений, адресованных органам публичной  власти, содержат просьбы о предоставлении той или иной информации. В имеющейся  правовой базе, регламентирующей принцип  информационной открытости власти обществу, имеются пробелы и противоречия.

 

Эффективность реализации права  на обращение зависит и от правовой определенности в отношении статуса  электронного сообщения. Электронные  технологии позволяют направлять обращения  в органы публичной власти по каналам  сети Интернет, в перспективе появится возможность общаться с чиновниками  в режиме реального времени.

 

Любое обращение подлежит обязательному рассмотрению и ответу (ст. ст. 9, 10 Федерального закона №59-ФЗ). Однако в отношении предложения  следует указать на формальный характер обязательности ответа. Если заявитель  высказывает Администрации Курчатовского  района, например, свои рекомендации по совершенствованию нормативных  актов, то в ответ, как правило, можно  лишь указать, что его предложения  будут учтены при последующем  совершенствовании законодательства, если никаких аналогичных проектов или уже действующих правовых актов не имеется.

 

Если же заявитель прямо  указывает на то, что ответ не нужен, или его обращение является «эмоциональной разрядкой» и не содержит конкретных просьб или жалоб, то ответ  может быть расценен как «отписка»  или, соответственно, «издевательство». То есть в Законе отсутствуют своего рода «санкции» (например, в виде отказа в рассмотрении) в отношении обращений, не содержащих в себе никакой «сути».

 

Исходя из этого же правила  обязательности ответа, заявления граждан  на участие, например, в жилищных программах также не должны оставаться без обратной реакции.

 

В этой связи представляется необходимым в нормативных актах, помимо механизма реализации той  или иной программы, предусматривать  порядок рассмотрения заявлений  на участие в ней, особенно в отношении  пакета документов, подаваемых гражданином  при вступлении в число участников программы, а также оснований  для отказа в удовлетворении заявления.

 

Общий отдел организует учёт и анализ вопросов, содержащихся в  обращениях граждан, обобщает результаты работы с обращениями граждан  и представляет соответствующую  информацию главе администрации  района.

 

 

2.2 Практика работы с  обращениями граждан в Администрации  Курчатовского района г. Челябинска

 

 

Аналитическая работа по обращениям граждан в Общем отделе Администрации  Курчатовского района г. Челябинска способствует информированию о наиболее острых проблемах, поднимаемых населением в своих обращениях.

 

Проводится анализ следующих  данных:

 

количество и характер рассмотренных обращений граждан;

 

количество и характер рассмотренных обращений организаций;

 

количество и характер принятых решений;

 

количество и характер судебных споров с гражданами, а  также сведения о принятых по ним  судебных решениях;

 

количество и характер судебных споров с организациями, а  также сведения о принятых по ним  судебных решениях.

 

За период с 2005 г. по 2009 г. в Администрацию района поступило  свыше 8000 письменных и устных обращений (Приложение 4).

 

Более подробные статистические данные о работе с обращениями  граждан за период 2007-2009гг. представлены в Приложении 5.

 

По итогам таблицы 3 можно  сделать ввод о том, что за последние  три года наблюдается тенденция  роста обращений граждан в  Администрацию, при этом стабильно  уменьшается количество проведенных  проверок с выездом на место, и  количество принятых граждан на личном приеме.

 

В Приложение 6 представлены данные об итогах рассмотрения обращений.

 

Данные Приложения 6 свидетельствуют  о том, что если в 2007 году количество вопросов решенных положительно составляло 26%, то в 2009 году уже только 25%. Количество отказов увеличилось вдвое, в  полтора раза увеличилось количество жалоб, фактов, приведенные в обращениях, которые подтвердились.

 

Структура обращений граждан  за 2009 год представлена в Приложении 7.

 

Таким образом, наиболее волнуют  население следующие проблемы:

 

Жилищные вопросы - 52%

 

Коммунальное хозяйство - 34%

 

Сельское хозяйство, землепользование - 18%.

 

Наименее актуальными  в текущем году были вопросы связь. здравоохранение, деятельность ОВД, общественно-политические вопросы.

 

По жилищным вопросам в  администрацию района обращались работники  образования и здравоохранения, военнослужащие, пострадавшие от радиации, инвалиды всех статусов, матери-одиночки, служащие, дети-сироты, пенсионеры, рабочие. В соответствии с полномочиями, установленными решением Челябинской городской  Думы от 22.11.2005 г. №8/13 «О договоре социального  найма жилого помещения в муниципальном  жилом фонде города Челябинска», Положением об администрации района в городе Челябинске, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 г. №8/38 «Об утверждении положения об администрации района в городе Челябинске», заключались договора социального найма жилых помещений с включением в Реестр заключенных договоров.

 

Доля обращений граждан  по поводу ремонта подъездов, кровель  и прочих коммунальных проблем составляет 38%, или свыше 760 просьб. 28 обращений  граждан связано с реализацией  программы «Двор», каждое третье удовлетворено.

 

Из обращений по коммунальному  вопросу были выделены следующие  направления (Приложение 8):

 

по строительству и  размещению гаражей, автостоянок - 31%,

 

по ремонту жилья - 19%,

 

по благоустройству - 17%,

 

по водоснабжению - 12%,

 

по оплате жилья и коммунальных услуг - 14%,

 

по уличному освещению - 7%.

 

Структура обращений по категориям заявителей представлена в Приложении 9.

 

То есть основную массу  граждан обращающихся в Администрацию  Курчатовского района составляют пенсионеры, военнослужащие, пострадавшие от радиации, работники образования. В последний  год наблюдается рост обращения  от участников и инвалидов ВОВ, ветеранов  труда и пенсионеров. Существенно  сократилось количество обращений  от руководителей, работников образования, пострадавших от радиации, государственных  и муниципальных служащих.

 

Необходимо отметить, что  многие обращения, большая часть  поставленных в них вопросов, связаны  с тем, что граждане не всегда знают  свои права. Не знакомы с порядком их реализации. Именно результаты аналитической деятельности дают уникальную возможность своевременно реагировать и принимать необходимые в этих случаях меры для решения проблем, которые наиболее остро отражены в поступаемых в органы местного самоуправления обращениях граждан.

 

Анализ поступаемой почты - это один из важнейших элементов  работы с обращениями граждан. Только на основе грамотно проведённого анализа  можно выявить и устранить  причины и условия, которые привели  или способны привести к нарушениям прав и законных интересов граждан. Однако в данном направлении работы на практике приходится сталкиваться с рядом проблем и трудностей. В первую очередь это связано  с недостаточным количеством  каких-либо методических материалов и  разработок, связанных с аналитическим  обеспечением работы с обращениями  граждан, какими-либо рекомендациями в  данной области. До настоящего времени  информационно-аналитической работе не уделялось должного внимания. Если говорить о принятии решения, то необходимо отметить что его аналитическое  обеспечение полностью отсутствовало. Позже оно начинает рассматриваться  в контексте осуществления управленческих функций руководителя, и, происходит концентрация, централизация информационно-аналитической  деятельности вокруг первого лица организации. В настоящее же время в системе  органов государственной власти кардинально меняются цели и назначение информационно-аналитической работы. При этом внедряются новые методы организации работы, происходит поиск  демократических форм. Но для появления  достаточного количества разработок по данной тематике пройдёт большое  количество времени. Эти разработки, в конечном счете, существенно облегчат аналитическую деятельность по работе с обращениями граждан, как органов  местного самоуправления, так и органов  государственной власти страны.

 

Говоря об аналитической  деятельности по работе с обращениями  граждан, необходимо отметить тот факт, что в настоящее время большой  проблемой становится отсутствие специалистов-аналитиков, которые, в свою очередь, могли бы применить свои знания при проведении аналитической работы в процессе принятия управленческого решения, в том числе и по обращениям граждан. В настоящее время практически  ни одно высшее учебное заведение  не ведет подготовки специалистов-аналитиков. Большинство аналитических материалов, которые готовятся специалистами  аппаратов, предназначены исключительно  для руководителей подразделений  и ведомств. При этом эффективность  этой деятельности снижена оттого, что работники, осуществляющие ее, сами с ней не знакомятся.

 

Другой проблемой в  Администрации Курчатовского района, которую отмечают сами специалисты  является злоупотребление правом на обращение.

 

Злоупотребление правом на обращение - это письменное обращение, содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и  имуществу должностного лица, а также  членов его семьи. В настоящее  время специалист Администрации  Курчатовского района оставляют  такое обращение без ответа и  сообщают гражданину о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3 ст. 11 Закона).

 

Полагаем, что приведенная  формулировка Закона крайне неудачна, поскольку перечисленные в настоящей  норме действия должны квалифицироваться  не в качестве злоупотребления правом, а в качестве преступных действий, и их последствием должна выступать  не «разъяснительная работа», а привлечение  к ответственности лица, направившего подобное обращение.

 

О злоупотреблении правом можно говорить лишь при условии, что субъект, реализующий принадлежащее  ему субъективное право, использует его ненадлежащим образом, в частности  выходит за пределы осуществления  права. Лицо не наделяется правом высказывать  угрозы или оскорбления в адрес  должностных лиц, поскольку в  отношении таких действий существует однозначный уголовно-правовой запрет.

 

В качестве злоупотребления  правом более уместно рассматривать  обращение, соответствующее установленной  форме, однако направленное единственно  на причинение вреда другому лицу, либо обращение, совершаемое без  всякого повода. Внешне действия такого недобросовестного заявителя представляют осуществление права на обращение  к органам власти, однако порочность цели подобного обращения позволяет  в целом охарактеризовать его  как форму противоправного поведения.

Информация о работе Практика работы с обращениями граждан в Администрации Матвеевской района Оренбургской области