Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:02, дипломная работа
Целью написания диплома является повышение эффективности работы по подбору и адаптации сотрудников на производстве.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- анализ и оценка потребности в кадрах, требований к кандидатам, рынка труда и заработной платы;
- изучение системы подбора и адаптации персонала;
- возможности использования современных программ;
3. Совершенствование системы подбора и адаптации персонала ОАО «Элема»
3.1 Мероприятий по
Рассмотрев теоретические
Рисунок 10 - Направления совершенствования системы подбора и адаптации
3.1.1 Потребность в персонале и определение требований к нему
Определение текущей и перспективной потребности в персонале кадровая служба должна осуществлять совместно с другими подразделениями предприятия. На основе долгосрочных планов предприятия должны разрабатываться перспективные и текущие планы работы с кадрами, которые в совокупности представляют собой единую систему планирования кадровой работы на производстве, позволяющую комплексно реализовывать важнейшие процессы формирования кадрового потенциала организации. Для этого можно использовать балансовый метод, который позволяет согласовывать производство и потребление продукции, ресурсы и потребности в кадрах различных уровней квалификации и специализации. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. И здесь главной задачей кадровой службы будет согласование и своевременное укомплектование предприятия количественным и качественным составом рабочих и специалистов. Для этого необходимо решение следующих вопросов [2].
Рисунок 11 - Особенности потребности в персонале
Должны разрабатываться три вида перспективных планов. Один - для разработки требований к персоналу, второй - для поиска кандидатов внутри организации, и на основании этих прогнозов определяются конкретные планы определения потребностей в персонале.
Так как предприятие продолжает расширять дилерскую сеть за пределами Республики Беларусь, то прогнозируется с окончанием экономического кризиса увеличение поставок, а это в свою очередь приведет к росту производства, следовательно, потребуются рабочие и специалисты для реализации этих заказов. Более конкретные расчеты производятся отдельно по следующим категориям:
- рабочие-сдельщики (с учетом
трудоемкости продукции, фонда
рабочего времени, уровня
- рабочие-повременщики (с учетом
закрепленных зон и
- ученики (с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения);
- обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы и штатное расписание);
- руководящий персонал (определяется исходя из норм управляемости) [9].
При определении потребности в специалистах на перспективу и отсутствии детальных планов развития отрасли и производства следует использовать метод расчета исходя из коэффициента насыщенности специалистами, который исчисляется как отношение числа специалистов к объему производства. С учетом этого показателя потребность в специалистах будет выглядеть следующим образом:
А = Чр • Кн, |
(1) |
|
где Чр - среднесписочная численность работающих;
Кн - нормативный коэффициент насыщенности специалистами.
Планирование персонала должно быть ориентировано на регулирование и контроль затрат, связанных с запланированными мероприятиями и обязательно должно поддерживаться руководством. Желательно, чтобы планирование персонала составляла 9% от всего объема выполняемых работ отдела кадров [4].
Определение требований к должности, составление профиля кандидата рекомендуется проводить для того, чтобы максимально точно выявить структурные и содержательные особенности профессии, а также для дальнейшего успешного поиска кандидата.
Формулирование требований должен начинается с согласования критериев отбора и формулирования профиля должности. Результатом этого должен стать согласованный список требований (в том числе профиль деловых и личностных качеств, необходимых в должности). Примерный бланк заявки о подборе персонала приведен в приложении В. На основании этого документа специалист отдела кадров решает: соотносятся ли требования к специалисту с содержанием работы, и соотносится ли предлагаемая работа и профессиональная квалификация с рыночной оплатой труда, особенно важно для новых позиций. В этом случае основная задача специалиста по персоналу - понять, какие деловые и личностные качества позволяют для вакантной должности решать поставленные задачи.
Формулирование требований к вакансии предполагает последовательное выполнение четырех основных шагов.
Рисунок 12 - Этапы формулирование требований к вакансии
Должностная инструкция (в зависимости от степени проработки) дает, как правило, идеальный образ - «как надо». Интервью с руководителем - обобщенный, желательный образ, с обозначением перспективы. Интервью с сотрудниками позволяет понять, какими должны быть потенциальные кандидаты, чтобы они прижились в организации, вписались в ее корпоративную культуру.
В общем виде список документов, необходимых для анализа, должен включать:
- планы предприятия на три-пять лет и на текущий год;
- Положение о подразделении, планы и цели подразделения;
- Должностную инструкцию
- нормативные документы к
- пакет материалов и документов, с которыми работает сотрудник вакантной должности.
В структуру требований к должности
должны входить профессиональные, личностные
и биографические данные, среди которых
важно расставить приоритеты! Чтобы
увеличить вероятность
После того как все необходимые данные собраны, их необходимо оформить в виде профиля должности, который может пригодиться в дальнейшем - при разработке программы адаптации, при обновлении или разработке должностных инструкций, регламентов и т.п. На основании профиля должности составляется описание вакансии для размещения в СМИ [3].
3.1.2 Разработка документов
и анализ рынка труда и
Разработка положений о найме, подборе сотрудников.
В рамках дипломного проекта разработано примерное Положение о подборе персонал ОАО «Элема», которое в некоторой степени регламентирует работу отдела кадров при подборе персонала предприятия. Оно приведено в приложении Г.
Анализ рынка труда, мониторинг по уровню заработных плат конкурентов. Чтобы сориентироваться в ситуации на рынке труда и понять, насколько наше предложение привлекательно для соискателей, необходимо провести анализ СМИ (газеты, Интернет) и получить следующую информацию:
1) Соотношение спрос / предложение на рынке труда по интересующей вакансии. Спрос на представителей рабочих профессий на рынке труда традиционно превышает предложение. Соответственно, кандидаты имеют возможность выбирать наиболее выгодные условия труда и оплаты.
2) Заявляемый (предлагаемый) уровень
заработной платы. Следует
3) Требования к вакансии (должности).
Для рабочих должностей на
первом месте должны стоять
такие требования, как профессиональная
подготовленность, низкий уровень
брака, высокая
Сведения о заработной платы следует брать из специализированных источников. Однако для более быстрого поиска информации можно использовать Интернет-портал praca.by или tut.by, на котором ежедневно выводятся сведения о заработной плате, а также о спросе и предложении на рынке труда.
Рисунок 13 - Анализ спроса и предложения на рынке труда
Например, количество вакансий швеи 20, а резюме - девять. Значит, поиск данного рабочего через Интернет малоэффективен и следует использовать другие методы поиска. Однако уровень заработной платы здесь представлен, и от этого показателя уже можно отталкиваться.
Также необходимо проанализировать, какие требования выдвигают другие работодатели при подборе кандидатов на схожую должность. В нашем случае требования, которые предъявляются к опыту и знаниям, к деловым и личностным качествам кандидата сильно зависят от вакантной должности и для их выявления рекомендуется проводить специальный анализ.
Следует учитывать «мотиваторы», которые предоставляют конкуренты: оплата расходов или предоставление служебного автомобиля; социальное обеспечение; карьерный рост; обучение (за счет предприятия).
Проводить данный анализ специалист отдела кадров должен обязательно для того, чтобы получить общую картину рынка труда, зафиксировать предстоящие проблемы и найти эффективные пути их решения [9].
3.1.3 Подбор и отбор новых сотрудников
Осуществляя набор, служба персонала должна исходить из определения оптимальной численности персонала. Не должно быть как недостатка в работниках, последствиями которого могут быть срывы производственных программ, производственный травматизм, конфликтные ситуации в коллективе, так и избытка, который может повлечь увеличение денежных затрат по фонду заработной платы, снижение заинтересованности в качественном и высококвалифицированном труде, отток квалифицированных работников.
Процесс подбора персонала на любую должность предполагает последовательное прохождение этапов, представленных на рисунке.
Рисунок 14 - Этапы подбора персонала
Примерный список требований для начала поиска кандидата, который оформляется специалистом отдела кадров совместно с руководителем отдела, в котором есть вакантное место, мы определили выше и этот список оформляется в заявке о подборе персонала (приложении Г). В этом бланке также указывается заработная плата исходя из анализа зарплаты на рынке труда или из установленной на предприятии, и испытательный срок. После определения требований к кандидату, начинается поиск. Имея план по подбору специалиста на месяц, формируем бюджет по подбору персонала. Наша задача - найти специалиста наиболее оптимальным способом, балансируя между стоимостью подбора и сроками. Надо сказать, что ни один источник не гарантирует сто процентного результата, поэтому первое, что надо иметь в виду, - максимально возможное количество каналов для привлечения персонала [11].
Рекомендуется использовать внутренние источники поиска совместно с внешними для скорейшего закрытия вакансии. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности их работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Считается, что одним из наиболее дешевых способов подбора персонала является поиск кандидатов через сотрудников, работающих в организации (их друзей или родственников, нуждающихся в работе). Этот способ не требует особых затрат, поскольку сотрудники организации в сущности выполняют значительную часть работы по поиску и даже отбору. Возможно система бонусов для сотрудников, приведших в организацию необходимого работника. О поиске работника и о бонусной системе следует информировать весь персонал предприятия для создания заинтересованности в подборе. Использование резервной базы резюме, использование личных контактов, уведомление центров занятости об открытых вакансиях, набор кандидатов в учебных заведениях также не требуют материальных затрат, однако здесь включается фактор времени. Рекомендуется помимо запроса в учебных заведениях, где готовятся массово требуемые работники, проводить «дни предприятия» и периодически вывешивать объявления о наборе специалистов.
Как показывают статические данные, наиболее эффективным способом поиска персонала является Интернет, на втором месте - СМИ [12]. Рекомендуемые «рабочие» сайты для размещения объявлений о вакансиях на рисунке 16. Данные приведены с аналитического портала Akavita.com за сутки (2 мая 2010 г.).
Размещение объявлений о вакансиях хотя бы на пяти-восьми сайтах значительно расширит базу данных кандидатов. Гарантировано, что Интернет посещают люди, заинтересованные в работе, и в день размещения уже можно получить отклики на вакансию. Главное требование к поиску - регулярность размещения объявлений и просмотр резюме. Важно, чтобы вакансия присутствовала в первой двадцатке, а для этого надо ежедневно размещать объявления. Можно также просматривать резюме кандидатов, задав параметры поиска на «рабочих» сайтах.
Рисунок 15 - Рейтинг белорусских «рабочих» сайтов
Также необходимо внести дополнения в собственный сайт предприятия, добавив закладку «Вакансии» в меню.
Рисунок 16 - Преобразование сайта ОАО «Элема»
В этой закладке будет размещена актуальная информация о вакансиях, требования и ним и контактная информация отдела кадров (адрес, телефон, e-mail). Также возможна электронная анкета для соискателей, заполнив и отправив которую, они автоматически попадает в базу соискателей. Такой способ значительно облегчает поиск кадров и составление собственной базы.
Возможно также
Сравним материальные и временные затраты по каждому предлагаемому методу поиска.
Таблица 13 - Сравнение методов поиска
Материальные затраты |
Временные затраты |
||
Продвижение по службе |
минимальные |
минимальные |
|
Рекомендации сотрудников |
Бонусы |
минимальные |
|
Резервные базы резюме |
минимальные |
минимальные |
|
Личные контакты |
минимальные |
минимальные |
|
Центр занятости |
минимальные |
минимальные |
|
Учебные заведения |
минимальные |
минимальные |
|
«Рабочие» сайты |
минимальные |
6% от рабочего времени |
|
Собственный сайт |
минимальные |
минимальные |
|
Печатные материалы |
минимальные |
минимальные |
|
Информация о работе Система подбора персонала для предприятия