Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 13:44, дипломная работа
Цели и задачи. Целью настоящей работы является изучение процесса кадрового обеспечения органов государственного управления на примере аппарата Губернатора и Правительства Хабаровского края и разработка предложений по повышению эффективности его деятельности.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
изучить методологию, принципы государственной кадровой политики;
раскрыть понятие кадрового обеспечения органов государственного управления и рассмотреть его роль в становлении стабильного и высококвалифицированного аппарата органа государственного управления;
ВВЕДЕНИЕ ……….……………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ..………………………..8
Кадровое обеспечение как подсистема управления персоналом в системе госслужбы………………………….….………..…8
1.2 Функции кадровых служб и оценка кадровой ситуации в
системе госслужбы…………..……………………………………...……..19
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ …………………………..….……27
Правовое регулирование кадровых вопросов государственной
службы в Российской Федерации………………..……….…………...….27
Нормативное правовое регулирование кадрового обеспечения
органов государственного управления в Хабаровском крае…………34
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ………………………………………………………………………………..44
Структура аппарата и его роль в кадровом обеспечении
органов государственного управления……………...…………………..44
Деятельность аппарата по повышению квалификации кадров
и оценке служащих………………………..……..…...…………………....57
ГЛАВА 4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ………………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………….…………………………………..……79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .…..81
Таким образом, кадровое обеспечение органов государственного управления строится как система юридического, информационно-методического, организационно-технического и финансового обеспечения органов управления, что конечно же сказывается на качестве кадровой работы, так как несовершенство законодательной базы и отсутствие достаточного финансирования для внедрения современных кадровых технологий, центров оценки, привлечения независимых экспертов, прогнозирования, разработки и обеспечения целевых программ и т.д. тормозит процесс качественного кадрового обеспечения органов государственного управления.
С вступлением в силу нового федерального закона о государственной гражданской службе РФ, итогов реформирования системы госслужбы, частого президентского внимания на кадровое обеспечение, прежде всего органов государственного управления, есть надежды на перемены к лучшему, которые отразятся и на уровень кадрового обеспечения органов управления регионов.
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
2.1 Правовое регулирование кадровых вопросов государственной службы в Российской Федерации
Конституция РФ установила, что единственным источником власти является народ, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти. Конституцией РФ гарантируется равный доступ граждан к госслужбе, предусматриваются обязанности госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, принципы демократизма госслужбы.
В Конституции РФ предусмотрено, что граждане страны имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 1, 2, 4 ст. 32).24 Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (п.1 ст.34). Немаловажное значение для правового регулирования кадровых процессов имеют положения пунктов 1 и 3 ст.37: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд».
Важное значение для регулирования государственной кадровой политики имеют положения Конституции РФ, определяющие статус и функции Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти, местного самоуправления. В них в значительной мере отражаются полномочия субъектов государственной кадровой политики.25
В Конституции РФ (п.3 ст.41) определены права, обязанности и ответственность должностных лиц за соблюдение прав и свобод граждан. Для реализации прав граждан по осуществлению управленческих функций, предпринимательской деятельности Конституция РФ предусматривает право каждого на образование (п.1 ст.43). Конституцией РФ определяется решение некоторых важнейших, хотя и частных кадровых вопросов. Так, в ст.72 установлено, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся: административное право, регулирующее и кадровые процессы в сфере государственного управления; кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, что также предопределяет решение ряда кадровых вопросов.
В развитие положений Конституции РФ в 1995 г. впервые за всю историю России появился демократический правовой институт госслужбы РФ. Основой данного института явились ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который установил основные признаки самих органов госвласти в субъектах.
Отечественная практика не знает аналогов госслужбы и только приступает к изучению и построению данного государственного института. Предшествующие институты советских служащих и государственных чиновников строились совершенно на иных принципах и механизмах, что не может служить основой для разработок в данной области. Зарубежные государственные институты имеют специфическую, свойственную только им структуру, основанную на вытекающей из исторического процесса концепции государственности и балансе политических сил, отстаивающих свои интересы.
В советском государстве госслужба рассматривалась как одна из многих разновидностей обычной трудовой деятельности. Исходя из этого, считалось, что закрепленное в конституции право на труд включает в себя, в том числе, право на доступ к государственной службе.
Законодательство о госслужбе представляет собой правовую основу кадровой политики. Решения в сфере кадровой политики затрагивают фундаментальные права госслужащих: на подготовку, переподготовку и повышение квалификации; на продвижение по службе; на обоснованную оценку компетентности и т.д.
Госслужба – комплексный правовой институт. Его образуют как нормы публичного, так и нормы частного права. Если говорить о нормах публичного права, то это, прежде всего, нормы административного права. Применительно к нормам частного права, - это, главным образом, нормы трудового права. Понять, где заканчивается законодательство о госслужбе (т.е. административное законодательство) и начинается трудовое, подчас очень сложно. И хотя с 1 февраля 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс РФ, ситуация нисколько не изменилась, и данная проблема продолжает оставаться весьма актуальной.
После утверждения 15 августа 2001 г. Президентом РФ Концепции реформирования системы государственной службы РФ работа по модернизации российской госслужбы вступила в качественно иную стадию.
Новый ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в соответствии с Конституцией РФ и от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ, рассматривает кадровое обеспечение органов госуправления.
На кадровые службы госорганов возложена организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих и обеспечение должностного роста гражданских служащих (ст.44, п.13, 15)26, а также в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ст.12); а гражданским служащим может предоставляться право на: профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на это период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (ст.53, п.1), профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом (ст.61, п.1); профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы (ст.62, п.3); повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (ст.62, п.5).
Наиболее ярким выражением правового начала на госслужбе в настоящее время является служебный контракт27 (вместо существовавшего ранее трудового договора). В ст.25 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлено, что для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:
Служебный контракт заключается на основе акта госоргана о назначении на должность гражданской службы (п.1 ст.26).
Государственный служебный контракт будет заключаться от имени РФ соответствующим государственным органом или лицом, замещающим конституционную должность РФ, или конституционным (уставным) государственным органом субъекта РФ.28
В соответствии со ст.1 и 2 нового ФЗ и Концепцией реформирования системы государственной службы РФ устанавливается, что государственным нанимателем для федеральных госслужащих является РФ, а для госслужащих субъектов РФ – соответствующий субъект РФ. Полномочия государственного нанимателя от имени РФ либо субъекта РФ возлагаются соответственно на федеральный госорган или на госорган субъекта РФ, либо на лицо, замещающее конституционную должность или конституционную (уставную) должность.
В новом законе нет запрета на совместительство госслужбы с другой оплачиваемой работой, кроме запрета участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией и осуществлять предпринимательскую деятельность.
Государственному гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе (п.2 ст.17).
Правовое регулирование кадровых процессов осуществляется также с помощью указов и распоряжений Президента РФ. Если законодательные процедуры не всегда способствуют быстрой реакции на те или иные кадровые ситуации, то с помощью указов предоставляется возможность оперативного правового регулирования тех или иных аспектов государственной кадровой политики.
В систему правовых актов, регулирующих кадровые процессы, входят также уставы и положения о дисциплине, которые действуют в ряде службы, а также положения о конкретных органах и их подразделениях, должностные инструкции и другие нормативные акты.
В России сформирована достаточная нормативно-правовая база, которая обеспечивает желающим возможность получить профессиональное образование, образована Российская академия госслужбы при Правительстве РФ, а также региональные академии госслужбы. В рамках профессиональной переподготовки возможно получение государственным служащим новой специальности или квалификации (по сокращенной программе) на базе имеющегося профессионального образования. На указанную переподготовку направляются, как правило, госслужащие, включенные в резерв для выдвижения на должность более высокой группы должностей либо замещающие определенную государственную должность, но не имеющие соответствующего профессионального образования по специальности (специализации), необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности.
В настоящее время подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих регулируются Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, основными из которых являются: Постановление Правительства РФ «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 13 сентября 1994 г. № 1047 (в редакции от 23.10.2001г. № 741); Положение о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, утвержденное Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1722; Указ Президента РФ от 7 февраля 1995 г. № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» (в редакции от 10.01.2003 г. № 20); Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» (в редакции от 08.08.2001г. № 1002); Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)». Указанные акты предусматривают организационно-правовые формы профессиональной подготовки госслужащих, порядок, периодичность, сроки и условия профессионального обучения и затрагивают некоторые другие вопросы.
Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25 декабря 1995 г. № 1700 предусмотрены формы и виды обучения с отрывом от службы и без отрыва от службы.
Полный перечень образовательных учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации госслужащих федеральных органов исполнительной власти утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти».
Формы дополнительного профессионального образования, требования к образовательным программам и другие вопросы повышения квалификации госслужащих регламентируются государственным образовательным стандартом дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25 декабря 1995 г. № 1700.
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ изменяются и дополняются на систематизированной основе. Это восполняет имеющиеся пробелы правового регулирования, в особенности в отношении профилактики коррупции и борьбы с ней.
Важную роль в современный период в разработке региональной кадровой политики играют конституции республик, уставы субъектов РФ. Кадровая политика субъектов РФ, их кадровые программы и предложения приобретают все большее значение в процессе децентрализации государственной кадровой политики на государственной службе. Главной задачей кадровой политики субъектов РФ является обеспечение кадрами государственных служащих аппарата своих государственных органов.
Таким образом, нормативное правовое регулирование кадрового обеспечения госслужбы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, общепризнанными принципами и нормами, международными договорами РФ, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
2.2 Нормативное правовое
Актуальность решения вопросов кадровой политики в Хабаровском крае определена в основных направлениях кадровой политики в Хабаровском крае на 1997-2005 годы: «В условиях экономической реформы, развития рыночных отношений требуются новые подходы к проведению кадровой политики. Осуществляется перестройка отраслевой структуры экономики края, происходят структурные сдвиги внутри отраслей, формируется рыночная инфраструктура. Данные и другие изменения не могли не повлиять на структуру потребности в специалистах и их квалификацию. В целях обеспечения более полной занятости населения, более эффективной подготовки и использования специалистов, важно решать задачи государственного регулирования процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; создания равных возможностей для получения профессионального образования; совершенствования взаимодействия с учебными заведениями; закрепления молодых специалистов».29
Информация о работе Совершенствование кадрового обеспечения органов государственного управления