Курс лекций по "Теория организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:12, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия теории организации
1. Сущность предприятия, его черты и функции

Файлы: 1 файл

Лекции Теория организации.docx

— 258.74 Кб (Скачать файл)

Так, изучая индивидуальные потребности и предпочтения каждого  работника, менеджер может предложить ему выполнять именно ту работу, которая бы полностью его удовлетворяла. Все работники разные: для кого-то важнее заработная плата, другие, по природе  стремящиеся к власти, мотивируются только возможностью карьерного роста  и разрешением брать на себя ответственность  и принимать решения. Такой индивидуальный подход позволяет значительно повысить производительность и качество труда.

3. Менеджмент повышает  эффективность деятельности организации.  Это значит, что конечная стратегическая  цель достигается с минимальными  издержками.

Основными задачами менеджмента, соответственно, являются: 1) контроль над созданием товаров  и услуг на основании потребительского спроса, их реализации на рынке –  все это непременно должно отвечать интересам предприятия. Менеджер должен целиком и полностью контролировать производственный процесс, тем самым  поддерживать равновесие спроса и предложения, осуществлять финансовые и обменные операции, минимизировать издержки и  в целом осуществлять деятельность, направленную на получение наибольшей прибыли;

2) «открытие» новых  рынков в целях максимального  удовлетворения всех потребностей  клиентов. Предприятие постоянно  осваивает и изучает рынок  труда и факторов производства, что позволяет ему интенсивно  развиваться;

3) ответственность  в принятии решений. Менеджер  – это лицо, непосредственно заинтересованное  в развитии предприятия, которым  он фактически руководит, поскольку  от этого зависит уровень его  собственного дохода. Именно его  профессионализм и инициативность  определяют конкурентоспособность данного предприятия на рынке товаров и услуг, его эффективность и экономическое процветание.

2. Способы  адаптации организации к внешней  среде

Внешняя среда представляет собой комплекс внешних элементов, находящихся вне структуры организации. Она является определяющим фактором развития организации. Самое главное  – уметь приспосабливаться к  любым изменениям внешней среды, в противном случае возникает  угроза потери конкурентоспособности  и «отсталости» в развитии.

Внешняя среда крайне динамична и непредсказуема. Неопределенность ее заключается в том, что не все  экономические субъекты могут иметь  доступ к ценной информации рыночной системы и экономики в целом. Кроме того, для того, чтобы вовремя  и адекватно реагировать на различные  изменения, информация должна быть достаточно достоверной и максимально точной, что не всегда наблюдается, особенно в условиях рыночной экономики. Например, реклама как фактор воздействия  производителя на структуру потребительского спроса менее эффективна, поскольку  нарушается главный принцип ее существования  – правдивость. Вследствие этого  организации постепенно начинают терять контакт с потребителями, разрушаются  связи с рынком, что вызывает дисбаланс  спроса и предложения. Таким образом, внешняя среда тем и опасна, что возможность встроиться в нее и действовать как единое целое практически отсутствует.

Однако в силах  фирмы разработать системы адаптации  к внешней среде, что позволяет  установить с ней контакт и, соответственно, получать информацию о любых ее изменениях. Итак, инструментами адаптации являются следующие.

1. Создание информационной  системы. Это позволит снизить  неопределенность на входе и  выходе организации, своевременно  получать достоверную информацию  от первого лица и, как следствие,  максимально повысить степень  защиты от непредвиденных обстоятельств.  Все это может быть осуществлено  посредством создания в организации  системы маркетинга, снабжения и,  конечно, отдела стратегического  планирования. Это дорогостоящая  практика, она требует огромных  капиталовложений в развитие  организации. Поэтому с экономической  точки зрения для организаций  со слаборазвитой финансовой  системой рациональнее будет  привлечь специалистов из консалтинговых  фирм.

2. Прогнозирование  возможных изменений в развитии  внешней среды и осуществление  стратегического планирования. Посредством  этого организация может предугадать  стратегию и тенденции развития  ее окружения, что само по  себе значительно снижает долю  риска. Кроме того, организация  оказывается способной к постановке  долгосрочных целей и разработке  стратегий их достижения.

3. Слияния и поглощения  организаций, создание стратегических  альянсов. Такая тактика позволяет  организациям укрепить свои позиции  на рынке, стать более гибкими,  адаптивными, стабильными, особенно  если соединяются две сильные  и крупные фирмы. Однако это  выход для тех организаций,  которые не способны противостоять  натиску и агрессии внешней  среды. Хорошим проверенным способом  является объединение с конкурентами. Это способствует расширению  зоны влияния и стабильности, что вызывает снижение неопределенности  внешнего окружения. Кроме того, это удобно в том случае, когда  одна организация сильна в  одном, другая способна решать  другие задачи, соответственно, вместе  они составляют огромную тактическую  силу.

4. Создание гибкой  организационной структуры. Организация,  построенная по такому принципу, не связанная нормами, традициями  и рамками развития, получает  возможность наиболее быстро  реагировать на малейшие изменения  внешней среды. Такая фирма  имеет возможность за минимальный  промежуток времени переориентироваться,  изменить направление развития  и, наконец, если того требует  экономика, кардинально поменять  специализацию. Кроме того, преимуществом  гибких структур является то, что они легко осваивают разработки  и достижения НТП, внедряют  новые технологии, осваивают новые  рынки, создают качественно новые  виды услуг и сами могут  вести исследования в области  перспектив развития.

5. Последним инструментом  адаптации организации является  установление партнерских отношений  руководства организации и ее персонала. Если менеджер умеет делегировать процесс принятия решений, советуется с работниками и дает им возможность проявить инициативу и творческие способности, мотивация и эффективность труда резко возрастают. Появляется уважение к руководителю, что определяет характер отношений в трудовом коллективе. Если персонал – это единая команда, то организация получает возможность максимально приспособиться к динамике внешней среды, поскольку в любом случае даже самые сложные задачи найдут свое решение.

3. Управленческая  этика и социальная ответственность  организации

Этика – это наука, изучающая совокупность моральных ценностей, принципов и норм, которые непосредственно управляют поведением людей с точки зрения его приемлемости или неприемлемости.

Этические проблемы возникают только тогда, когда действия экономических субъектов приводят к выгоде или ущербу других экономических  субъектов. Таким образом, возникают  этические дилеммы, т. е. ситуации, когда  невозможно найти единственно верный выход из сложившейся ситуации.

Всегда существуют альтернативы, поэтому выбрать самое  рациональное решение очень тяжело. Дилеммы сложны, понимаются всеми  людьми и организациями по-разному. Поэтому организация старается  четко сформулировать свои этические  принципы и моральные ценности. Наука  предлагает нормативный подход к  определению этически верных решений, составленный из четырех самостоятельных  частей.

1. Утилитарный подход  подразумевает реализацию целей  и интересов большинства в  организации. При этом игнорируются  интересы и пожелания меньшинства.

2. Индивидуальный (эгоистический)  подход определяется реализацией  долгосрочных индивидуальных целей  работников в данной организации,  составлением карьерных планов  для каждого работника в отдельности.  Работники вместе с менеджером  при принятии решений обсуждают  цели и задачи и находят  компромисс. Утилитарный и индивидуальный  подходы сегодня не соответствуют  современным требованиям внешней  среды, поэтому в большинстве  случаев применяются последние  два.

3. Морально-правовой  подход. Каждый человек в организации  имеет определенные права, достоинства,  которые не могут быть нарушены  действиями других лиц. Таковыми  являются: право свободного согласия, на тайну, на должный прием,  на проявление инициативы и  др.

4. Справедливый подход. Для принятия этически верного  решения существует несколько  видов справедливости. Справедливость  вознаграждения подразумевает недопущение  дискриминаций по какому-либо  признаку за один и тот же  объем и качество работы. Процедурная  справедливость подразумевает предварение  в жизнь моральных норм и  традиций. Компенсационная справедливость  означает, что любые проблемы  в организации или неудобства  должны морально и материально  компенсироваться.

Существует два  основных подхода к определению  социальной ответственности организации (СОТ).

1. Традиционный. СОТ производит необходимые для общества товары и услуги, обеспечивает максимальную прибыль для акционеров и не нарушает законодательство.

2. Современный. СОТ подразумевает заботу об обществе в целом, а не только достижение поставленных целей.

Области СОТ:

1) взаимодействующие  группы, т. е. люди и организации,  которые сотрудничают с данной  организацией и имеют долю  в ее результатах. Никакая организация  не может быть одинаково социально  ответственна, но все организации  должны стремиться к этому  хотя бы по отношению к трем  заинтересованным группам: работникам, потребителям и инвесторам;

2) природная среда  – внешняя среда организации,  на которую она должна ориентироваться;

3) интересы общества  в целом. Иными словами, организация,  которая получает прибыль, должна  направлять часть ее на развитие  некоммерческого сектора: университеты, театры и т. д.

Области СОТ способствуют созданию имиджа и репутации организации, однако это противоречит принципу максимизации прибыли. Кроме того, такая организация  имеет достаточные средства для  осуществления разного вида деятельности.

4. Стратегическое  управление

Стратегическое  управление представляет собой процесс, который включает составление и реализацию стратегий, что само по себе в системе «предприятие – среда» обеспечивает соответствие между организацией и ее внешней средой.

Значение стратегического  управления заключается в том, что  позволяет сосредоточить внимание менеджеров на динамичности и изменчивости внешней среды. Это дает возможность  обладать более совершенной, достоверной  и полной информацией относительно таких ее характеристик. Разработка стратегии – это важная часть общего механизма развития. Посредством этого организация может достигать поставленной цели и в конечном итоге миссии. Осуществление стратегий на практике может быть достигнуто посредством задействования всех имеющихся в организации ресурсов, как чисто материальных, так и финансовых. Кроме того, стратегия – это своеобразная защита организации от неопределенности окружающей среды.

Задачами стратегического  управления, соответственно, являются действия организации, связанные с  ее подготовкой к изменениям рыночной ситуации.

1. Формулирование  миссии фирм. Миссия – это конечная  цель организации, то, ради чего  она существует, работает и была  создана. Выживание организации  в долгосрочной перспективе может  быть осуществлено посредством  создания своего клиента-потребителя,  на удовлетворение потребностей  которого будет работать организация.  Кроме того, немаловажно и обеспечение  баланса в самой системе «предприятие  – среда».

2. Внимание менеджмента  полностью сосредоточено на внутренних  проблемах организации. Иными  словами, важно периодически анализировать  внутреннюю структуру. Взгляд  вовне, т. е. на окружающую  среду, позволяет определить направления  и тенденции ее развития и  в соответствии с этим дает  организации возможность понять, что она может предложить на  данный момент исходя из существующей  внутренней структуры: сможет  ли она производить нужные  обществу блага, хватит ли ресурсов  на осуществление этого.

3. Отношение к  персоналу подразумевает создание  оперативной системы управления. Работник признается главным  ресурсом организации, который  определяет эффективность ее  функционирования. Поэтому для того, чтобы направить деятельность  работника в нужное русло, крайне  важно создать в организации  систему мотивации персонала.  Как известно, творческие личности  любят брать на себя ответственность,  проявлять инициативу. Если организация  имеет жесткую механическую структуру и самостоятельность работников ограничивается, их работоспособность начинает падать. Они не чувствуют удовлетворения от своего труда. Поэтому задачей менеджера является определить структуру потребностей каждого работника, определить, чем он мотивируется, что может значительно стимулировать его деятельность. Такой грамотный подход позволяет установить тесный контакт с персоналом, что способствует улучшению рабочей обстановки и, как следствие, повышает гибкость организационной структуры.

Стратегическое  управление в целом проявляется  через основные функции, которые  получились путем трансформации  функций просто управления. Так, например, планирование превращается в стратегическое планирование, мотивация – в новую  системную модель, маркетинг –  в стратегический маркетинг и  т. п.

5. Стратегическое  планирование в организации

Информация о работе Курс лекций по "Теория организации"