Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:12, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия теории организации
1. Сущность предприятия, его черты и функции
Стратегическое планирование – основная функция организации, процесс разработки механизмов достижения поставленных целей в соответствии с миссией фирмы. Это достигается посредством разработки стратегий, которые представляют собой не что иное, как всесторонний план развития посредством обеспечения максимально стабильного соответствия между организацией и ее внешней средой.
Стратегическое
планирование можно представить
как многоэтапный процесс. Первоначально
организация должна достичь оперативных,
самых простых целей на уровне
мелких отделов, структурных подразделений
или работника в отдельности.
Затем можно перейти к
Миссия не имеет временных рамок и каких-либо ограничений, она является своеобразной путеводной звездой, за которой движется организация, развивается, набирает обороты. Миссия содержит в себе не только стремление к чему-то, она определяет сегмент рынка для фирмы, круг потребителей, конкурентные преимущества и пр.
Стратегическое планирование обеспечивает разработку стратегий, которая осуществляется на трех уровнях.
1. Корпоративная стратегия предназначена для всей организации в целом, она отвечает на вопрос, на каких рынках следует конкурировать, каким типом бизнеса и родом деятельности заниматься. Иными словами, она решает глобальные проблемы и задачи организации.
2. Деловой уровень (бизнес-стратегия). На нем разрабатываются планы для каждой отдельно взятой бизнес-единицы организации и решается вопрос, каким образом следует вести конкурентную борьбу на данном рынке.
3. Функциональная стратегия разрабатывается для основных функциональных подразделений каждой бизнес-единицы и решает проблему поддержания стратегии бизнес-уровня.
Существует два подхода к формулированию стратегий.
1. Формулирование
базовой стратегии. Как
Стратегия роста. Она направлена на разного рода изменения, будь то освоение нового сегмента рынка и усиление на нем позиций, разработка и совершенствование товаров или выбор нового рода деятельности. Стратегия сокращения подразумевает снижение издержек функционирования, сужение сферы деятельности, отсечение слабых и неустойчивых организационных структур или (в крайнем случае) ликвидацию организации как самостоятельного экономического субъекта. Стратегия поддержания стабилизации представляет собой разработку системы защиты организации и ее позиций. Она применяется в том случае, когда организация работает на бесперспективном рынке или не имеет достаточно средств для дальнейшего развития.
2. Бизнес-портфель
используется для
«Звезда» – фирма, которая занимает лидирующие позиции на рынке в прогрессивной отрасли, поскольку обладает огромными финансовыми ресурсами и инвестиционно привлекательна.
«Денежная корова» интенсивно развивается на рынке в старых, практически бесперспективных отраслях. Такие фирмы обеспечивают развитие «звезд».
Фирма – «вопросительный знак» существует в достаточно прогрессивной и динамичной отрасли, но занимает в ней незначительное место.
«Собака» – это организация, которая нигде не может найти себе место. Как правило, она работает на старом рынке и не имеет в нем большой доли. Иными словами, ее пребывание на нем чисто формальное.
6. Конкурентные стратегии организации
Структура конкуренции в отрасли развивается, как правило, под влиянием пяти сил конкуренции – такой вывод был сделан талантливым менеджером М. Портером.
1. Появление новых
конкурентов: этого всегда
2. Возможность появления
товаров-заменителей. На рынке
появляется качественно новый
продукт, ничуть не уступающий,
а может и превосходящий,
3. Возможность потребителей
отстаивать свои интересы, с одной
стороны, положительно влияет
на производственную
4. Возможность поставщиков
навязывать свои условия.
5. Конкуренция между
уже давно существующими
Конкурентные стратегии разрабатываются на основе знаний о структуре конкуренции в той или иной отрасли. М. Портер выделяет три стратегии, с помощью которых фирмы могут вести конкурентную борьбу.
1. Лидерство в
снижении издержек. Крупные фирмы,
которые имеют большие
2. Дифференциация
продукции. Иными словами,
3. Фокусирование
представляет собой
7. Власть и лидерство в организации
Власть руководителя
организации или предприятия
играет огромную роль в производственном
процессе и оказывает сильное
влияние на организацию трудовой
деятельности. Сегодня для наибольшей
эффективности деятельности организации
необходимо установление баланса власти.
Иными словами, руководитель не должен
злоупотреблять своими властными полномочиями:
отношения «руководитель –
С точки зрения менеджмента как науки об эффективном управлении руководитель должен обладать определенным набором качеств.
1. Интеллектуальные качества: оригинальность мышления, образованность, интуитивность, отсутствие авторитетов, любопытство, творческое начало.
2. Личностные качества
включают в себя уверенность
руководителя в собственной
3. Деловые качества подразумевают прежде всего способность кооперироваться. Это значит, что для принятия важных стратегических решений руководитель должен объединять усилия всех членов организации. Однако для этого крайне важным является умение разбираться в людях, выявлять у них творческие способности.
Власть нетипична для всех организаций. В соответствии с этим выделяют три стиля управления.
1. Автократический.
Вся власть сосредоточена в
руках руководителя, он принимает
все решения лично под свою
ответственность, отдает
2. Демократический.
Такой стиль построен на
3. Либеральный стиль:
невмешательство руководителя
Несмотря на столь дифференцированные взгляды на власть, принято считать, что демократический стиль наиболее приемлем для современной организации.
Лидерство в организации определяется как способность оказывать воздействие на других людей, направлять их деятельность на достижение поставленных целей организации. Основой лидерства являются власть и влияние. Власть – возможность индивида контролировать трудовой процесс работника или группы, а влияние – это действия, основанные на власти.
Иными словами, руководитель может влиять на процессы принятия решений и их реализацию только в том случае, если обладает долей власти. Таким образом, лидерство представляет собой несиловую форму влияния.
В современных организациях
менеджер должен устанавливать баланс
власти, не злоупотреблять своими полномочиями.
Это можно осуществить
8. Управление персоналом организации
Управление персоналом организации включает в себя разработку системы отбора кадров, контроля их деятельности, а также вознаграждения. Выполнение данной задачи в организации возложено на менеджера по работе с персоналом. Проводя практические наблюдения, он может сделать вывод об эффективности трудовой деятельности и, как следствие, изучить структуру потребностей, поскольку сегодня крайне важной составной частью успеха фирмы является создание системы мотивации.
Исходным моментом изучения работника и его деятельности является выявление его мотивов, т. е. того, что им движет.
Сам мотив прежде всего зависит от потребности, которую испытывает сотрудник, и уже в зависимости от этого определяется то благо, которое вызывает эту осознанную необходимость.
Как уже было сказано,
все работники организации
В соответствии с этим к ним ко всем не могут быть применены методы воздействия и стимулирования, разработанные на базе потребностей отдельно взятого индивида.
Определяя структуру потребности каждого работника, менеджер делает вывод относительно того, как можно заставить его работать лучше, т. е. что может его мотивировать.
В соответствии с этим существуют следующие методы управления персоналом.
1. Организационно-
Руководитель оказывает давление на структуру мотивов посредством прямых указаний и приказов.
Это осуществимо через определенные каналы, коими могут быть структура самой организации, система подбора и расстановки кадров и нормирования труда.
2. Экономический
метод характеризуется тем,