Курс лекций по "Теория организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:12, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия теории организации
1. Сущность предприятия, его черты и функции

Файлы: 1 файл

Лекции Теория организации.docx

— 258.74 Кб (Скачать файл)

Задача: пусть среднегодовая  себестоимость продукции конкретного  предприятия планируется в размере 25 тыс. руб., а фактическая, занесенная в отчет, составила 27 тыс. руб. Получается, реальная себестоимость превысила  планируемую на 2 тыс. руб. В соответствии с этим можно рассчитать процент  снижения себестоимости (2 тыс. руб. / 27 тыс. руб.) × 100% = 7,4%.

2. Предельный уровень  затрат на 1 рубль товарной продукции  (полуфабрикатов, готовой продукции  и услуг промышленного характера). Этот показатель характеризует  наибольшую величину затрат, которая  может быть допустима для производства  запланированного объема продукции.  Он определяется через соотношения плановой себестоимости товарной продукции, готовой к реализации, к общему объему выпуска, т. е. если, к примеру, величина себестоимости по плану составила 20 тыс. руб., а фактический объем производства в денежном выражении – 120 тыс. руб. Это значит, что предельный уровень затрат на единицу товарной продукции = (20 / 120) × 100% = 16,7%, т. е. затраты составляют 16,7% от общей выручки. В принципе, это небольшая величина, но если учитывать налоговые отчисления и другие постоянные издержки, которые при определенной экономической ситуации в стране могут вырасти (например, цена аренды растет при соответствующем росте процентной ставки), то 20% – это много.

ЛЕКЦИЯ  № 10. Прибыль и рентабельность

1. Понятие  прибыли, ее функции

Прибыль – это результат производственной и коммерческой деятельности фирмы, главный фактор, стимулирующий предпринимательство. Иными словами, это финансовый результат производственной и хозяйственной деятельности организации, который показывает ее чистый доход. Прибыль также можно рассматривать как двигатель производства. В принципе, прибыль – это явление непостоянное, поскольку в рыночной экономике сильна конкуренция и общая экономическая ситуация нестабильна. Однако причины возникновения прибыли постоянно меняются, дополняются, поэтому теоретически ее все-таки можно назвать статичной формой.

Прибыль в соответствии с ролью, отведенной ей в экономике, выполняет ряд функций.

1. Регулирующая. Прибыль  позволяет регулировать денежные  потоки, поскольку распределяется  по различным фондам и направлениям  на предприятии (резервный, валютный, фонд развития производства, фонд  материальных поощрений).

2. Стимулирующая.  Любая фирма в процессе своего  функционирования стремится укрепить  свои позиции в бизнесе и  на рынке, получить некоторые  преимущества перед конкурентами  и экономическую прибыль. Все  это способствует ее динамичному  развитию. Ожидание экономической  прибыли заставляет предпринимателя  тщательно заниматься вопросом  организации производства, чтобы  максимально снизить издержки, наиболее  рационально использовать ограниченные  ресурсы и добиться наибольшей  отдачи от факторов производства. С этой целью совершенствуются  технологии, осваиваются достижения  науки и техники, что способствует  экономическому росту фирмы и  всей национальной экономики.

3. Контролирующая  функция представляет собой не  что иное, как характеристику  экономического эффекта деятельности  предприятия.

4. Наличие экономической  прибыли способствует эффективному  распределению ресурсов между  альтернативными способами их  применения. Важная черта бизнеса  – это возможность предугадать  альтернативные возможности и  издержки. Если в отдельной отрасли  прибыль превышает среднее значение, это свидетельствует о том,  что на данный товар существует  высокий спрос, т. е. он абсолютно  отвечает потребностям и желаниям  потребителей. В результате такой  сектор экономики становится  более привлекательным, и фирмы  будут бороться за возможность  вложения в него капитала и  ресурсов. Посредством такого перемещения  ресурсов достигается наибольшая  эффективность функционирования  экономики.

5. Прибыль выступает  источником финансирования расширения  масштаба производства. Фирмы, которые  получают прибыль, имеют возможность  вести непрерывную производственную  деятельность. Они обладают инвестиционным  запасом и могут направить  его снова в производство, при  этом не только для расширения  его масштаба, но также и в  целях совершенствования предприятия,  разработки новых методов управления, использования продуктов НТП.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что прибыль  не только стимулирует развитие предпринимательства, но и создает реальные предпосылки  для ее получения в дальнейшем и активизирует методы конкурентной борьбы. С одной стороны, прибыль  характеризует эффективность функционирования организации, а с другой – является экономическим инструментом, вызывающим стимулирующий эффект. Таким образом, прибыль – это необходимое  условие рыночного равновесия и  развития экономики в целом.

2. Виды  прибыли

Прибыль – это важная экономическая категория, определяющая качество функционирования организации и перспективы ее дальнейшего развития. Классификация прибыли подразумевает следующие ее виды.

1. Прибыль, полученная  в результате реализации готовой  продукции, а также полуфабрикатов  и выполнения коммерческих заказов.  Иными словами, это разница  между полной себестоимостью  товарной продукции и стоимостью  реально проданных товаров и  услуг.

Пр = Рр – себестоимость,

где Рр – цена продаж.

 

2. Балансовая прибыль  представляет собой общую прибыль,  которую организация получает  от всей своей производственно-хозяйственной  деятельности. Балансовая прибыль  равна сумме (или разнице) прибыли, полученной от сбыта и продажи товарной продукции или убытка, полученные от реализации прочей продукции.

К ней, соответственно, относят продукцию хозяйств, которые  находятся на балансе предприятия  и в его собственности. Например, это подсобные сельские хозяйства, лесозаготовительные предприятий, транспортные организации, которые  осуществляют доставку всех необходимых  ресурсов в каждое из имеющихся на предприятии производственное подразделение. Сюда же входит выручка от реализации тары, сверхнормативных запасов топлива, сырья, материалов и прочих производственных фондов.

Пв в вышеназванной формуле, соответственно, составляет прибыль или убыток от операций, которые, по сути, никак не связаны с производством и реализацией.

Таковыми являются доходы, полученные от долевого участия  с другими экономическими субъектами в совместных предприятиях (владение акциями), доходы от сдачи имущества  в аренду, дивиденды, полученные от владения ценными облигациями, векселями  и другими ценными бумагами. Кроме  того, сюда могут быть включены и  штрафы, возникшие в результате нарушений  трудового законодательства или  ошибок в ведении хозяйственной  и коммерческой деятельности.

Следовательно, получается, что в данной формуле элементы прибыли могут стоять как со знаком «+», если они приносят организации  доход, так и со знаком «–», если фирма несет убытки вместо прибыли.

3. Чистая прибыль  рассчитывается на основе данных  балансовой прибыли и нормы  налогообложения (налог на прибыль,  единый социальный налог, налог  на землю, на имущество и  пр).

4. Консолидированная  прибыль – это прибыль, полученная  от деятельности и финансовых  результатов материнских и дочерних (филиалы) предприятий. Консолидированная  бухгалтерская отчетность представляет  собой объединенную отчетность  двух или более субъектов хозяйствования.

Очень часто для  исчисления прибыли применяется  аналитический метод. Исходя из него прибыль в текущем году определяется посредством суммирования всей возможной прибыли и с учетом уровня рентабельности производства.

Важными факторами  здесь являются и планируемый  объем реализации продукции, и различные  мероприятия по снижению затрат на производство и сбыт, а также рост качества товаров и услуг и  структурные изменения в ассортименте.

Прибыль, подсчитанная таким путем, определяется суммой прибыли  от реализации и прибыли, полученной вследствие роста качества продукции  за вычетом первоначальных убытков  в результате нововведений и внедрения  новых технологий на производстве.

3. Источники  экономической прибыли

Экономическая прибыль – это величина, превышающая нормальную прибыль, составляет разницу между альтернативными издержками.

Специфика предпринимательской  деятельности проявляется только в  прогрессирующей, постоянно изменяющейся экономике: изменяются факторы, влияющие на величину спроса и предложения, балансирует  равновесие на рынке и т. д. Можно  назвать следующие признаки экономического развития:

1) качественное совершенствование  товара, создание уникального блага,  нового для потребителя. Динамичность  потребительского спроса требует  от фирм-производителей быстрой  реакции на изменение внешней  среды и готовность расширить  или полностью изменить производство  и ориентацию деятельности при  непредвиденных обстоятельствах;

2) внедрение новых  технологий и методов производства. Совершенствуя производство и  реконструируя основные производственные  фонды, заменяя морально устаревшее  оборудование на последние достижения  науки и техники, предприятие  тем самым берет курс на  повышение производительности и  эффективности применяемого труда;

3) открытие новых  рынков для реализации готового  продукта. Фирма для своего эффективного  развития и повышения конкурентоспособности  должна постоянно осваивать не  только новые ниши того рынка,  на котором ведет сбыт товаров  и услуг, но и новые рынки  посредством борьбы за качество, постепенно расширяя долю влияния.  Такой метод называется стратегией  концентрированного роста. Однако  сегодня в условиях жесткой  конкуренции и риска организации  важно подстраховаться. В связи  с этим она может выбрать  новые направления деятельности. Это позволяет в значительной  степени снизить зависимость  от одной бизнес-единицы и однотипности производства;

4) использование  новых сырьевых ресурсов или  факторов производства. Как известно, от качества исходного сырья  зависит и качество готовой  продукции, поэтому введение в  производство более качественного ресурса с экономической точки зрения непременно даст положительный эффект;

5) изменение рыночной  структуры: установление монополизма  или его подрыв.

В экономике, обладающей вышеперечисленными признаками, играют большую роль предприниматели, а  предпринимательство становится фактором производства. Таким образом, об экономической  прибыли не может быть и речи в  условиях статичной экономики.

Источники экономической  прибыли различны.

1. Экономическая прибыль – это своеобразное вознаграждение за предпринимательский риск. Риски в экономике разнообразны, и, чтобы уберечь себя от потерь, фирмы прибегают к страхованию. Поэтому плата за риск входит в издержки фирмы как затраты в интересах предприятия. Но существуют риски, от которых невозможно застраховаться. Они, как правило, связаны с изменением конъюнктуры рынка, экономическими циклами или положениями экономической политики государства, посредством которой оно контролирует деятельность отдельных фирм. Кроме того, совершенно непредсказуемы вкусы и предпочтения потребителей, но именно они определяют масштабы производства.

2. Вознаграждение за инновации. Предприятия стремятся внедрить в производство новые технологии, совершенствовать способы его организации и т. п. Это связано со стремлением снизить издержки. Однако, разрабатывая что-то новое, фирма не имеет стопроцентной гарантии, что это нововведение окажется эффективным на данном этапе развития экономики и будет востребованным. Таким образом, платой за инновационный риск является экономическая прибыль, стремление получить которую и толкает предпринимателя на преобразования.

3. Монополизм на рынке. Предприниматель стремится к получению конкурентных преимуществ на рынке, т. е. к монопольной власти, поскольку это даст ему определенную уверенность в будущем и право контроля над ситуацией. Только так он может снизить до минимума риск потерь.

ЛЕКЦИЯ  № 11. Риски, страхование, реклама

1. Сущность  рисков и их виды

Современная рыночная система характеризуется деформацией  структур и механизмов деятельности экономических субъектов.

Рынок – это место  встречи покупателя и продавца, которые, участвуя в процессе купли-продажи  товаров, несут определенную долю ответственности  и рискуют.

Риск неразрывно связан с боязнью лишних незапланированных затрат. Как известно, производители стремятся продать свой товар подороже, чтобы максимизировать прибыль, а потребители для удовлетворения потребностей, стремясь минимизировать издержки, инстинктивно выбирают товар с меньшей стоимостью.

Производитель постоянно  рискует потерять свою долю на рынке  вследствие множества причин: вложения капитала в производство неперспективных  товаров, неучета интересов потребителей и рыночной обстановки и т. д.

Таким образом, в  бизнесе регулярно возникают  рисковые ситуации, разрешить которые  – его задача.

Любой рынок –  это неизвестность будущего, страх  не достигнуть поставленной цели. Специалисты  выделяют несколько видов экономических  рисков.

Информация о работе Курс лекций по "Теория организации"