Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:12, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия теории организации
1. Сущность предприятия, его черты и функции
Задача: пусть среднегодовая
себестоимость продукции
2. Предельный уровень
затрат на 1 рубль товарной продукции
(полуфабрикатов, готовой продукции
и услуг промышленного
ЛЕКЦИЯ № 10. Прибыль и рентабельность
1. Понятие прибыли, ее функции
Прибыль – это результат производственной и коммерческой деятельности фирмы, главный фактор, стимулирующий предпринимательство. Иными словами, это финансовый результат производственной и хозяйственной деятельности организации, который показывает ее чистый доход. Прибыль также можно рассматривать как двигатель производства. В принципе, прибыль – это явление непостоянное, поскольку в рыночной экономике сильна конкуренция и общая экономическая ситуация нестабильна. Однако причины возникновения прибыли постоянно меняются, дополняются, поэтому теоретически ее все-таки можно назвать статичной формой.
Прибыль в соответствии с ролью, отведенной ей в экономике, выполняет ряд функций.
1. Регулирующая. Прибыль
позволяет регулировать
2. Стимулирующая.
Любая фирма в процессе своего
функционирования стремится
3. Контролирующая
функция представляет собой не
что иное, как характеристику
экономического эффекта
4. Наличие экономической
прибыли способствует
5. Прибыль выступает
источником финансирования
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что прибыль
не только стимулирует развитие предпринимательства,
но и создает реальные предпосылки
для ее получения в дальнейшем
и активизирует методы конкурентной
борьбы. С одной стороны, прибыль
характеризует эффективность
2. Виды прибыли
Прибыль – это важная экономическая категория, определяющая качество функционирования организации и перспективы ее дальнейшего развития. Классификация прибыли подразумевает следующие ее виды.
1. Прибыль, полученная
в результате реализации
Пр = Рр – себестоимость,
где Рр – цена продаж.
2. Балансовая прибыль
представляет собой общую
К ней, соответственно,
относят продукцию хозяйств, которые
находятся на балансе предприятия
и в его собственности. Например,
это подсобные сельские хозяйства,
лесозаготовительные
Пв в вышеназванной формуле, соответственно, составляет прибыль или убыток от операций, которые, по сути, никак не связаны с производством и реализацией.
Таковыми являются доходы, полученные от долевого участия с другими экономическими субъектами в совместных предприятиях (владение акциями), доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды, полученные от владения ценными облигациями, векселями и другими ценными бумагами. Кроме того, сюда могут быть включены и штрафы, возникшие в результате нарушений трудового законодательства или ошибок в ведении хозяйственной и коммерческой деятельности.
Следовательно, получается, что в данной формуле элементы прибыли могут стоять как со знаком «+», если они приносят организации доход, так и со знаком «–», если фирма несет убытки вместо прибыли.
3. Чистая прибыль
рассчитывается на основе
4. Консолидированная
прибыль – это прибыль,
Очень часто для исчисления прибыли применяется аналитический метод. Исходя из него прибыль в текущем году определяется посредством суммирования всей возможной прибыли и с учетом уровня рентабельности производства.
Важными факторами
здесь являются и планируемый
объем реализации продукции, и различные
мероприятия по снижению затрат на
производство и сбыт, а также рост
качества товаров и услуг и
структурные изменения в
Прибыль, подсчитанная таким путем, определяется суммой прибыли от реализации и прибыли, полученной вследствие роста качества продукции за вычетом первоначальных убытков в результате нововведений и внедрения новых технологий на производстве.
3. Источники экономической прибыли
Экономическая прибыль – это величина, превышающая нормальную прибыль, составляет разницу между альтернативными издержками.
Специфика предпринимательской деятельности проявляется только в прогрессирующей, постоянно изменяющейся экономике: изменяются факторы, влияющие на величину спроса и предложения, балансирует равновесие на рынке и т. д. Можно назвать следующие признаки экономического развития:
1) качественное
2) внедрение новых
технологий и методов
3) открытие новых
рынков для реализации
4) использование новых сырьевых ресурсов или факторов производства. Как известно, от качества исходного сырья зависит и качество готовой продукции, поэтому введение в производство более качественного ресурса с экономической точки зрения непременно даст положительный эффект;
5) изменение рыночной
структуры: установление
В экономике, обладающей вышеперечисленными признаками, играют большую роль предприниматели, а предпринимательство становится фактором производства. Таким образом, об экономической прибыли не может быть и речи в условиях статичной экономики.
Источники экономической прибыли различны.
1. Экономическая прибыль – это своеобразное вознаграждение за предпринимательский риск. Риски в экономике разнообразны, и, чтобы уберечь себя от потерь, фирмы прибегают к страхованию. Поэтому плата за риск входит в издержки фирмы как затраты в интересах предприятия. Но существуют риски, от которых невозможно застраховаться. Они, как правило, связаны с изменением конъюнктуры рынка, экономическими циклами или положениями экономической политики государства, посредством которой оно контролирует деятельность отдельных фирм. Кроме того, совершенно непредсказуемы вкусы и предпочтения потребителей, но именно они определяют масштабы производства.
2. Вознаграждение за инновации. Предприятия стремятся внедрить в производство новые технологии, совершенствовать способы его организации и т. п. Это связано со стремлением снизить издержки. Однако, разрабатывая что-то новое, фирма не имеет стопроцентной гарантии, что это нововведение окажется эффективным на данном этапе развития экономики и будет востребованным. Таким образом, платой за инновационный риск является экономическая прибыль, стремление получить которую и толкает предпринимателя на преобразования.
3. Монополизм на рынке. Предприниматель стремится к получению конкурентных преимуществ на рынке, т. е. к монопольной власти, поскольку это даст ему определенную уверенность в будущем и право контроля над ситуацией. Только так он может снизить до минимума риск потерь.
ЛЕКЦИЯ № 11. Риски, страхование, реклама
1. Сущность рисков и их виды
Современная рыночная
система характеризуется
Рынок – это место встречи покупателя и продавца, которые, участвуя в процессе купли-продажи товаров, несут определенную долю ответственности и рискуют.
Риск неразрывно связан с боязнью лишних незапланированных затрат. Как известно, производители стремятся продать свой товар подороже, чтобы максимизировать прибыль, а потребители для удовлетворения потребностей, стремясь минимизировать издержки, инстинктивно выбирают товар с меньшей стоимостью.
Производитель постоянно рискует потерять свою долю на рынке вследствие множества причин: вложения капитала в производство неперспективных товаров, неучета интересов потребителей и рыночной обстановки и т. д.
Таким образом, в бизнесе регулярно возникают рисковые ситуации, разрешить которые – его задача.
Любой рынок – это неизвестность будущего, страх не достигнуть поставленной цели. Специалисты выделяют несколько видов экономических рисков.