Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:12, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия теории организации
1. Сущность предприятия, его черты и функции
4. По времени возникновения все затраты организации можно поделить на 3 вида:
1) текущие. Они
осуществляются
2) будущие расходы
– это те расходы, которые
предстоит в будущем понести
организации. Их можно
3) кроме того, для
удобства составляются
2. Виды издержек организации
Каждая фирма в процессе своего функционирования несет определенное количество затрат, называемых издержками производства. Организовывая свою деятельность, предприниматель должен учитывать все возможности производства, в том числе альтернативного.
Занимаясь «не своим
делом», производитель теряет прибыль.
Необходимо учитывать и сам факт
альтернативного использования
ресурсов. Это позволит фирме грамотно
вести расходы и планировать
финансовую деятельность. Существует
несколько классификаций
1. Бухгалтерские издержки – это реальные расходы фирмы в текущем периоде по приобретению сырья, необходимого оборудования и других производственных фондов. Кроме того, сюда входят затраты на заработную плату рабочим и аренду помещения, территории. Выплата заработной платы осуществляется непосредственно из фонда оплаты труда, который создается посредством денежных отчислений от прибыли организации.
2. Внутренние издержки представляют собой доход, который мог бы быть получен в результате более рационального использования имеющихся ресурсов и факторов производства. Очень часто фирма имеет в собственности и помещение, и землю, и собственный капитал в наличии. В этом случае фирма не имеет постоянных затрат на эти факторы производства, для нее они являются «бесплатными».
3. Экономические издержки включают бухгалтерские и внутренние. При принятии экономических решений должны учитываться все ресурсы, вовлеченные в процесс производства, и расходы по ним. Это способствует их более эффективному использованию.
4. Частные издержки представляют собой все расходы фирмы по оплате и покупке всех необходимых материальных и природных ресурсов.
5. Общественные издержки оцениваются с точки зрения общества с учетом положительных и отрицательных внешних эффектов (экстерналий), которые воздействуют на структуру и механизм рынка.
6. Возвратные издержки – это все расходы фирмы, которые она способна вернуть после очередного производственного цикла или по окончании своего функционирования.
7. Невозвратные издержки не имеют альтернативного использования. Это единовременные затраты по регистрации предприятия, его страхованию, изготовлению вывески.
В зависимости от
объема выпускаемой продукции фирмы
в краткосрочном периоде
1) постоянные издержки – не зависят от объема производства в релевантном периоде. Они включают арендную плату, оплату электроэнергии и оклад рабочих. Иными словами, это затраты, которые повторяются с определенной частотой, как правило, в 1 месяц;
2) переменные издержки – находятся в зависимости от количества произведенного продукта, так как идут на покупку сырья и рабочей силы. Соответственно, при расширении масштабов производства для изготовления большего объема товаров и услуг уходит большее количество производственных оборотных фондов и трудовых усилий, и, как следствие, переменные издержки растут.
Постоянные и
переменные издержки в сумме дают
общие валовые. По мере развития предприятия
и роста производства меняются средние
и предельные издержки. Средние издержки
представляют собой расходы на единицу
произведенного продукта, в то время
как предельные зависят от каждой
дополнительно созданной
3. Себестоимость продукции, ее виды
Себестоимость – это совокупность всех денежных затрат по изготовлению товаров и услуг в зависимости от специализации производственной деятельности. Данный показатель включает следующие расходы: покупку сырья, материалов, топлива, использование основных производственных фондов (машины и оборудование), оплату труда работников, а также другие затраты, которые могут быть связаны с производством и реализацией готовой продукции.
Себестоимость – важнейший показатель бухгалтерской отчетности, поскольку предоставляет данные о фактических производственных издержках. Кроме того, себестоимость может быть рассчитана как величина затрат, которая приходится на единицу изготовленной продукции. Посредством этого устанавливается конечная цена производителя на товары и услуги, которые он поставляет на потребительский рынок. Чем выше затраты, тем выше стоимость единицы товара, поскольку она заведомо включает и транзакционные издержки (т. е. издержки по доставке) и «накрутку» производителя за выполнение работ, и величину оплаты труда рабочим за произведенную деятельность. Как правило, организации стремятся минимизировать свои издержки, иными словами, снизить себестоимость продукции посредством использования более экономичных источников сырья, внедрения новых технологий и снижения показателя трудоемкости. Это дает возможность получить больший объем выручки, поскольку ее процентная доля от цены товара в этом случае значительно выше, чем его себестоимость.
Себестоимость готовой продукции изменяется в зависимости от объема затрат при ее изготовлении. Таким образом, существуют следующие виды себестоимости:
1) цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;
2) производственная себестоимость – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов;
3) полная себестоимость – включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т. е. поставку на рынок конечных товаров и услуг. Следовательно, она представляет собой совокупность производственных и коммерческих расходов.
Кроме данной классификации, существует еще деление себестоимости на индивидуальную и среднеотраслевую (в учет берутся все предприятия отдельной отрасли), плановую, которая формируется на базе текущих, и фактическую, относящуюся к данному моменту времени.
Себестоимость продукции
также определяет структуру затрат
посредством отнесения их к тому
или иному периоду. Текущие затраты
относятся на себестоимость продукции
данного периода, в котором фактически
происходит производственный процесс.
Расходы будущих периодов характеризуются
тем, что изготовление товаров осуществляется
в данный момент, но относится на
себестоимость продукции
4. Калькуляция, группировка затрат по статьям расходов
Калькуляция определяется
как расчет размера затрат на производство
единицы продукции. Также это
процесс анализа и
В бухгалтерском учете выделяют несколько статей (или групп) расходов, по которым калькулируется себестоимость.
1. Сырье и основные
материалы – это оборотные
производственные фонды,
2. Вспомогательные
материалы – средства труда,
которые способствуют
3. Топливо и энергия, которые расходуются на технологические цели. Затраты на данные виды ресурсов также должны учитываться в конечной стоимости готовой продукции, поставленной на рынок для реализации.
4. Основная заработная плата рабочих на производстве (представляет собой оклад).
5. Дополнительная
заработная плата – премии
и надбавки к окладу за
6. Отчисления на
социальное и медицинское
7. Расходы на поддержание
работы оборудования, продлевающие
срок его эксплуатации. Например,
регулярные амортизационные
8. Цеховые и общезаводские расходы.
9. Возможные потери от брака в производстве.
10. Коммерческие
расходы, включающие в себя
расходы на доставку
В зависимости от специфики производства калькулирование себестоимости может быть произведено определенными методами.
1. Позаказный метод
характеризуется тем, что учет
затрат производится по
2. Пофазный метод позволяет калькулировать себестоимость в конце каждого отдельного этапа или фазы производственного процесса. Данный метод применяется на предприятиях отраслей массового производства в химической, хлопчатобумажной, пищевой промышленности и т. д.).
3. Посредством нормативного
метода затраты рассчитываются
по существующим на
4. Сортовой метод
– себестоимость
Следовательно, исчисление себестоимость продукции, на производстве которой специализируется то или иное предприятие, просто необходимо для определения качественных характеристик развития производства в текущем периоде, а также для планирования затрат в будущем.
5. Планирование
себестоимости: абсолютные и
Процесс планирования
себестоимости продукции
Абсолютные показатели.
1. Себестоимость
единицы продукции
2. Себестоимость
всей товарной продукции в
целом – это достаточно
3. Общая сумма
затрат на производство. Смета
включает динамику остатков
Относительные показатели себестоимости рассчитываются на основе абсолютных.
1. Процентное снижение
себестоимости сравнимой