Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:12, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия теории организации
1. Сущность предприятия, его черты и функции
1. По характеру деятельности:
1) производственный
риск, определяемый объемом
2) коммерческий риск
связан с поставкой
3) финансовый риск
возникает как продукт
2. По источнику опасности:
1) риски, связанные
с природными катаклизмами, которые
могут стать причиной сбоев
в производстве и деятельности
фирм. Это так называемые
2) риски политического
характера связаны с
3) экономический
риск возникает в результате
изменения курса валют на
Помимо этого, существует классификация рисков, разделяющая их на внутренние и внешние.
1. Внешние риски, например риск ликвидности. Он характеризуется нарушением стабильности в кредитных операциях, появлением незапланированных потребностей в дополнительных ссудах и т. д.
2. Внутренние риски проявляются на уровне фирмы и связаны с ее организационной деятельностью. Они связаны с набором штата служащих, их профессиональными и личностными качествами, а также с технической и ресурсной базой предприятия. Структурный риск возникает в результате нарушений всей структуры предприятия, как организационной, так и факторной.
В рыночной экономике риск – это неизбежное явление, поэтому так важно его предвидеть и максимально снизить. Это позволит сохранить устойчивость экономической и производственной деятельности.
2. Необходимость страхования
Страхование – это важнейший элемент экономических отношений, наиболее эффективный способ возмещения ущерба, своеобразная форма платы за риск. Риск – это неопределенность будущего, боязнь не достигнуть поставленной цели. В рыночной экономике понятия «риск» и «страхование» неразрывно связаны. Страхование необходимо главным образом в неопределенной, динамичной экономической ситуации. Фирмы как экономические субъекты всегда стремятся оградить себя от потерь и лишних затрат, поскольку работают на максимизацию прибыли и расширение собственного влияния на рынке товаров и услуг. Поэтому они прибегают к страхованию имущества, что позволяет им в кризисной ситуации при абсолютно непредвиденных обстоятельствах выжить.
Необходимость в
страховании возникает в том
случае, когда вероятность
Страховые отношения характеризуются потребностью фирмы в защите от потерь. Объектом страхования в данном случае могут являться факторы производства, производственные фонды предприятий, а также жизнь и условия труда работников. Роль страхования велика: оно позволяет обеспечить непрерывность и устойчивость общественного воспроизводства. Поэтому развитие бизнеса, рынка и предпринимательства в любом государстве подразумевает наличие страховых услуг.
Экономическая сущность
страхования может быть определена
через его категорию, которая
выражает общественно-производственные
отношения между субъектами экономической
деятельности по поводу предотвращения
и преодоления рисковых ситуаций.
Главная особенность
Следовательно, страхование
очень важно для развития экономики
и ее отраслей, поскольку оно предоставляет
гарантии безопасной экономической
деятельности. Только в условиях защищенности
экономический субъект способен
мыслить и действовать
3. Функции страхования
Страхование – это наилучший финансовый способ компенсации ущерба физическим и юридическим лицам, поскольку предоставляет гарантии защиты в случае возникновения рисковых ситуаций. Лозунг страхования «Лучше предупредить провал, чем оказаться внутри его» оправдывает себя. Посредством страхования фирма может позволить себе идти на риск. Ведь в любом случае независимо от результатов деятельности организация имеет все шансы на успех и восстановление, если она оказалась в кризисе. Страхование как экономическая категория имеет общие черты с понятиями «финансы» и «кредит», которые определяются замкнутостью отношений и возвратностью страховых взносов. В то же время ему присущи специфические функции.
1. Создание специализированного
фонда в качестве платы за
возможные риски, по которым
ответственность несут
2. Восполнение ущерба
подразумевает материальное
3. Минимизация потерь.
Страховые компании
4. Контрольная функция
заключается в
5. Кредитная функция
определяется участием
4. Понятие рекламы, ее принципы
Значение рекламы
как теоретического способа дифференциации
товаров и услуг велико. Она
играет большую роль на любом типе
рынка и представляет собой неценовой
метод борьбы конкурирующих фирм,
который напрямую воздействует на структуру
потребительского спроса. Изначально
понятие «реклама»
Реклама сама по себе выполняет две основные функции: информационную и побудительную. Первая заключена в том, чтобы на рынке товаров и услуг донести до потребителей необходимую информацию о той или иной продукции. Вторая морально воздействует на покупателя и тем самым заставляет его приобрести данный товар. Получается, что реклама должна удовлетворять определенным принципам.
1. Целенаправленность. Реклама призвана акцентировать внимание потребителя на определенном виде товара. Но она должна содержать только суть, которую производитель стремится донести до масс, и ничего лишнего, чтобы у потребителя не возникло вопроса: «А что, собственно, рекламировалось?» К сожалению, российская реклама часто не следует этому принципу.
2. Адресность. Определенная реклама направлена на то, чтобы заинтересовать отдельную группу людей – потенциальных покупателей данной продукции. Например, реклама шоколада рассчитана на привлечение любителей этого продукта. Соответственно, они, ознакомившись с новинкой, поступившей в продажу, захотят ее попробовать, в то время как другие люди останутся равнодушными и к самому товару, и к его рекламе.
3. Постоянство. Чтобы оказать решающее воздействие и склонить потребителя к покупке, реклама должна регулярно напоминать ему о данном товаре. В результате психологических исследований было выяснено, что телевизионная реклама пробуждает у людей интерес только после 7 – 10-го прокручивания.
4. Правдивость. Очень часто производители рекламируют свой товар только потому, что спрос на него невелик. В рекламе красочно расписываются свойства и качество, хотя это и не соответствует действительности. Потребитель первоначально осуществляет свой выбор «на вере», а после первой покупки, разочаровываясь, отказывается от использования в дальнейшем данного товара. Таким образом, в результате такой рекламы спрос на продукт не увеличивается, а снижается, что вынуждает производителя совершенствовать его.
Существует мнение,
что рекламируются те виды товаров,
которые без преувеличения их
качеств и достоинств не смогут быть
проданы при прочих равных условиях.
Иными словами, хороший товар
в рекламе не нуждается. Это значит,
что производители попросту злоупотребляют
рекламой и начинают оказывать на
потребителей психологическое давление,
целенаправленно подталкивая
5. Проблемы эффективности рекламы
Реклама – важный элемент рыночной экономики. Она позволяет активизировать потребительский спрос, знакомит покупателя с товарами и услугами, поскольку содержит в себе информацию об их свойствах. Однако, в связи с тем что сегодня реклама для большинства производителей – способ сбыть товар, пусть даже и невысокого качества, возникает проблема оценки эффективности рекламной кампании в целом.