Лекции по «Теория организации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 00:07, курс лекций

Описание работы

1. Сущность понятия «организация»
2. Предмет и метод Теории организации.
3. связь Теории организации со смежными областями знаний.
4. соотношение понятий «организация» и «система».
5. Классификация систем. Приведите примеры.
6. Целостность - важное системное свойство организации. Эмерджентность.
Приведите примеры.
7. Динамический гомеостаз и состояние устойчивого равновесия - важное системное
свойство организации. Приведите примеры.

Файлы: 1 файл

Teoria_organizatsii_1_2.docx

— 258.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы

 

 

     По дисциплине «Теория организации»

  Подготовил Толкачев Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

1. Сущность понятия «организация»

2. Предмет и метод Теории  организации.

3. связь Теории организации  со смежными областями знаний.

4. соотношение понятий  «организация» и «система».

5. Классификация систем. Приведите примеры.

6. Целостность - важное  системное свойство организации.  Эмерджентность.

Приведите примеры.

7. Динамический гомеостаз  и состояние устойчивого равновесия - важное системное

свойство организации. Приведите  примеры.

8. Ингрессия, иерархичность,  эквифинальность - важные системные  свойства

организации. Приведите примеры.

9. Механистический тип  организации.

10. Органический тип организации.

11. Социальная организация.  Основные компоненты социальных  систем. Приведите

примеры.

12. Классификация социальных  организаций.

13. Хозяйственные организации.

14. Правовые формы хозяйственных  организаций.

15. Организационные формы  хозяйственных организаций.

16. Закон синергии.

17. Закон самосохранения.

18. Закон развития.

19. Закон информированности  - упорядоченности.

20. Закон единства анализа  и синтеза.

21. Закон композиции,

22. Закон пропорциональности.

23. Закон необходимого  разнообразия.

24. Принципы организационной  статики: целеполагание, приоритет  функций над

составом звеньев, адаптивность.

25. Принципы организационной  статики: минимум сложности, пределы  автономности,

единство распорядительства.

26. Принципы организационной  статики: сочетание централизации  и децентрализации,

взаимосогласованность вертикали  и горизонтали, диапазон контроля.

27. Принципы динамической  организации: направленность, прямоточность,

результативность.

28. Принципы динамической  организации: восприимчивость, информативность,

надежность.

29. Принципы динамической  организации: гибкость, параллельность, ритмичность.

30. Общее понятие организационной  культуры. Черты сильной организационной

культуры.

31. Общее понятие организационной  культуры. Черты слабой организационной

культуры.

32. Функции организационной  культуры.

33. Объективные и субъективные  элементы организационной культуры. Приведите

примеры.

34. Развитие организационной  науки.

35. Принципы динамической  организации: эффективность, оперативность,

синхронность.

36. Понятие организационной  структуры управления. Матричная  структура

управления.

37. Понятие системы. Открытые  и закрытые системы. Энтропия. Приведите примеры.

38. Соотношение понятий  «организация» и «управление». Определение  управления.

39. Понятие хозяйственной  организации. Полное товарищество. Коммандитное

товарищество (товарищество на вере).

40. Понятие хозяйственной  организации. Общество с ограниченной  ответственностью.

Акционерные общества (открытые и закрытые).

41. Понятие хозяйственной  организации. Организационные формы  хозяйственных

организаций. Ассоциации. Картель. Консорциум.

42. Понятие хозяйственной  организации. Унитарное предприятие.  Потребительский

кооператив.

43. Понятие хозяйственной  организации. Синдикат. Фонд Холдинг.

44. Характеристика уровней  организационной культуры.

45. Понятие социальной  организации. Правительственные  и неправительственные,

коммерческие и некоммерческие организации.

46. Понятие социальной  организации. Системообразующие  факторы социальных систем.

47. Понятие социальной  организации. Бюджетные и внебюджетные, Общественные и

хозяйственные, юридические  и неформальные организации.

48. Организация и управления. Управляющая и управляемые подсистемы  организации.

49. Понятие организационной  структуры управления. Литейная  и функциональная структуры управления.

50. Понятие организационной  структуры управления. Линейно-функциональная  структура управления.

51. Формирование и развитие  теории организации.

52. Российский вклад в  развитие организационной мысли  и организационных отношений.

53. Организационное проектирование, основные этапы.

54. Принципы рационализации. Концептуализация, алгоритмизация.

55. Принципы рационализации. Нормализация и систематизация.

56. Принципы рационализации. Классификация и концентрация. Специализация.

57. Принципы рационализации. Стандартизация и унификация.

58. Принципы рационализации. Персонификация и регламентация.

59. Системные свойства  организации.

60. Ценности - важнейший элемент  организационной культуры. Приведите  примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность понятия  «организация»

Изучение организаций  играет важную роль в научных исследованиях, и постепенно превратились в самостоятельные  области научных знаний, получивших названия теория организации и управление предприятием. 
 
Термины «организация» и «система» взаимосвязаны имеют одинаковое значение в научной теории. 
 
Понятие «система» можно определить как совокупность различных элементов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом и образуют её целостность и единство. Классификация систем в зависимости от различных оснований выглядит следующим образом: статичные системы и динамичные, органические системы и неорганические, материальные системы и абстрактные, открытые системы и закрытые, большие системы и сложные и т.д. 
 
Объекты системы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. 
 
В наличии структурных образований организация рассматривается как совокупность упорядоченных элементов целого, представляя собой самостоятельную систему. Для придания организации признаков системы она должна обладать принципом единства. Между тем, следует отметить, что понятие «организация» имеет более широкое значение, чем понятие «система», поскольку организация помимо своего состояния порядка, осуществляет определенные процессы упорядочиванию своего состояния. 
 
Остановим свое внимание на больших и сложных системах. Большие системы можно представить как системы, состоящих из большого количества элементов, которые взаимосвязаны между собой.  
 
Сложными следует назвать системы, в которых процессы не могут быть конкретно выражены и объяснены какими-либо законами, например, математики. Можно различать структурную и функциональную сложность системы. 
 
Сложные динамические системы, которые обладают поведением, порой позволяют связать свойства системы со свойствами элементов только на основе генологического моделирования. 
 
Среди многообразия сложных и больших систем можно выделить специфический класс - организмические системы, характерными особенностями которых является зависимость свойств частей (подсистем) от свойств целого. 
 
 
1.2 Определение понятия организации, ее признаки и значение 
 
 
Понятие «организация» произошло от латинского слова «organizo», что в переводе означает «сообщаю стройный вид», «устраиваю». Существует различное множество определений понятия «организация». 
 
На сегодняшний день термин «организация» понимают в узком смысле и широком. 
 
В узком понимании организация представляет собой определенную группу людей (индивидов), которая образовалась ради достижения определенной цели за счет реализации совместных координированных действий. Эти цели могут совершенно различными: социальными, экономическими, хозяйственными, политическими и т.д. 
 
Образованная отдельными индивидами организация как социально-экономическая система может быть зарегистрирована в установленном законодательством порядке в качестве юридического лица, после чего она в правовом плане обладает определенными правами и обязанностями. 
 
Организация в широком смысле понимается как структура, регулирующая и упорядочивающая действия определенных лиц и социальных общностей. 
 
Сложность в подходах к определению понятия «организация» состоит в том, что сама организация не имеет материальной сущности, однако обладает и нематериальными (взаимодействия между сотрудниками внутри коллектива), и материальными составляющими (имущество: недвижимость, автомобили, офисная техника, мебель и т.д.). 
 
Существует огромное многообразие организаций, но всем им присущи следующие особенности: 
 
1) все они являются частью социальной системы путем объединения в различные группы; 
 
2) деятельности организаций присущ признак общности; 
 
3) действия организаций в лице определенных участников преследуют определенные цели, которые могут быть самыми многообразными (социальные, коммерческие, политические, спортивные, благотворительные и т.д.). Цель создания и деятельности организации обуславливают внутреннее построение и структуру организации. 
 
Более крупные организации можно представить в качестве системы, состоящей из большого числа участников, которое исключает возможность непосредственного контакта участников между собой с целью достижения общих целей. 
 
Что касается природы понятия «организация», то здесь следует выделить две концепции взглядов. Первая из них подразумевает рациональный принцип к изучению природы организации, когда организация создается для достижения заранее сформулированной цели. В такой организации каждый из элементов ориентирован на достижение общей цели. 
 
Второй подход заключается в познании организации как естественной системы, которая подвержена внешним колебаниям и факторам, вследствие чего она с++пособна приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, окружающим её. 
 
Изучение организации как естественной системы получило наибольшее свое распространение в научной среде. 
 
Характерной чертой современного общества является усложнение структуры, увеличение размеров организации. Можно выделить следующие основные признаки организации: 
 
1) наличие целей. Индивиды, объединяясь для создания организации, всегда преследуют определенную цель. Организация не может возникнуть без цели, «на пустом месте». Свои определенные цели имеют сама организация, сформулированные её учредителями, отдельные структурные элементы организации, а также непосредственно и её работники; 
 
2) обособленность организации, которая проявляется в способности организации выстраивать организационную структуру с её многообразными внутренними процессами независимо от внешних условий и воздействий, установлении своеобразных барьеров от внешнего окружения. Все это позволяет организации самостоятельно регулировать свою деятельность; 
 
3) любая организация способна к саморегулированию, т.е. возможности самостоятельными силами и средствами при помощи управленческих решений достигать поставленные задачи, а в случае появления определенных проблем и непредвиденных обстоятельств – решать их без вмешательства внешних сил; 
 
4) наличие связей между отдельными элементами организации. Любой организации, как сложной многоуровневой системе, присущ принцип иерархии (уровней), который выполняет роль некого распределения функций внутри организации и налаживания взаимодействий между всеми уровнями организации (от высшего к низшему). Представитель системы каждого уровня ориентирован на решение определенных задач, а в иерархии на более высоких уровнях осуществляются функции согласования. 
 
Принцип иерархии необходим любой организации. Без него ни одна организация не сможет существовать, что связано с необходимостью переработки большого количества информации. На более высоких уровнях на основании обобщенной информации, поступающей от нижних уровней, принимаются окончательные решения, которые затрагивают деятельность всей организации; 
 
5) сформированная организационная культура, являющаяся важным элементом, которая обеспечивает создание благоприятной внутренней среды организации. Она устанавливает определенные правила поведения в организации, культуру поведения, традиции, порядок взаимоотношений между сотрудниками, с клиентами, поставщиками, выстраивает миссии и цели организации. Организационная культура позволяет каждому сотруднику определить свое место и роль в организации; 
 
6) способность преодолевать негативные процессы и стрессовые ситуации во внутренних процессах, а также противостоять агрессивным внешним воздействиям. Признаком устойчивости должна обладать любая организация, что во многом зависит от эффективности выстроенной внутренней структуры, наличия ресурсов, опыта и квалификации руководителей и ведущих специалистов; 
 
7) построение в организации четкой системы разделения труда и перераспределения обязанностей между сотрудниками по этапам процесса (горизонтальное разделение) и уровням процесса (вертикальное разделение), что позволяет совершенствовать производственные и управленческие процессы, увеличивать производительность труда и качество работы. 
 
С развитием социальных, экономических, технических, культурных отношений в обществе претерпели свое изменение и организационные отношения, которые приобрели более четко выстроенную внутреннюю структуру.

 

2. Предмет и  метод Теории организации.

Любая современная теория представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития. Теория выполняет объяснительную функцию. Она показывает: какими свойствами и связями располагает объект исследования, каким законам он подчиняется  в своем функционировании и развитии. Появление новой теории оправдано  лишь тогда, когда открываются собственные  объект и предмет исследования. Объектом познания обычно считают то, на что  направлена познавательная деятельность исследователя, а предметом –  исследуемые с определенной целью  стороны, свойства, отношения объекта. С теоретико-познавательной точки  зрения и объект, и предмет познания – феномены однопорядковые, относятся  к окружающей нас действительности и противостоят субъекту.

Авторы различных школ и направлений  в теории и практике менеджмента, по-разному подходили к выбору объекта и предмета организации. Так, в учении Ф. У. Тейлора объектом организации является организация  труда, а предметом - трудовые процессы, трудовые приемы, движения, методы работы. У Генри Форда объектом организации  является организация производства, а предметом - технологические потоки, производственные процессы. В классической школе в качестве объекта выступает  организация в целом, а предметом  организации являются структуры  и функции аппарата управления, регламентация  содержания и методов работы. Теория человеческих отношений и различные  поведенческие школы рассматривают  в качестве объекта организации  людей, а в качестве предмета исследования - мотивы поведения людей в организации.

В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт окружающей нас действительности. При  этом основные задачи познания заключаются  в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации  природы и человеческой деятельности, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей  их развития и роли «в экономии мирового процесса».

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений.

Поскольку самоорганизующиеся, регулируемые процессы характерны для всех сложных  организационных систем, объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его  основных подсистем до первичных  предпринимательских, государственных  и общественных организаций.

Предмет теории организации – организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. Многообразие видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через введенные А.А. Богдановым регулирующие механизмы: конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой); ингрессии («вхождение», образование связующего промежуточного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности); дезингрессии («вхождение», образование нейтрализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности); цепной связи (объединения посредством общих звеньев); отбора и подбора, стихийно регулирующих мер; бирегуляции (обратной связи), эгрессии и дигрессии (централистский и скелетный способы формирования комплексов). Таким образом, теория организация есть теория организационных отношений.

В предмет теории организации целесообразно  включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности.

Все категории теории организации  можно разделить на три относительно самостоятельные группы:

Общие категории для большинства  социальных наук (общество, государство, собственность, рынок, социальная деятельность, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.).

Категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических  системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная, неформальная организации, законы организации, организационная  культура и др.).

Категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и  управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация  и др.).

Предложенное разделение на категории  теории организации носит условный характер. В процессе исследования организационных проблем и в  практике организаторской деятельности они применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо». Под методом  понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической  и практической, поэтому понятие  «метод» в равной степени относится  и к теории, и к практике. Научный  метод связан с действиями ученого  и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание процедур для получения нового знания.

В основе формирования метода лежат  свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, обладающего определенными  потребностями, возможностями и  способностями. Таким образом, научный  метод является одновременно и результатом  научной деятельности человека и  средством его дальнейшей работы.

Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.

К основным методам теории организации  относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный  и др.

Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями.

Абстрактно-аналитический метод позволяет устанавливать законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется либо путем вычисления исследуемого явления из некоторой целостности, либо путем составления обобщенной картины изучаемого явления, либо путем замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой.

Суть сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем.

Эффективность применения сравнительного метода в практической организаторской  деятельности, научном исследовании определяется правилами, выработанными  многовековым исследовательским опытом:

Информация о работе Лекции по «Теория организации»