Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:06, курсовая работа
Цель работы: изучить существующие положения об управлении учреждение, проанализировать принципы управления и предложить пути совершенствования системы управления МДОУ Д/С №10.
Задачи:
- ознакомиться с элементами и функциями управления;
- систематизировать полученные сведения;
- ознакомиться с основами управления в МДОУ Д/С №10,(дав при этом характеристику предприятия, изучив организационную структуру);
-предложить пути совершенствования системы управления в МДОУ Д/С №10;
- сделать соответствующие выводы.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управление выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
Менеджмент - система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» является аналогом термина «управление». Управление относится к сферам: управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.
Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.
Представления о роли управления, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации.
Система управления опирается на выработанные и обоснованные элементы управления (законы, функции и принципы).
Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур. Ранее руководители муниципальных предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности работы, об увеличение прибыли, так как предприятие не является собственностью начальника или директора. В эффективном управлении большое значение играют: разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д.
Объектом исследования в данной курсовой работе является МДОУ Д/С №10.
Предметом исследования является процесс управления МДОУ Д/С №10.
- ознакомиться с элементами и функциями управления;
- систематизировать полученные сведения;
- ознакомиться с основами управления в МДОУ Д/С №10,(дав при этом характеристику предприятия, изучив организационную структуру);
-предложить пути
- сделать соответствующие выводы.
Глава 1. Теоретические основы управления
Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями. В науке управления также имеются свои законы и закономерности. Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) законов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между системой управления и социальной средой. Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления1.
Закономерные (законом обусловленные) структурные и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий. Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта.
Роль законов управления выражается в том, что они:
Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления.
Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) между процессами и явлениями. В этом аспекте закон управления - зависимость «выхода» системы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризующих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.
Категория «закон» относится к той же группе категорий, что и «закономерность». Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
В теории управления понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования или как часть закона.
На основе данной методологии сформулированы законы организации Э.А. Смирновым и другими учеными. Это закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информированности - упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности и др. законы. Законы организации и законы управления - идентичны. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.
М. Г. Лапуста в данном контексте формулирует законы управления при использовании ИСУ (информационных систем управления).
Во-первых, закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством набора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
Во-вторых, закон перехода информированности в компетентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эффект, скачкообразно повышающий компетентность и потребность в получении новой информации.
В-третьих, закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет применения эффективных технологий управления. Известно, что основу административных методов составляет координация, предусматривающая развитую систему административных мер. Администрирование - это признак слабой профессиональной компетенции руководителя. Основу организационных методов управления, согласно данной концепции, составляют планирование и организация (например, это бизнес-план или организационное проектирование)3.
Объективность законов проявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, но знание законов и умение его применить является ключевым фактором повышения эффективности управления. В теории управления этим ключевым фактором считаются принципы управления.
Принцип (от лат. «начало, основа») – это основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.
Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления. Авторы, основываясь, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к определению их сущности, классификации, эволюции.
И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента - это общие закономерности, отражающиеся при постановке практических задач управления. В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда4.
Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: « ... принципы не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». Люди в процессе своей деятельности делают обобщения закономерностей, то есть познают и формулируют принципы, которые используют для совершенствования этой деятельности. Представляется обоснованной трактовка принципов управления, предложенная авторами учебника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в котором под принципами управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы)5.
Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов.
Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление организацией осуществляется посредством исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют линию поведения менеджеров.
Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Принципы в менеджменте изменяются. Время меняет и язык науки, и терминологию, и формулировку принципа в зависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента. Классик научного менеджмента представитель административной школы А. Файоль говорил: «Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство ... занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением». Его 14 принципов не бесспорны. Их можно считать рекомендациями к организации управления, в то время как принципы являются основанием системы, обобщают явления в той области знания, из которой они абстрагированы.
Принципы управления должны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражающих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребности практики6.
В.И. Рыкунов считает, что целесообразно исходить из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления целесообразно использовать виды деятельности, которые в совокупности составляют управление как социальное явление. Компонентами управления, с его точки зрения, являются работа с информацией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала.
Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: