Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:22, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что около пятой части всего рынка безалкогольных напитков в Беларуси приходится на долю кофе (в пересчете на выпитые литры), и объем потребляемого кофе продолжает увеличиваться. Лишь летом помимо чая белорусский потребитель отдает предпочтение сокам, водам и пиву. В остальные сезоны года безусловный фаворит потребления – чай, а следом за ним всегда следует кофе.
Введение
1 Состояние производства и потребления кофе в Республике Беларусь
2 Химический состав и пищевая ценность кофе.
3 Классификация, ассортимент и фальсификация кофе.
4 Особенности технологии производства кофе
5 Оценка качества согласно требованиям ТНПА.
Заключение
Список использованных источников
Приложение
1 Состояние
производства и потребления
Относительно происхождения кофе существует немало легенд. Первая достоверная информация относится к IX веку до н.э., когда знаменитый врач Авиценна рекомендовал своим пациентам кофе в качестве лекарства.
Издавна кофе считается благородным напитком, который производится на основе обжаренных зерен, собранных с кофейного дерева. Кофе оказывает бодрящее стимулирующее воздействие на организм, благодаря содержанию в его зернах кофеина.
Своё название получило от названия Эфиопской юго-западной области Каффа. Если верить одной из легенд появления кофе, именно в Каффа были открыты тонизирующие свойства этого напитка. Далее кофе распространился и в соседней Эфиопии, Аравии, особенно в Йемене. Достаточно длительный период времени Йемен оставался единственным поставщиком кофе на мировой рынок.
В Европейские страны кофе попал в конце семнадцатого столетия. Вначале он распространился в Венеции, а далее в Италии, где и была открыта первая в мире кофейня.
Напиток распространялся довольно быстро, и уже в начале восемнадцатого века он был известен во всех странах Европы, скандинавских странах и странах Северной Америке. Далее его путь лежал в страны Центральной и Южной Америки.
На сегодняшний день кофе является одним из самых популярнейших и любимых напитков. Ведь наслаждаясь этим напитком, заряжаешься бодростью на весь день. Мудрецы утверждали, что люди, которые потребляют его, непременно окажутся в раю. Кофе облегчает общение людей, вдохновляет на открытия и свершения, снимает усталость, а для большинства жителей планеты кофе - источник удовольствия.
Очень трудно переоценить важность рынка кофе в объеме глобальной экономики. Оборот, связанный с кофе, занимает в статистике мировой торговли второе место после нефти, что свидетельствует о важной роли кофе в мировой экономике. В культивировании кофе, его обработке, продаже, транспортировке и маркетинге трудятся миллионы людей во всем мире. Кофейная доля экономик некоторых развивающихся и наименее развитых стран составляет до 80% от общенационального экспорта и даже ВВП [2, с. 9]
Ситуацию на белорусском рынке кофе во многом определяют культура и традиции его потребления - в Беларуси кофе пьют очень мало. Среднедушевое потребление кофе в Беларуси составляет всего 200-300г в год, т.е. в целом емкость белорусского кофейного рынка колеблется в пределах 2-3 тыс. т. В ходе маркетингового исследования выявили – 21% жителей РБ вовсе не покупают и не потребляют его. Для сравнения: россияне выпивают уже до 1 кг кофе на человека, притом что по оценкам экспертов российской Организации производителей кофе, объединяющей ведущие российские и международные компании, ежегодно рынок прирастает на 10% и в нынешнем составит около 90 тыс. т. Значительно больше пьют кофе в Европе - немцы выпивают около 7-8 кг в год, а в Финляндии среднедушевое потребление кофе достигает 15 кг.
Объем рынка кофе составляет от 60 до 75 млн. USD с ежегодным приростом около 10%. Притом растет как количество продукта, так и его цена. Согласно статданным, импорт только натурального кофе в 2008 г. увеличился с 1,893 до 2,446 т в сравнении с 2007-м, а производство крупными отечественными предприятиями за год выросло с 228 до 313 т. За последние пару месяцев стоимость кофе в розничной продаже поднялась на 10-20%. Специалисты прогнозируют сохранение этой тенденции, ссылаясь на повышение мировых котировок на биржах, а также усложнение деятельности ИП.
Кофе, поступающий на белорусский рынок, закупается через ведущих европейских продавцов из Гамбурга, Амстердама, Гдыни. Они делают закупки для компании на товарных биржах Нью-Йорка и Лондона, где традиционно продается кофе. В частности, наиболее предпочитаемый белорусами сорт "Арабика" выращивают в Колумбии, Бразилии, Коста-Рике, Гватемале, Никарагуа, Индии, Кении, Танзании, Эфиопии, Замбии, Зимбабве. Более неприхотливый сорт "Робуста" растет во Вьетнаме, Индонезии, Камеруне и Кот-д,Ивуаре. Как правило, для дегустации от партнеров поступают самым тщательным образом троекратно проверенные еще на плантациях образцы кофейных зерен.
Структурируя белорусский рынок кофе, можно выделить пять основных сегментов: растворимый, зерновой, молотый кофе, кофейные смеси и напитки. Особенность белорусского рынка – потребление большого количества растворимого кофе и смесей, основное преимущество которых обеспечивается за счет удобства приготовления и невысокой цены. Группа «растворимый кофе» представлена на российском рынке тремя основными разновидностями: сублимированным, агломерированным, порошковым.
Несмотря на тенденцию к росту доли натурального (зернового и молотого) кофе, понадобится продолжительное время, чтобы пропорции потребления кофе приблизились к европейским (по данным международной кофейной ассоциации, в большинстве европейских стран, например в Германии, уровень потребления молотого кофе достиг 80%).
Тенденции на белорусском рынке кофе не выходят за рамки общемировых. На первоначальной стадии развития рынка возрастает потребление растворимого кофе, а затем, по мере его развития, акценты смещаются в сторону увеличения доли натурального (зернового и молотого) кофе. При этом изменяется структура потребления за счет увеличения продаж качественных марок растворимого кофе (гранулированный и сублимированный кофе). Одновременно возрастает и потребление натурального кофе – сначала молотого, а затем и зернового.
Ведущие иностранные брэнды в Беларуси: Нескафе, Пеле, Якобс, Жокей. Основной источник импорта - Россия, откуда на наши прилавки поступает порядка 70%.
Отмечается, что в местных условиях реально производить кофе, сопоставимое по качественным характеристикам с мировыми брэндами. Однако сделать это сложно по ряду причин. В частности, высокий пороговый вход на рынок. Только линия оборудования по производству агломированного напитка обойдется до 10 млн. USD, сублимированного от 10 млн. USD (организовать выпуск кофе в зернах выйдет дешевле). Также очень высоки рекламные затраты и логистика (например, процесс доставки колумбийского кофе доходит до полугода), что вкупе с отсутствием свободных ниш (перспективно выглядит только продажа дорогого кофе на развес).
В соответствии с постановлением Совета министров от 27 мая 2006 года № 669 в Беларуси, в перечень потребительских товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками, были включены кофе (жареный и нежареный, с кофеином или без кофеина), растворимый кофе, заменители кофе. В результате чего, специалистами отмечено увеличение на 30% объемов реализации кофе и чая после ввода маркировки этой продукции в Беларуси. Маркировка кофе и чая позволила упорядочить рынок этой продукции в республике.
С 1 января 2008 г
Правительством Беларуси приняты
меры по развитию в стране
импортозамещающих производств
потребительских товаров,
Наиболее значительные
преференции получат
Для производителей кофе предусматривается льгота: освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе сырья, материалов, комплектующих и оборудования, используемых предприятиями для собственного производства товаров. Льготы будут предоставляться при осуществлении нового капитального строительства и организации нового производства потребительских товаров, а также при наращивании объемов их производства.
Необходимо отметить, что ежегодно белорусский рынок пополняется новыми кофейными продуктами. Так, в 2008 году ОАО "Белбакалея" – крупный оптовик на белорусском рынке – начало поставки в республику элитного датского кофе "Меррилд".
Отметим, на потребительские предпочтения белорусов значительно влияет степень известности бренда. На белорусском рынке кофе присутствует большое количество разнообразных торговых марок и на таком насыщенном рынке сложно закрепиться новому бренду.
В настоящее время
компания импортирует кофе "Merrild
in cup" особо мелкого помола (100%
арабика средней степени
Помимо импортируемого кофе "Меррилд", "Белабакалея" предлагает широкий ассортимент кофе других торговых марок. В частности, компания реализует кофе, произведенный в РФ, Польше, Италии, Германии, Чехии. Это такие бренды, как "Нескафе", "Жокей", "Чибо", "Пеле", "Черная карта", "Лавацца", "Грандос" и другие. Предприятие предлагает растворимый, молотый кофе, а также кофе в зернах. Как правило, кофе расфасовано в вакуумные пакеты по 50, 100, 250 и 500 г и стеклянные банки по 100 и 500 г. Также в ассортименте компании присутствует кофе в разовых пакетах мелкой фасовки.
По словам специалистов, наиболее востребованными упаковками являются стеклобанка емкостью 100 г (растворимый кофе) и вакуумный пакет емкостью 250 г (молотый кофе). Самыми популярными марками кофе являются "Жокей", "Нескафе" и "Чибо". Так, ТМ "Жокей" занимает 60-70% в объеме реализации молотого кофе, ТМ "Нескафе" и ТМ "Чибо" – соответственно 70-80% и 15% в общем объеме реализации растворимого кофе. [20]
Также 10 марта 2008 года Белорусское предприятие «МинБакалеяТорг» подписало с венесуэльским предприятием по производству и переработке кофе «Café Venezuela» первый контракт на поставку начальной партии кофе собственной торговой марки в количестве 20 тонн. В течении 1-го месяца присутствия данного кофе на отечественных прилавках было реализовано около 7 тонн венесуэльского кофе. Данное сотрудничество реализуется в рамках государственной программы. Министерство торговли отмечает высокое качество данного продукта и отмечает, что при отсутствии рекламаций сотрудничество с зарубежными партнерами будет продолжаться.
Рынок кофе, также, представлен и отечественными производителями, такими как ОАО "Барановичский комбинат пищевых продуктов» ОАО "Белкофе, ИП "Икартайм", ОАО "Белкофе".
В последнее время белорусы все большее предпочтение отдают натуральному кофе. Если еще несколько лет назад его сегмент составлял 18% потребляемого кофе, то сегодня - уже 39%. Белорусский потребитель отказывается от дешевых сортов кофе, что способствует росту производства высококачественного продукта.
Поэтому национальный производитель осуществляет инвестиции по следующим направлениям: расширение ассортимента, раскрутку новых марок кофе, внедрение новых и совершенствование уже имеющихся технологий производства кофейных продуктов.[10, с. 8]
Таким образом, кофе является одним из наиболее важных товаров во всем мире, уступая по товарообороту лишь таким товарам, как, например, сырая нефть. Кофейный рынок никогда не находился в стабильном состоянии. Периоды повышенного спроса и высоких цен сменяются периодами перепроизводства и снижения цен. Именно в таком сложном состоянии находится кофейный рынок последние несколько лет. Рынок Республики Беларусь представлен широким ассортиментом различного вида кофе, как национальных, так и зарубежных производителей. Значительную долю белорусского рынка кофе занимает растворимый кофе.
Главной задачей для Правительства является развитие производства кофе внутри республики и снижения импорта кофейных продуктов. В этом направлении принято ряд мер, обеспечивающих поддержку отечественным производителям.