Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:43, курсовая работа
Цель работы: провести оценку качества кваса, реализуемых в торговых предприятиях г.о. Кинель.
Задачи работы:
1) проанализировать современный рынок кваса реализуемой на территории Российской Федерации и г.о. Кинель;
2) провести маркетинговые исследования с целью выявления предпочтений потребителей кваса;
3) провести экспертизу качества кваса по органолептическим и физико-химическим показателям.
4) рассчитать конкурентоспособность кваса торговых марок, реализуемых на территории г.о. Кинель и предложить пути повышения конкурентоспособности и совершенствования ассортимента кваса.
Прозрачность, цвет, вкус, аромат, резкость (насыщенность СО2), оценивали по 5-ти бальной шкале. Для базовой модели все оцениваемые органолептические показатели качества равны 5 баллам, а по физико-химическим – берутся в фактическом выражении и должны соответствовать требованиям действующего стандарта.
Рассчитаем относительные показатели потребительских свойств кваса.
g i= Pi/Pбаз
где g i - относительный единичный показатель конкурентоспособности;
Pi - значение i-го единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара;
Pбаз - значение i-го единичного показателя конкурентоспособности базового товара.
Таблица 7
Относительные показатели потребительских свойств кваса, реализуемых в торговых предприятиях г.о. Кинель
Показатели |
Наименования торговых марок | ||||||
«Очаково» |
«Никола» |
«Русский квас» |
«Настоящий» |
«Букет чувашии» |
«Золотой колос» |
«Хлебный квас» | |
Прозрачность, балл |
0,98 |
0,92 |
0,94 |
1,0 |
0,98 |
0,38 |
0,88 |
Цвет, балл |
1,0 |
0,98 |
0,98 |
1,0 |
0,92 |
0,52 |
0,92 |
Вкус, балл |
0,88 |
1,0 |
0,82 |
0,80 |
0,86 |
0,42 |
0,74 |
Аромат, балл |
0,88 |
0,92 |
0,80 |
0,88 |
0,74 |
0,46 |
0,88 |
Резкость (насыщенность СО2), балл |
0,82 |
0,88 |
0,82 |
0,88 |
0,88 |
0,60 |
0,82 |
Известность торговой марки, балл |
1,0 |
1,0 |
0,60 |
0,60 |
0,80 |
1,0 |
0,4 |
Кислотность, к. ед. |
0,66 |
0,95 |
0,95 |
0,85 |
0,80 |
0,46 |
0,98 |
Содержание сухих веществ,% |
0,67 |
0,56 |
0,44 |
0,56 |
0,88 |
0,85 |
0,69 |
Объёмная доля спирта, % |
0,50 |
0,33 |
0 |
0,66 |
0,50 |
0,6 |
0 |
Массовая доля двуокиси углерода, % |
0,79 |
0,81 |
0,79 |
0,86 |
0,83 |
0,66 |
0,86 |
Рассчитаем комплексный показатель конкурентоспособности кваса по потребительским свойствам. Относительные показатели потребительских свойств умножаем на весомость единичных показателей:
Iк«Очаковский»=0,98*0,12+1,0*
Iк«Никола»=0,92*0,12+0,98*0,
Iк«Русский
квас»=0,94*0,12+0,98*0,12+0,
0,60*0,04+0,95*0,10+0,44*0,05+
Iк«Настоящий»=1,0*0,12+1,0*0,
Iк«Букет
чувашии»=0,98*0,12+0,92*0,12+
0,80*0,04+0,80*0,10+0,88*0,05+
Iк«Золотой
колос»=0,38*0,12+0,52*0,12+0,
1,0*0,04+0,46*0,10+0,85*0,05+
Iк«Хлебный
квас»=0,88*0,12+0,92*0,12+0,
0,40*0,04+0,98*0,10+0,69*0,05+
Рассчитаем комплексный экономический показатель конкурентоспособности. Для расчета комплексного экономического показателя, необходимо знать цену каждого исследуемого кваса и среднюю цену, сложившуюся на рынке. Средняя цена кваса, сложившаяся на рынке, составляет 35 рублей за 1л.
Таблица 12
Цена реализации кваса
(в пересчете за бутылку емкостью 1 л)
Показатель |
«Очаковский» |
«Никола» |
«Русский квас» |
«Настоящий» |
«Букет чувашии» |
«Золотой колос» |
«Хлебный квас» |
Объём бутылки, л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Цена за 1 бутылку, руб. |
54,0 |
63,0 |
55, |
56,0 |
46,0 |
42,0 |
32,0 |
Цена в пересчете на бутылку емкостью 1 л, руб. |
27,0 |
31,5 |
27,5 |
28,0 |
30,6 |
28,0 |
21,3 |
Расчет комплексного экономического показателя конкурентоспособности кваса:
Iэ«Очаковский»=27,0/35=0,77;
Iэ«Никола»=31,5/35=0,90;
Iэ«Русский квас»=27,5/35=0,79;
Iэ«Настоящий»=28,0/35=0,80;
Iэ«Букет чувашии»=30,6/35=0,87;
Iэ«Золотой колос»=28,0/35=0,80;
Iэ«Хлебный квас»=21,3/35=0,61;
Результаты оценки комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским свойствам и комплексного экономического показателей конкурентоспособности кваса, представлены в таблице 11.
Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности по формуле:
К= Iнорм* I / Iэ (4.1.5.)
где Iнорм - нормативный показатель конкурентоспособности, если товар соответствует ГОСТ, то он равен 1. Если товар не соответствует ГОСТ, то Iнорм=0.
Так как, К<1, то оцениваемый
товар имеет более низкий уровень
конкурентоспособности и
Таким образом, мы 1 умножаем на комплексный показатель конкурентоспособности. Интегральный показатель конкурентоспособности каждого исследуемого кваса, равен:
К «Очаковский»=1*0,85/0,77=1,10;
К «Никола»=1*1,72/0,90=1,91;
К «Русский квас»=1*0,81/0,79=1,03;
К «Настоящий»=1*0,86/0,80=1,08;
K «Букет чувашии»=1*0,84/0,87=0,97;
К «Золотой колос»=1*0,54/0,80=0,68;
К «Хлебный квас»=1*0,81/0,61=1,33;
Таблица 13
Показатели
Показатели конкурентоспособности |
Наименования торговых марок | |||||||
«Очаковский» |
«Никола» |
«Русский квас» |
«Настоящий» |
«Букет чувашии» |
«Золотой колос» |
«Хлебный квас» | ||
Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, I |
0,85 |
0,72 |
0,81 |
0,86 |
0,84 |
0,54 |
0,81 | |
Комплексный экономический показатель конкурентоспособности, I |
0,77 |
0,90 |
0,79 |
0,80 |
0,87 |
0,80 |
0,61 | |
Интегральный показатель конкурентоспособности, К |
1,10 |
1,91 |
1,03 |
1,08 |
0,97 |
0,68 |
1,33 |
Анализ конкурентоспособности кваса показал, что наиболее конкурентоспособными являются томаты маринованные торговой марки «Никола». Это обусловлено наилучшими их потребительскими свойствами и ценой реализации ниже средней, сложившейся на рынке. Квасы торговых марок «Букет чувашии» и «Золотой колос» имеют самые низкие интегральные показатели конкурентоспособности. Это связано с тем, что по качеству они не отличаются от продукта других торговых марок, но отличаются максимальной ценой реализации. Следует также отметить, что квасы торговых марок «Очаковский», «Русский квас», «Настоящий» и «Хлебный квас» имеют достаточно высокий показатель конкурентоспособности, но это обусловлено низкой ценой реализации при этом комплексные показатели конкурентоспособности по потребительским свойствам у кваса данных торговых марок самые низкие из всех испытуемых объектов.