Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:24, отчет по практике
Задачи практики:
- овладеть навыками работы товароведа в торговом предприятии;
- научиться оперативно реагировать на быстроизменяющийся спрос потребителей;
- уметь формировать оптимальный ассортимент товаров для конкретных групп потребителей;
- ориентироваться в конъюнктуре рынка и грамотно формировать товарную политику конкретного предприятия;
- уметь работать с товарно-сопроводительной и технической документацией на торговом предприятии.
Введение…………………………………………………………………...4
1. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности торгового предприятия………………………………………………………………...5
1.1. Общая характеристика предприятия. Структура аппарата управ-ления, его организационная схема, структурные подразделения, персонал…5
1.2. Основные экономические показатели работы торгового предприятия………………………………………………………………………………8
1.3. Характеристика материально-технической базы предприятия...10
1.4. Планировка торгового предприятия……………………………..11
1.5. Технологическое оборудование торгового зала и подсобных помещений………………………………………………………………………….12
1.6. Предложения по техническому перевооружению и совершенствованию процессов торговли………………………………………………….…..17
2. Принципы формирования ассортиментной политики торгового
Предприятия………………………………………………………………19
2.1. Структура ассортимента, широта, полнота, степень новизны и
устойчивости ассортимента торгового предприятия………………….19
2.2. Анализ, направления развития, совершенствования, обновления
Ассортимента……………………………………………………………23
2.3. Предложения по рационализации ассортиментной политики
Предприятия……………………………………………………………...24
3. Организация закупок и заказов товаров…………………………26
3.1. Организация, порядок и сроки заключения договора поставки….26
3.2. Принцип работы торгового предприятия с поставщиками....….30
3.3. Предложения по работе с поставщиками, с организацией закупок………………………………………………………………………………..33
4. Порядок проведения количественной и качественной приемки товаров………………………………………………………………………….35
4.1. Анализ процедуры приемки товара по количеству и качеству
(на примере конкретной группы товаров)……………………………35
4.2. Порядок приемки, перечень сопроводительных документов,
участники приемки……………………………………………………..37
4.3. Претензии к поставщикам за поставку товаров ненадлежащего
качества; претензии со стороны покупателей по качеству товаров
за последние два года …………………………………………………43
5. Перечень, правила и порядок оформления товарно-сопроводительных документов при осуществлении коммерческой деятельности……………………………………………………………………………..…46
6. Основные виды и способы идентификации товара…………...…48
6.1. Современные средства автоматической идентификации товаров..52
7. Порядок проведения экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров………………………………………………………….55
7.1. Организация проведения товарной экспертизы………………...55
8. Особенности продажи непродовольственных товаров………..59
9. Особенности продажи продовольственных товаров…………..65
10. Ознакомление с работой материально-ответственного лица; должностной инструкцией товароведа и коммерческого директора……….69
11. Анализ условий и сроков хранения товаров на торговом предприятии,………………………………………………………………………….76
11.1. Ознакомление с техникой укладки товаров на хранение……….76
11.2. Внесение предложений по улучшению организации хранения
Товаров………………………………………………………...…………..81
12. Использование компьютерных технологий в торговом процессе82
Заключение………………………………………………………………84
Список литературы………………………………………………………85
Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента.
Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Ш ), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Ш ).
Ку = У / Шд ,
где У – количество товаров, пользующихся устойчивым спросом.
Устойчивость – 3 наименования;
Широта действительная – 7 наименований.
Ку =3/7=0,43
Рассчитаем степень новизны ассортимента. Новизна ассортимента товаров —способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет использования (потребления) новых товаров.
Новизна ассортимента характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени. Новизна товаров определяется коэффициентом новизны ассортиментного перечня, Ко:
Ко = Ро / Рф, где:
Ро — количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.;
Рф — среднее количество разновидностей, ед.
Ко=1/17=0,06
Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий. Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). Обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка.
Структура ассортимента магазина «Пятью Пять»№22 в 2012 году представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1 – «Структура ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров в магазине «Пятью Пять»
Структура ассортимента продовольственных товаров магазина представлена на диаграмме 2
Диаграмма 2 – «Ассортимент
продовольственных товаров
2.2 Анализ, направления развития, совершенствования, обновления ассортимента
Проведенный анализ показал,
что магазин имеет
Обновление ассортимента - это процесс замены устаревших образцов продукции на современные и технически совершенные или выпуск принципиально новой продукции. Иногда его отождествляют с простым расширением ассортимента продукции. Перспективным направлением анализа является расчет доли продукции, которая имеет товарные знаки, зарегистрированные в отечественных и международных организациях. Наличие товарного знака на какую-то продукцию и защита его на потребительском рынке свидетельствуют об оригинальности изделия, его высокое и стабильное качество.
Следует также учитывать, что продукция с хорошо известными товарными знаками, которая имеет постоянный спрос, - это объект постоянного копирования и даже фальсификаций. Поэтому требуют обязательного решения проблемы, связанные с защитой торговой марки, в том числе в судебном порядке.
При анализе ассортимента ее выпускает предприятие, необходимо учитывать, насколько этот ассортимент является традиционным, новые виды товаров самостоятельно разработаны и внедрены в производство, а какие произведено по лицензиям или при соучастии других фирм. Предприятие должно позаботиться о надлежащие документы, удостоверяющие право пользования технологиями или товарными знаками других фирм и корпораций.
2.3 Предложения по рационализации ассортиментной политики предприятия
Политика ассортиментов товара - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
Рационализация существующего ассортимента предполагает:
• снятие с производства изделий, не пользующихся спросом или уменьшение объема выпуска изделий, имеющих ограниченный сбыт ;
• увеличение объемов выпуска изделий, пользующихся повышенным спросом потребителей;
• разработку
планов выпуска конкретного
• выдачу заданий конструкторам, технологам, дизайнерам на разработку нового ассортимента продукции с учетом запросов потребителей;
• формирование накопительной картотеки на весь вырабатываемый ассортимент продукции с указанием потребительских свойств отдельных видов изделий;
• составление конъюнктурных обзоров;
Также как и на стратегическом уровне управления ассортиментом, на оперативном, который подразумевает работу с развернутым ассортиментом товаров, при принятии решений уделяется основное внимание двум факторам: соответствию ассортимента внешней среде (рынку) и заданной прибыльности.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК И ЗАКАЗОВ ТОВАРОВ
3.1 Организация, порядок и сроки заключения договора поставки
Одним из этапов коммерческой деятельности является выявление и изучение источников поступления, выбор поставщиков, каналов продвижения товаров. Ответственность за это насеет менеджер по снабжению. Очень важно выявить, изучить и выбрать наиболее подходящие источники поступления товаров, в которых будет осуществляться закупка.
Многообразие поставщиков зависит от разнообразия ассортимента вырабатываемых товаров. Возникает необходимость всестороннего изучения источников поступления товара с точки зрения ассортимента и объема производимых товаров, условий поставки и других факторов.
Коммерческие работники должны посещать производственные предприятия, т.е. поставщиков изготовителей, для знакомства с объемом ассортиментом и качеством выпускаемой продукции, а также для изучения производственных возможностей потенциальных поставщиков. Следует постоянно следить и анализировать рекламные объявления в средствах массовой информации, проспекты, каталоги и другая информация о производстве.
Тщательный анализ полученной
информации позволит торговому предприятию
составить необходимое
Кроме учета работы с постоянными поставщиками, следует вести учет и повседневно регистрировать производителей товаров, еще не связанных договорными отношениями.
К поставщикам товаров
относятся конкретные предприятия
различных источников поступления,
т.е. тех или иных отраслей народного
хозяйства, различной производственно-
Закупка товара является важной составляющей частью коммерческой деятельности торговых предприятий. Они дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для торговой сети, осуществлять воздействие торговли на производство в соответствии с требованиями покупательского спроса. Правильно организационные закупки товаров являются необходимым условием создания оптимальных товарных запасов, повышения товарооборачиваемости, получения прибыли и удовлетворения спроса населения. Весь процесс закупочной работы состоит из предварительных, собственно-закупочных и заключительных коммерческих операций.
К предварительным операциям по закупке относятся:
• Изучение покупательского спроса
• Изучение источников поступления и поставщиков товаров
• Составление заявок и заказов на поставку товаров
• Разработка преддоговорных требований к поставщикам и условиям поставки.
Собственно-закупочные операции включают в себя:
• Заключение договоров и разовых сделок на поставку товаров
• Уточнение развернутого ассортимента поставляемых товаров
• Приемку товаров и их оплату поставщикам
Договор поставки является одним из самых распространенных в хозяйственной деятельности. Именно данным договором оформляется купля-продажа товара между субъектами предпринимательской деятельности. Процесс заключения данного вида договора зачастую слишком формально, что ведет к возникновению в дальнейшем правовых споров между сторонами. Кроме того, существует ряд юридически сложных вопросов, возникающих при заключении договора поставки.
Договор поставки товаров имеет свои особенности:
1. Существенные (обязательные) условия договора:
- предмет: наименование товара, его ассортимент, качество, количество, цвет, вес, тара, упаковка, технические характеристики и т.д.
- срок поставки: период времени, в который поставщик должен передать товар покупателю.
2. Обычные условия, которые не влияют на действительность договора, но которые тоже необходимо точно определить:
- Порядок поставки товаров, доставка.
Поставка осуществляется путем отгрузки товара поставщиком получателю, который указан в договоре. Сам порядок отгрузки осуществляется в соответствии с отгрузочной разнарядкой, которую вы составляете на основании договора.
Доставка товаров
- Недопоставка товаров.
Если поставщик, по каким бы то ни было причинам, недопоставил нужное количество товаров, он обязан восполнить эту недопоставку в том ассортименте, который указан в договоре и соответствует периоду поставки. Покупатель оплачивает товары «по факту», то есть только ту часть товаров, которая уже поставлена. При этом поставщику нельзя заменить недопоставку товаров одного вида (ассортимента) «перепоставкой» товаров другого вида.
- Принятие товара.
В договоре указывается место (адрес), куда будет поставляться товар, а также лицо, которое будет принимать его и проверять.
Так же, как и в договоре купли-продажи, покупатель обязан принять и проверить поставленный товар. В том случае, если покупатель выявит какие-либо недостатки, он обязан незамедлительно письменно сообщить об этом поставщику.
- Ответственное хранение. Покупатель может отказаться от принятия товара в случаях, предусмотренных законом или договором (например, если товар поставлен досрочно, в большем количестве, или в ассортименте, который не соответствует договору). В этом случае он обязан обеспечить сохранность товара и уведомить об этом поставщика. Поставщик, в свою очередь, должен вывезти товар и возместить расходы, понесенные в связи с хранением. Однако если покупатель отказывается принять товар без установленных в договоре или законе оснований, у поставщика возникает право потребовать оплаты товара.
- Выборка товара. Помимо
непосредственной поставки
- Порядок расчетов. Порядок
расчетов тоже лучше
- Тара и упаковка. Товар
поставляется в таре и
- Поставка некомплектных
товаров и товаров