Понятие о качестве. Определение качества. Роль качества продукции в товароведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Международный стандарт ИСО 9000:200 определяет качество, как «практическое воплощение потребностей и ожиданий; техническое свойство объекта, относящееся к потребностям и ожиданиям». То есть, под качеством подразумевается совокупность различных характеристик рассматриваемого объекта, относящиеся к способностям удовлетворять потребности. Существуют различные степени удовлетворения качеством, такие как «хороший», «высокий», «плохой», «низкий», «средний». Эти степени взаимосвязаны с требованием к качеству.

Содержание работы

Понятие о качестве, определение 3
Свойства и показатели качества 3
Значения показателей качества 4
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества 5
Оценка качества
Градации качества 6
Роль качества продукции в товароведении 7
Товароведение и экспертиза рыбных товаров
Классификации 8
Анализ и оценка свойств 9
Пример на основе предприятия 10
Особенности и требования, предъявляемые к транспортировке, хранению, упаковке и маркировке выбранного товара 11
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

товароведение.docx

— 403.66 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра коммерческой деятельности и  предпринимательства

 

Контрольная работа по дисциплине

ТОВАРОВЕДЕНИЕ И  ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ

 

Вариант № 6

 Выполнил: ______________________________________________________

                                                                        (Фамилия И.О.)

студент ___  курса ________ специальность __________________________

                                (срок обучения)

 

группа_______ № зачетной книжки__________________________________

Подпись: ________________________________________________________

Преподаватель: __________________________________________________

                                (Фамилия И.О.) 

Должность:  _____________________________________________________

уч. степень, уч. звание 

Оценка:  _____________  Дата:______________________________________

Подпись: ________________________________________________________

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

План:

Понятие о качестве. Определение качества. Роль качества продукции в товароведении

Понятие о качестве, определение                                                            3

Свойства и  показатели качества                                                            3

Значения показателей  качества                                                             4

Номенклатура  потребительских свойств и показателей  качества    5

Оценка качества

Градации качества                                                                                   6

Роль качества продукции в товароведении                                           7

Товароведение и  экспертиза рыбных товаров

Классификации                                                                                      8

Анализ и оценка свойств                                                                       9

Пример на основе предприятия                                                          10

Особенности и  требования, предъявляемые к транспортировке, хранению, упаковке и маркировке выбранного товара                     11

Список литературы                                                                           13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о качестве. Определение понятия качества. Роль качества продукции в товароведении.

Понятие о качестве, его определение.

Международный стандарт ИСО 9000:200 определяет качество, как «практическое воплощение потребностей и ожиданий; техническое свойство объекта, относящееся к потребностям и ожиданиям». То есть, под качеством подразумевается совокупность различных характеристик рассматриваемого объекта, относящиеся к способностям удовлетворять потребности.

Существуют различные  степени удовлетворения качеством, такие  как  «хороший», «высокий», «плохой», «низкий», «средний». Эти степени взаимосвязаны с требованием к качеству.

Требование качества -  требование, касающееся всей суммы  неотъемлемых характеристик объекта  и их значений. Совокупность характеристик  объекта и их значения являются частью самого объекта. Характеристики, только назначенные объекту (цена), не являются неотъемлемыми характеристиками1. Данные требования могут устанавливаться в нормативных документах или в договорах или предполагаться на основе общепринятой практики организаций, не закрепленной в ее нормативных или технических документах.

В словаре по управлению качеством (ИСО 8402:1994)  есть уточняющие примечания насчет требований. Они  должны полностью отражать потребительские  нужды, охватывать рыночные, внутренние и контрактные требования, могут  быть разработаны, доработаны и детализированы, а так же должны быть выражены на начальной стадии в функциональных терминах и документально оформлены.

Свойства и  показатели качества

Свойство – объективная  особенность продукции или товара, проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойства могут быть простыми или  сложными2.

Простые свойства – охарактеризованы одной особенностью, к примеру, вязкость .

Сложные свойства – совокупность особенностей, комплекс ( к примеру – вредность или полезность чего-либо).

У свойств качества существуют количественные и качественные выражения, показатели. Они являются физическими  и/или нефизическими. Одни и те же показатели могут служить  характеризовать различные свойства товара.

_____________________________________________________________________________1. – Жиряева Е.В.  Товароведение. – СПб:Питер, 2002, - 76с.

2. – Николаева М.А. Теоретические  основые товароведения. – М: Норма, 2007 – 118 с.

Наименование показателя служит качественной характеристикой, а значение –результатом количественного и качественного измерения ( массовая доля продукции на рынке, его процентное выражение) . Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от свойств.

Единичные показатели предназначены  для выражения простых свойств, таких как вес и цвет.

Комплексные показатели предназначены  для выражения сложных свойств (к примеру, оценка вина по цвету, плотности, содержанию алкоголя, выдержке,  вкусу).

Интегральные показатели  определяются как отношение полезного  эффекта от использования продукции  по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение, потребление. Применяется для расчета конкурентоспособности  товаров, однако не берет в расчет многие товароведные характеристики (престижность, ассортимент), поэтому не дает достоверных  результатов по отношению к известным  и престижным маркам 1.

Базовые показатели принимаются  за основу при сравнении характеристик  товара.

Определяющие показатели имеют решающее значение при оценке качества товара ( к примеру марка одежды).

Значения показателей

Оптимальное значение показателя достигается при наиболее полном удовлетворении части потребностей им определяемым.

_____________________________________________________________________________

1. – Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. – М: Норма, 2007 – 120 с.

Действительное значение показателя – абсолютное значение, определяемое одно- или многократным измерением.

Регламентированное значение показателя – установленное нормативными документами.

Предельное значение –  превышение или снижение которого не соответствует действующему нормативному документу.

Допускаемые отклонения –  нормированные пределы отклонений от регламентированного или оптимального значения.

Уровень качества товара  - относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовыми 1.

Номенклатура  потребительских свойств и показателей  качества

Номенклатура потребительских  свойств показателей – это  совокупность свойств показателей, обусловливающих удовлетворение реальных и предполагаемых потребностей:

_____________________________________________________________________________

1. – Кондрашова Е.А., Коник  Н.В., Пешкова Т.А.. Товароведение  продовольственных товаров. –  М: Альфа-М, 2007 – 22-23с. 

  1. Назначение – способность товара удовлетворять физиологические и социальные потребности, потребности их систематизации. Свойства функционального назначения отражают способность товара выполнять их основные функции, социального – индивидуальные и общественно-социальные потребности ;
  2. Надежность – способность товара сохранять функциональное назначение в процессе потребления или хранения в течение заранее оговоренного срока. Критерии – долговечность, безотказность, ремонтопригодность;
  3. Эргономические свойства – способность товара создавать ощущение удобства, комфорта. Свойства – антропометрические (измеряемые характеристики), психологические (душевный комфорт), психолого-физиологические;
  4. Эстетические свойства – способность товара выражать чувственно воспринимаемые признаки форм общественной ценности и удовлетворять эстетические потребности потребителей (внешний вид, состояние поверхности, целостность, совершенство исполнения;
  5. Экологические свойства – способность товара не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при его эксплуатации и потреблении;
  6. Безопасность – состояние , при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.

 

Оценка качества

 

Оценка качества представляет собой совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению  их действительного значения и сопоставлению  с базовыми показателями. Деятельность оценки складывается из :

- выбора номенклатуры  потребительских свойств и их  определяющих показателей;

- определения действительных  значений показателей качества;

- сопоставления действительных  значений измеряемого показателя  с базовым.

Градации качества

Это категории или разряд, присвоенные различным требованиям  к качеству продукции, процессов  или систем, имеющие то же самое  функциональное применение. При принятии решения о покупке потребители  предъявляют определенные требования ко всем характеристикам товара, в  том числе и цене. Товары различных  градаций отличаются по качеству и  цене, удовлетворяя запросы различных  потребителей, чувствительных к качеству , чувствительных к цене.

Деление товаров на градации по качеству позволяет рациональнее использовать ресурсы, которые не утрачиваются, если продукция пониженного качества реализуется по умеренным ценам, а не уничтожается.

Для принятия решения о  градации качества необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей. Стандартом устанавливается товар, соответствующий требованиям  по всем выбранным показателям .

Нестандартный товар –  не соответствующий установленным  требованиям по одному или комплексу  показателей, но не являющимися критическими ( опасными).

Отходы – разновидность  брака с неустранимыми значительными (ликвидные отходы) или критическими  (неликвидные отходы) дефектами.

 В результате получаются  товары нескольких градаций:

- первая, к которой относятся  товары, пригодные к использованию  по назначению;

- вторая, с товарами условно  пригодными для использования  по назначению (нестандартные или  брак с устранимым дефектом);

- третья, опасные товары, непригодные для использования  по назначению (неликвидные отходы  под уничтожение или утилизацию).

Роль качества продукции в товароведении

Как выпуск, так и реализация  должны регулироваться деятельностью  соответствующих контролирующих органов, отслеживающих данные операции по существующим установленным  нормам и показателям  качества для того, чтобы систематизировать  подходящие и отстранить не подходящие по соответствию с градацией  товары/услуги или продукцию. Потребитель должен быть уверен в том, что , при удовлетворении своих потребностей выбранный им товар, продукция или услуга будут соответствовать качеству и техническим нормам, иначе несоответствие нарушит его доверие и он предпочтет отказаться от данного товара с вытекающими последствиями для производителя.

Товароведение и  экспертиза рыбных товаров

Рыбные консервы

Консервами называют продукт, помещенный в герметичную тару (стеклянную или металлическую), нагретый при  строго определенном режиме, обеспечивающем уничтожение тех форм микробов и  их спор, которые в условиях, создаваемых  внутри непроницаемой консервной тары, могли бы вызвать порчу. При этом имеются в виду такие температуры  и такая продолжительность нагрева, которые не влекут за собой заметного  ухудшения товарно-пищевых свойств продукта. Консервированная продукция имеет наиболее длительный срок хранения - несколько лет.

Фасетная классификация - это совокупность нескольких независимых классификаций, осуществляемых одновременно по различным основаниям в которой:

  1. понятия представлены в виде пересечения ряда признаков (фасетной, см. фасет структуры);
  2. классификационные индексы синтезируются посредством комбинирования фасетных признаков в соответствии с фасетной формулой 1.

Пример фасетной классификации:

  1. Цена продукта – средняя
  2. Формация – банка
  3. Вес – 200 грамм
  4. Продукт – консервированная рыба
  5. Срок годности – больше полугода
  6. Произведено  в России
  7. Соответствует ГОСТу

Примеры иерархической классификации:

    1. По виду упаковочного материала ( полиэтилен, стекло, металл…)
    2. По сырьевой группе ( натуральное сырье или полуфабрикат)
    3. По методу обработки (консервы или пресервы)
    4. По видам рыб (красная или белая)
    5. По  составу (рыбные или рыбные с гарниром)
    6. По формации упаковки ( банки, вакуумные упаковки)
    7. По названию рыб ( кетовые, толстолобик и тд)
    8. По производителю (адрес/название комбината, импорт или нет)

_____________________________________________________________________________1. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Пример иерархической  классификации со стороны обычного потребителя, зашедшего приобрести такой товар в магазин:

Потребитель идет купить: консервы, в банке, кетовые, без гарнира, кусочками, в собственном соку, с дальнего востока.

Анализ и оценка потребительских свойств

Показателями безопасности продуктов, вырабатываемых из объектов водного промысла, служат запах (в  продуктах, готовых к употреблению — также вкус), токсичные элементы, пестициды, полихлорированные бифенилы, гистамин (для семейств тунцов, скумбриевых, лососевых и сельдевых), радионуклиды, микробиологические показатели и паразитарная чистота.  Рядовому потребителю прежде всего интересны вкусовые достоинства рыбных продуктов, безопасность и обеспечение принципов здорового питания.

Информация о работе Понятие о качестве. Определение качества. Роль качества продукции в товароведении