Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа
рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности розничных торговых предприятий 4
2. Анализ конкурентоспособности розничного торгового предприятия «Любимые продукты» в условиях рынка совершенной конкуренции за 2010 -2012 гг. ........................................................................................................18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….......................................................................................................18
2.2. Ассортиментная политика магазина «Любимые продукты» и развитие оборота розничной торговли...............................................................................23
2.3. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия.................27
3. Пути повышения конкурентоспособности магазина «Любимые продукты»........................................................................................................38
3.1. Использование мерчендайзинга как инструмента увеличения продаж в магазине «Любимые продукты»……………………………………………..38
3.2. Совершенствование ассортиментной политики………………….............47 3.3.Совершенствование торгово-технологического процесса на предприятии...........................................................................................................51
Заключение 54
Список использованной литературы 60
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра торгового дела и товароведения
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Организация продажи и сервисная деятельность торговых предприятий»
на тему: «Повышение конкурентоспособности розничного торгового предприятия (на примере магазина «Любимые продукты»)»
Специальность 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»
Руководитель:
Допущена к защите _______________________
Защищена на «___» _______________________
Подпись _______________
М и ч у р и н с к 2013 г.
Содержание
В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке потребительских товаров.
В последние годы, как в теории, так и на практике все больше уделяется внимания необходимости комплексного решения проблемы повышения конкурентоспособности торговых предприятий.
Целью квалификационной работы является исследование конкурентоспособности розничного торгового предприятия и разработка основных путей ее повышения.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
- изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
- обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
- провести оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия «Любимые продукты»;
- определить основные направления повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия.
Предметом исследования является конкурентоспособность розничного торгового предприятия «Любимые продукты».
Объектом исследования является розничное торговое предприятие «Любимые продукты»
Период исследования 2010 - 2012 гг.
Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические положения работ отечественных и зарубежных ученых в области товарного обращения, конкуренции, экономики предприятия и торговли.
Информационная база исследования сформирована на основе официальной информации, содержащейся в статистических изданиях Госкомстата РФ, законодательных и нормативных актах России, данных годовых бухгалтерских отчетов розничного торгового предприятия ООО «Любимые продукты», данных экспертных оценок анализа, работ отечественных и зарубежных ученых, а также материалов собственных исследований.
.В процессе исследования применялись следующие методы: монографический, расчётно-конструктивный, маркетинговый.
Задачи и характер проведенного исследования определили объем, структуру и логику изложения работы.
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности розничных торговых предприятий
Категория «конкурентоспособность» относится к числу малоизученных экономической наукой в теоретическом и практическом аспектах. В экономической литературе понятие «конкурентоспособность» имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. Объектом же может выступать как национальная экономика в целом, так и регион или отрасль, предприятие или фирма.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность одних объектов выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) понимают возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической реализации в условиях конкурентного рынка [7] Иначе говоря, показатель конкурентоспособности предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия [10]. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в проведении покупателей, их вкусов и предпочтений.
Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по повышению конкурентоспособности товара.
Повышение конкурентоспособности — это совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы [18].
В категории «конкурентоспособность» выражаются экономические и производственные возможности как одного предприятия, так и страны в целом. Прежде чем рассматривать конкурентоспособность как экономическую категорию, целесообразно обобщить опыт использования этого понятия в исследовательской практике. Будет нелишне отметить, что теория конкурентного экономического поведения нуждается в дальнейшем развитии. В частности, в литературе можно встретить различные трактовки самого понятия конкуренции. Конкуренция может преследовать удовлетворение потребностей потребителя, а может состоять в борьбе за его свободные средства [34]. Именно отсюда можно сделать вывод, что товары могут быть конкурентными, то есть товарами - аналогами, и конкурирующими, применительно к которым правильнее было бы говорить о конкуренции потребностей потребителя. Очевидно, что второй из упомянутых аспектов представляет собой общую а, следовательно, и более неопределенную проблему, которая требует для своего решения специфических методов и средств.
Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О конкуренции»: «Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [12].
Рыночная конкуренция или
конкуренция в самоорганизующейся
экономической системе - это
борьба фирмы за ограниченный объем
платежеспособного спроса со стороны
потребителей, ведущаяся фирмами
на доступном им сегменте рынка [47]. Против
ожидания приведенные
определения не дают возможности каким-либо
образом выделить
особенности конкурентоспособности как
исследуемой категории.
Очевидно, требуется иные
основания для проведения анализа. Не
много
найдется экономических понятий, относительно
которых разногласия
носили бы столь выраженный характер.
Понимая, что понятие
«конкурентоспособность товаров» объективно
существует, и в то же время
ощущая отсутствие единства взглядов
в этом вопросе, очень многие
исследователи стремятся оперировать
релевантной терминологией, не
объясняя, что же они, собственно, имеют
в виду. Более того, отдельные
авторы утверждает, что универс
конкурентоспособности нет, и не может быть, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту-оно относится [34]. К сожалению, авторы ограничиваются указанным утверждением, хотя очевидно, что оно не может претендовать на абсолютный характер, а требует хотя бы минимальной типологизации экономических объектов.
Одной из первых отечественных работ весьма полных по охвату различных аспектов конкурентоспособности, является монография М.Г. Долинской и И.А.Соловьева В данной работе понятие конкурентоспособности совершенно оправданно анализируется в сопоставлении с другой важнейшей технико-экономической категорией «качество продукции». При этом качество продукции авторы рассматривают, основываясь на определении этого понятия, зафиксированном в ГОСТ 15467-79. В то же время авторы разделяют понятия «качество» и «потребительная стоимость», исходя из той посылки, что «...потребительная стоимость аккумулирует в себе все свойства продукции, тогда как качество характеризуется лишь частью этих свойств, имеющих отношение к заданным характеристикам конкретной продукции» [45]. Резонно предположить, что под потребительной стоимостью продукции авторы подразумевают набор свойств, непосредственно связанных с тем, что обыденное сознание связывает с конкурентоспособностью. В то же время качество, как известно, представляет собой не что иное, как набор свойств, обуславливающих способность продукции удовлетворять определенные потребности.
Противопоставление качества и потребительной стоимости используется в методах количественной оценки качества продукции, где речь идет о том, чтобы продукция удовлетворяла требованиям, определенным в технической и товароведческой документации. Соответствие продукта эталону в значительной мере определяет качество, но не исчерпывает его. Следует отметить, что при дальнейшем изложении авторы в неявном виде все-таки нарушают наложенное ими же ограничение и стремятся рассматривать качество и связанную с ним конкурентоспособность продукции безотрывно от процессов потребления. Далее в рассматриваемой работе авторы выдвигают ряд тезисов, которые снижают неопределенность в их трактовке конкурентоспособности. Во-первых, указывается, что конкурентоспособность продукции определяется совокупностью только тех ее свойств, которые представляют интерес для потребителя и обеспечивают удовлетворение отдельных его потребностей. Во-вторых, предлагается оценивать конкурентоспособность в сопоставлении параметров рассматриваемого изделия, изделия конкурента и требований потребителя. Третьим существенным тезисом, который предлагается в анализируемой работе, является тезис о необходимости и возможности оценки конкурентоспособности неоднородных продуктов. Таким образом, в этой работе выделяются следующие смыслообразующие признаки понятия «конкурентоспособность»:
- соответствие свойств продукции
и потребностей потребителя (тождество
свойств качества и конкурентоспособности);
- наличие трех смыслообразующих
элементов конкурентоспособности-
потребителя, продукта и продукта-конкурента
(различие свойств качества
и конкурентоспособности);
- тождественность разнородных
продуктов в плане конкурентоспособности
(развитие категории качества).
Некоторое подобие диалектической триады, выделенное в ходе исследования конкурентоспособности, выполненного в данной работе, может объяснить параллельное существование двух близких по смыслу терминов. К сожалению, плодотворный, как представляется, подход не получил в рассматриваемой работе дальнейшего развития. В частности, рассматривая в небольшом разделе вопрос измерения конкурентоспособности, авторы фактически сводят его к известной квалиметрической схеме, не усматривая принципиальных различий в изменении качества и конкурентоспособности даже с учетом предложенной ими же специфики. Семантика термина не нашла отражения в методической базе решения поставленных авторами задач.
П. Завьялов [44] отмечает необходимость
терминологической
регламентации в данной области, однако
попытка сформулировать
определение конкурентоспособности
как экономической категории
сводится к дефиниции качества.
В то же время анализ рассматриваемого
понятия, результаты которого приводятся
в работе, свидетельствует о том,
что данная проблематика выходит за рамки
квалиметрии. Тот же автор
обобщил состояние дел в области рассматриваемых
задач. По его мнению,
которое трудно оспорить, в про
конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
- необходимость количественной оценки экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности;
- отсутствие универсального
общепринятого понятия конкуренто-
способности;
-основные параметры, определяющие уровень конкурентоспособности, такие как многослойность, относительность и конкретность;
Профессор Р. Фатхутдинов [6] определяет конкурентоспособность как «...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке». Ко множеству объектов, обладающих свойством конкурентоспособности, автор относит помимо продукции еще и нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторскую документацию, технологию, производство (очевидно, по нашему мнению, не процесс, а активный организационно-технологический субъект экономики), персонал («рабочий», «специалист», «менеджер», по выражению автора), ценные бумаги, инфраструктуру (окружающую среду), информацию. Вызывает сомнение тождественность объектов, столь разнородных по своей функциональной и даже физической природе, применительно к общему свойству. Тем более, что характеристика конкурентоспособности для каждого перечисленного объекта, определенная в работе, явно нуждается в уточнении и формализации. В работе ставится вопрос о необходимости измерения конкурентоспособности анализируемого объекта, однако, приписывание количественных оценок объектам должно, по мнению автора, производиться на основе разобщенных, не согласованных друг с другом параметров, что снижает ценность изложенных в работе результатов. В другой работе Р. Фатхутдинова вопросы конкурентоспособности продукции исследуются с точки зрения математического моделирования применительно к конкуренции на мировых рынках [17].