Повышение конкурентоспособности розничного торгового предприятия (на примере магазина «Любимые продукты»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности розничных торговых предприятий 4
2. Анализ конкурентоспособности розничного торгового предприятия «Любимые продукты» в условиях рынка совершенной конкуренции за 2010 -2012 гг. ........................................................................................................18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….......................................................................................................18
2.2. Ассортиментная политика магазина «Любимые продукты» и развитие оборота розничной торговли...............................................................................23
2.3. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия.................27
3. Пути повышения конкурентоспособности магазина «Любимые продукты»........................................................................................................38
3.1. Использование мерчендайзинга как инструмента увеличения продаж в магазине «Любимые продукты»……………………………………………..38
3.2. Совершенствование ассортиментной политики………………….............47 3.3.Совершенствование торгово-технологического процесса на предприятии...........................................................................................................51
Заключение 54
Список использованной литературы 60

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность курсовая.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

 

Издержки обращения – это текущие затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов торгового предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Выделяют постоянные издержки обращения (сумма которых на протяжении определённого периода остаётся неизменной, несмотря на изменение объёма товарооборота) и переменные издержки обращения (сумма которых изменяется пропорционально изменению объёма товарооборота).

Из данных таблицы 4 видно, что с каждым годом расходы в магазине увеличиваются. За счёт роста переменных издержек обращения их общая сумма увеличилась на 87,3%, а за счёт роста постоянных издержек обращения – на 10,2%.

При анализе коммерческой деятельности также необходимо оценить показатели рентабельности деятельности предприятия (таблица 5).

 

 

 

 

 

Таблица 5- Рентабельность  торговой деятельности магазина «Любимые продукты»

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отношен. 2012г к 2010г., %

Товарооборот, тыс. руб.

3500

5230

5710

163,1

Затраты на закупку товаров, тыс. руб.

2590

4034

4370

168,7

Валовой доход, тыс. руб.

910

1196

1340

147,3

Издержки обращения, тыс. руб.

746

897

1035

138,7

Прибыль от реализации товаров, тыс. руб.

164

299

305

186,0

Уровень рентабельности товарооборота (продаж), %

4,7

5,7

5,3

Х

Уровень рентабельности реализации продукции, %

22,0

33,3

29,5

Х

Уровень издержек обращения, %

21,3

17,2

18,1

Х


 

Из таблицы 5 видно, что уровень рентабельности товарооборота  в 2012 году вырос на 0,6 процентных пункта. Это говорит о том, что реализация продукции рентабельна, вложения эффективны. Также произошло повышение уровня рентабельности реализации продукции, что говорит о доходности, прибыльности магазина, вложенные затраты эффективны. Уровень издержек обращения уменьшился на 3,2 процентных пункта, что говорит о повышении эффективности затрат.

Таким образом, при анализе организационно-экономической характеристики магазина «Любимые продукты» мы выяснили, что предприятие динамично развивается. Но на фоне в основном положительной динамики показателей деятельности вызывает озабоченность динамика следующих показателей: рост уровня товарных запасов, увеличение продолжительности одного оборота, снижение эффективности использования товарных запасов.

2.2 Ассортиментная политика магазина «Любимые продукты» и развитие оборота розничной торговли

Среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия особое место занимает ассортиментная политика. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.

Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Формирование товарного ассортимента - это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли.

Магазин «Любимые продукты» осуществляет реализацию почти всех групп продовольственных товаров. Объем и структура товарного ассортимента магазина представлена в таблице 6. Из данных таблицы 6 можно видеть, что за исследуемый период товарооборот увеличился более чем в 2 раза. Значительного изменения в структуре товарооборота не произошло. Более наглядно это видно  на рисунке 3.

Таблица 6.- Объем и структура товарооборота по отделам магазина  
«Любимые продукты»

Группа товаров

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Отдел «Мясо и мясопродукты»

652

18,6

1101

21,1

936

16,4

Отдел «Молочные продукты»

686

19,6

971

18,6

1045

18,3

Отдел «Кондитерские изделия»

489

14,0

645

12,3

839

14,7

Отдел «Хлебопродукты»

676

19,3

1054

20,2

1176

20,6

Отдел «Овощи и фрукты»

107

3,1

172

3,3

211

3,7

Отдел «Вино-водка»

890

25,4

1287

24,6

1502

26,3

Итого

3500

100,0

5230

100,0

5710

100,0


Рисунок 3. Структура реализованной продукции магазина «Любимые продукты»

Порядок формирования ассортимента в магазине «Любимые продукты» начинается с анализа объёмов реализации прошлых лет, далее анализируется состояние конкурентов, принимается во внимание ценовая политика и рассматриваются предложения со стороны производителей, пожелания администрации (обязательный ассортимент, перечень и товары первой необходимости). Полученный результат соотносится с ассортиментом, представленным в настоящее время, после чего формируется новый ассортимент, который включает в себя все новинки предприятий-поставщиков и проверенный временем ассортимент товара, пользующийся постоянным, устойчивым спросом. Используя данный алгоритм, изучаемый магазин формирует сбалансированный ассортимент, сочетающий в рациональных пропорциях различные товарные группы в соответствии с целенаправленностью общего розничного предложения магазина.

Рассмотрим динамику товарооборота розничного торгового предприятия «Любимые продукты» по месяцам (таблица 7).

Из данных таблицы 7 можно сделать вывод, что на работу магазина влияет такой фактор, как сезонность. Более наглядно это видно на рисунке 4.

Как показали проведённые нами исследования, в целом по магазину более высокий товарооборот наблюдается в летний и предновогодний период, и наиболее низкий в посленовогодний и осенний. Несмотря на то, что общие объёмы товарооборота от года к году растут, тем не менее относительные его колебания из года в год остаются примерно на одном уровне, что позволяет использовать этот факт для прогноза объёмов продаж и управления ассортиментом и товарными запасами.

Таблица 7. - Динамика товарооборота магазина «Любимые продукты» по месяцам, тыс. руб.

Месяцы

Годы

2010

2011

2012

Январь

264

399

462

Февраль

256

377

421

Март

261

395

424

Апрель

214

314

380

Май

231

335

383

Июнь

294

439

482

Июль

322

471

513

Август

343

533

542

Сентябрь

277

408

446

Октябрь

280

424

464

Ноябрь

298

497

530

Декабрь

462

638

663

Всего:

3500

5230

5710


 

Рисунок 4 .Сезонность объёмов реализации магазина «Любимые продукты»

Большое влияние на формирование товарного ассортимента торгового предприятия «Любимые продукты» оказывает организация закупок товара. Рассмотрим основных поставщиков товаров исследуемого предприятия (таблица 8).

Таблица 8. - Основные поставщики магазина «Любимые продукты»

Поставщики

Виды продукции

2012 год

Стоимость закупок, тыс. руб.

Удельный вес, %

ОАО «Тамбовмолоко»

молоко и молочная продукция

17,5

0,4

ОАО «Липецкмолоко»

380,2

8,7

ОАО «Тамбовский хлебозавод № 1»

хлебо-булочные и кондитерские изделия

611,8

14

ООО «Хэлла» г. Воронеж

135,5

3,1

ОАО «ЛИМАК» г. Липецк

179,2

4,1

ИП Свиридов г. Тамбов

колбасные изделия, мясные деликатесы

109,3

2,5

ИП Жупиков г. Тамбов

104,9

2,4

ЧП Горелов г. Мичуринск

113,6

2,6

ООО «Гелиос» г. Липецк

170,4

3,9

ОАО «Никифоровский мясоптицекомбинат»

78,7

1,8

ООО «Амарант» г. Липецк

153,0

3,5

Оптовая база «Провиант» г. Тамбов

(вино-водочные изделия)

616,2

14,1

Экспериментальный спиртзавод( н.Ляда)

Водка

166,1

3,8

ОАО Грязинский  спирзавод

113,6

2,6

маслозавод «Дружба» с. Ново-Никольское Мичуринского района

сыры, сливочное масло

21,9

0,5

Оптовая база «Лукошко» г. Мичуринск

продовольственные товары широкого ассортимента

139,8

3,2

Оптовая база «Подворье» г. Мичуринск

118,0

2,7

Оптовая база «Колобок» г. Мичуринск

139,8

3,2

Оптовая база «Мир пива» г. Моршанск

рыба, морепродукты, пиво

174,8

4

Оптовая база «Камелот»  п.г.т. Первомайск

87,4

2

Оптовая база «Водолей» п.г.т.Первомайск

пиво, газ. вода, соки, снэки

26,2

0,6

Оптовая база «На Пролетарской» п.г.т.Первомайск

48,1

1,1

ООО «Аскона» г.Тамбов

жвачки «Дирол», «Стиморол» батончики «Пикник» и др.

35,0

0,8

Компания «Марс»

батончики «Марс», «Сникерс» и др.

30,6

0,7

Компания «Орбит»

жвачки «Орбит», «Эклипс», «Ригли» и т.д.

26,2

0,6

Другие поставщики

Разное

572,5

13,1

Итого закупок:

4370

100,0


 

Предприятие в основном закупает товар у производителей и крупных оптовиков, минуя мелких посредников, и использует метод централизованной доставки товаров. Прямые закупки товаров у производителей осуществляются посредством двусторонних сделок (договоров купли-продажи) и контрактов между торговым предприятием и изготовителем. Данная форма товарного обеспечения имеет ряд преимуществ: увеличиваются источники закупок товаров и предоставляется возможность их выбора и сокращаются транспортные издержки; появляется возможность оперативно воздействовать на производителя в целях обновления ассортимента и повышения качества; сокращается число посредников; снижается степень коммерческого риска; сохраняется стабильный уровень цен на реализуемую продукцию.

 Структуру основных поставщиков изучаемого предприятия представим в виде таблицы 8.Как видно из таблицы 8, наибольшая доля закупаемых товаров приходится на оптовую базу «Провиант» г. Тамбов, Тамбовский хлебозавод № 1, ОАО «Липецкмолоко». За исследуемый период 2010-2012 гг. структура поставщиков продукции в магазине «Любимые продукты» претерпела изменения. Администрация магазина находит новых поставщиков. Также изменились доли поставщиков в общем объёме поставок, что связано с усилившейся конкуренцией среди производителей и посредников.

Проведённые исследования показали, что магазин получает товар по мере необходимости. Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  1. поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
  2. количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
  3. оплачивается только поставленное количество товара.

Преимущество данного метода состоит в ускорении оборота капитала, минимуме работы по оформлению документов.

Магазин заключает с производителями договор поставки. Правильное и выгодное для сторон согласование в договоре всех условий является важной и в то же время сложной коммерческой задачей, требующей хорошего знания конкретной практики и организации поставок товаров, необходимости устранения для стороны невыгодных организационных, финансовых и прочих условий. Движение товара от производителя к предприятию розничной торговли оформляется товарно-сопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Так как товар доставляется автомобильным транспортом, то выписывается товарно-транспортная накладная. Каждая отгрузка товаров оформляется счетом-фактурой. Документом, подтверждающим, что товар соответствует определенным требованиям, является сертификат соответствия. Поступившие товары подготавливают к продаже: их расценивают, размещают в торговом зале на витринах, пристенных стеллажах, полках.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности розничного торгового предприятия (на примере магазина «Любимые продукты»)