Повышение конкурентоспособности розничного торгового предприятия (на примере магазина «Любимые продукты»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности розничных торговых предприятий 4
2. Анализ конкурентоспособности розничного торгового предприятия «Любимые продукты» в условиях рынка совершенной конкуренции за 2010 -2012 гг. ........................................................................................................18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….......................................................................................................18
2.2. Ассортиментная политика магазина «Любимые продукты» и развитие оборота розничной торговли...............................................................................23
2.3. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия.................27
3. Пути повышения конкурентоспособности магазина «Любимые продукты»........................................................................................................38
3.1. Использование мерчендайзинга как инструмента увеличения продаж в магазине «Любимые продукты»……………………………………………..38
3.2. Совершенствование ассортиментной политики………………….............47 3.3.Совершенствование торгово-технологического процесса на предприятии...........................................................................................................51
Заключение 54
Список использованной литературы 60

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность курсовая.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 15 – Динамика товарооборота «Любимые продукты» по группам

товаров, тыс. руб. (прогноз)

Месяцы

непродовольствен- ные товары

продовольственные товары

Всего

Факт

прогноз

Факт

прогноз

факт

прогноз

Январь

65

65

397

397

462

462

Февраль

46

46

375

375

421

421

Март

55

55

369

369

424

424

Апрель

37

67

343

343

380

410

Май

32

79

351

351

383

430

Июнь

80

80

402

402

482

482

Июль

85

85

428

428

513

513

Август

86

86

456

456

542

542

Сентябрь

57

111

389

389

446

500

Октябрь

68

104

396

396

464

500

Ноябрь

64

64

466

466

530

530

Декабрь

101

101

562

562

663

663

Всего:

776

943

4934

4934

5710

5877


Рис. 11 Динамика товарооборота «Любимые продукты»

Данные таблицы 15 и рисунка 12 показывают, что при изменении структуры ассортимента реализуемых товаров «провалы» нивелируются. Это происходит за счёт увеличения товарооборота непродовольственных товаров за счёт снижения запасов продовольственных товаров. Вышеперечисленные мероприятия позволят не только выровнять объём товарооборота, но и увеличить годовую выручку на 167 тыс. руб. или 2,8%. При средней наценке 25% это позволит также  увеличить валовую прибыль на 33,4 тыс.руб. без каких либо дополнительных затрат.

 

 

3.3 Совершенствование торгово-технологического процесса  на предприятии

В течение 2012 года мы провели совместно с администрацией магазина «Любимые продукты» исследование, посвященное эффективности размещения отдела «Овощи-фрукты». Для этого мы рассмотрели 5 вариантов размещения данного отдела. В таблице 13 мы привели результаты исследования размещения  отдела «Овощи и фрукты»  в магазине «Любимые продукты».

        По варианту 5 к отделу, размещенному в зоне  возвращения, подходили почти 100% посетителей, но покупки осуществляли только около 54%. вариант 4 оказался наименее привлекательным: отдел оказался в зоне адаптации и покупки совершали здесь около 36% посетителей. Варианты 1 (рядом с отделом «Замороженные продукты») и 2 (рядом с отделом «Хлебобулочные изделия») оказались более предпочтительны (коэффициент привлекательности равен соответственно 0,84 и 0,75). Однако оптимальным решением будет размещение отдела «Овощи-фрукты» рядом с отделом «Мясо и мясопродукты» (вариант 3). Несмотря на незначительный коэффициент подхода, такое расположение отделов обеспечивает реализацию целевого спроса потребителей и демонстрирует высокий коэффициент покупки (вариант 2).

Считаем, что реализация наших предложений позволит повысить эффективность коммерческой деятельности магазина «Любимые продукты». 

Таблица 13 -  Расчет эффективности размещения отдела «Овощи-фрукты»

Вариант размещения отдела

Период размещения отдела

Общее количество посетителей магазина за месяц

Общее количество посетителей, подошедших к отделу за месяц

Общее количество посетителей, осуществивших покупки за месяц

Общее количество посетителей, осуществивших покупки в отделе за месяц

Коэффициент подхода к отделу

Коэффициент покупки

Коэффициент привлекательности размещения отдела

Nп

nп

Кп

Ку

Кпр

1

Рядом с отделом «Замороженные продукты»

01.07.14-31.07.14

22450

17300

21000

13700

0,77

0,65

0,84

2

Рядом с отделом «Хлеб и хлебобулочные изделия»

01.08.14 -31.08.14

23800

20800

22800

14800

0,87

0,65

0,75

3

Рядом с отделом «Мясо и мясопродукты»

01.09.14 31.09.14

24700

16600

23200

15350

0,67

0,66

0,98

4

В зоне адаптации

01.10. 14-31.10.14

25100

16700

23850

8600

0,67

0,36

0,54

5

В зоне возвращения

01.11.14-31.11.14

25650

25400

24000

12900

0,99

0,54

0,54


 

                                                   Заключение

      Современный  этап развития  рынка розничной  торговли характеризуется жесткой  конкурентной борьбой. Сегодня торговые  предприятия работают в условиях  «бума» строительства новых торговых  комплексов, наполненных однотипным ассортиментом товаров и насыщения покупательского спроса в целом. В связи с этим возрастает значение повышения конкурентоспособности торговых предприятий, которое в настоящее время  связано с умелой организацией коммерческой деятельности  торгового предприятия. Поэтому коммерческая деятельность является неотъемлемой частью розничного торгового предприятия и одним из важнейших факторов его успешного функционирования.

Объектом нашего исследования является торговое предприятие «Любимые продукты». Организация розничной торговли  в универсаме «Любимые продукты» включает: поступление товаров, разгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приёмки, приёмку товаров по количеству и качеству, доставку товаров в зону хранения, подготовки товаров к продаже, в торговый зал; хранение, подготовка товаров к продаже, размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Торговый процесс включает: формирование ассортимента, торговое обслуживание покупателей, предоставление дополнительных услуг покупателям, а также рекламу универсама «Любимые продукты».

Основные экономические показатели универсама «Любимые продукты» во втором полугодии 2012 г. составили: товарооборот - 71128 тыс.руб., производительность труда - 1616 тыс.руб./чел., издержки обращения - 9711 тыс.руб., уровень издержек обращения - 13,6%, прибыль - 3253 тыс.руб., уровень рентабельности - 33,5%. Рост показателей в динамике за два года составил 20 - 30%, а также производительности труда - 13%, прибыли - 58%. Это говорит об успешной деятельности  торгового предприятия.

Совершенствование  торгового  процесса на основе маркетинговых исследований произойдёт по следующим основным направлениям:

- оптимизация ассортиментной политики;

- повышение конкурентоспособности предприятия на основе маркетинговых исследований;

-  совершенствование рекламной политики  торгового предприятия.

В универсаме применяют наиболее традиционные способы оценки прибыльности той или иной товарной группы в общем ассортименте: по оборачичиваемости, валовой прибыли, отнесённой к квадратному метру полок, стеллажей. Рентабельность товарной группы можно повысить, если увеличить площадь (объём) выкладки товаров, которые в прошлом давали более высокую прибыль за счёт тех, торговля которыми была менее прибыльной, т.е. путём исключения малорентабельных товаров.

Работа над оптимизацией ассортимента предполагает принятие решений о широте ассортимента, его наращивании и насыщении.

Исходя из возможного расширения площади продовольственных товаров на 2,8 м2, площадь каждой товарной группы можно увеличить в соответствии с долей в среднедневном товарообороте на: мясных изделий - на 0,3 м2, молочных изделий - на 0,6 м2, кондитерских изделий - на 0,4 м2, пиво - на 0,2 м2, чай/кофе - на 0,4 м2, полуфабрикаты - на 0,5 м2, детское питание - на 0,4 м2. При этом на такую оптимизацию ассортимента затраты не нужны.

Экономический эффект от оптимизации ассортимента равен 132 тыс.руб. Рост прибыли от реализации данных товарных групп составил 8%. Совершенствование торгово-технологического процесса в этом случае заключается в оптимизации товарного ассортимента как коммерческой операции.

   Предложения по решению выявленных проблем в торгово-технологическом процессе универсама:

-расширение ассортимента мясных  и рыбных товаров, полуфабрикатов, бытовой химии, кондитерских изделий;

-тщательный контроль  качества охлаждённого и замороженного  мяса, мясных и рыбных полуфабрикатов, консервы и, в общем, по все товарам;

- при образовании очередей  не допускать простоя одной  из касс, привлекать дополнительно персонал на кассы, а в случае необходимости, открыть 
четвёртую кассу;

-особое внимание уделить ценникам: контроль над их наличием, соответствием, незамедлительная смена при изменении цены, своевременное удаление на отсутствующие товары;

-установка кондиционеров в торговом зале и усиление работы действующих;

-расширить дополнительные  услуги: оформление подарков, открытие 
газетного и аптечного киосков.

В результате проведения всех этих мероприятий товарооборот в соответствии с данными маркетинговых исследований вырастет на 10% или на 7113 тыс.руб. Прибыль от проведения предлагаемых мероприятий составит 518 тыс.руб.

Универсам «Любимые продукты» является рекламодателем информативной и напоминающей рекламы. Универсам использует различные виды и средства рекламы: реклама в прессе; печатная реклама; радиореклама; наружная реклама различного характера. Реклама является коммерческой операцией торгово-технологического процесса. Её своевременность и качество влияет на бесперебойность торговли.

К сожалению, в универсаме «Любимые продукты» не ведётся учёт эффективности рекламирования по каждому используемому средству рекламы, что мешает развитию рекламных мероприятий в магазине. Универсам использует не все возможные для него рекламные средства и не всегда эффективно. Поэтому проведение рекламных мероприятий является одним из основных направлений совершенствования торгового процесса универсама. Рентабельность рекламы составит 54% при её прибыли равной 427 тыс.руб.и издержек на рекламу - 790 тыс.руб. При этом самой рентабельной является радиореклама, а также реклама в прессе и наружная реклама.

Итак, универсам «Любимые продукты» на рынке потребительских товаров функционирует более 2-х лет. За это время он зарекомендовал себя как магазин с хорошим имиджем и репутацией среди покупателей.

Оптимизация ассортиментной политики в  организации торгового процесса на стадии отборки товаров покупателями заключается в наращивании и насыщении следующих товарных групп: мясные, молочные и кондитерские товары, пиво, чай/кофе, полуфабрикаты, детское питание. В результате этого экономический эффект может быть равен 132 тыс.руб., при этом рост прибыли от этих товарных групп может составить 8%.

Повышение конкурентоспособности предприятия на основе маркетинговых исследований заключается в расширении ассортимента, устранении очередей на стадии торгово-технологического процесса расчёта за отобранные товары, в контроле наличия и соответствия ценников на стадиях торгово-технологического процесса выкладка товаров на торгово-технологическом оборудовании и выкладка товаров на рабочем месте продавца, тщательном контроле качества товаров на стадии торгово-технологического процесса приёмки товаров по количеству и качеству, расширении дополнительных услуг на стадии торгово-технологического процесса оказание покупателям дополнительных услуг, а также установка кондиционеров. В результате проведения всех этих мероприятий экономический эффект может составить 518 т.р.

Совершенствование рекламной политики для оптимизации торгово-технологического процесса заключается в проведении следующих рекламных мероприятий - использование следующих средств и видов рекламы: пресса, печатная, радио, наружная и прочая реклама. В результате этого экономический эффект может составить 427 тыс.руб.

В результате проведения всех предлагаемых мероприятий по усовершенствованию торгово-технологического процесса можно получить дополнительный товарооборот 14213 тыс.руб., прибыль 1077 тыс.руб. при возможных затратах 1623тыс. руб.

Расчёт прогноза деятельности универсама показывает рост основных экономических показателей на 18-33%, рост товарооборота на 20% (85341 тыс. руб. в прогнозе), прибыли на 33% (4329 тыс.руб.), затрат на 18% (11507 тыс.руб.), уровня рентабельности - на 4,1 процентных пункта (37,6%). 

 Список использованной литературы

  1. Буров В.П., Морошкин В.А. Стратегия управления фирмой: Моделирование. Деловая игра. М., 2010
  2. Войцеховский О.В. Есть ли шансы у независимых магазинов?// Новости торговли. — 2011— № 6—7.
  3. Вопросы экономики, управления и организации торговли в современных условиях / Под ред. Соломатина А.Н. СПб., 2011
  4. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 2012
  5. Горинская М. В. Методология продажи, ориентированной на покупателя // Маркетинг, 2010- №6.
  6. Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции [Текст] / М.Г. Долинская, И.А. Соловьев. - М.: Изд-во стандартов. 1991. 183 с.
  7. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. М., 2010.-438 с.
  8. Заикин А. А. Маркетинг в розничной торговле// Маркетинг в России и за рубежом, 2003. - №1.
  9. Канаян К., Канаян Р.Мерчендайзинг.– М.: РИП-холдинг, 2003.
  10. Канунников С. «Ramenka стало тесно в Москве// Новости торговли. — 2006. № 1—2.
  11. Качалов И. Успех в рознице: три взгляда с трех сторон // Рекламодатель 2003. № 8.
  12. Марданова Э.У. Планирование мероприятий маркетинга на предприятиях розничной торговли// Маркетинг в России и за рубежом, 2001. - №1.
  13. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Под ред. В.А. Алексунина. М., 2002. С. 614
  14. Моисеева Н, Конышева М. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности предприятия // Маркетинг. 1999 № 6. С. 26-35.
  15. Муромкина И. И. Имидж розничного торгового предприятия: Особенности формирования и восприятия// Маркетинг в России и за рубежом, 2001. - №2.
  16. Муромкина И. И. Особенности использования методов маркетинга в розничной торговле// Маркетинг, 2000. - №4.
  17. Никишкин В., Цветкова А. Маркетинг в современной торговле // Маркетинг 2002. № 4.
  18. Николаева М. А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов, - М.: Издательский дом « Деловая литература», 1998. – 288 с.
  19. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. Екатеринбург, 1995.
  20. Общий и специальный менеджмент. / Под ред. А.Л. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.Н. М., 2004.
  21. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001 – 623 с.
  22. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для высш. и сред. спец. учеб, заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1996. - 328 с.
  23. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов – М.: Информационно-внедренческий центр – 2000, - 580 с.
  24. Пигунова О. В. Ассортиментная стратегия предприятия розничной торговли// Маркетинг, 2001. - №6.
  25. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 248 с.
  26. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. СПб., 2001. С. 656
  27. Сергеев А.В., Тихонравов В.М. Супермаркет, гипермаркет, а универсам рядом с домом?// Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2001.
  28. Сипецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. -М.:Юристъ, 1998.-659 с.
  29. Статистический ежегодник. Статистич. сб.: Офиц. изд. Госкомстат России. Тамб. обл. ком. гос. стат. Тамбов. 2002. Ч. 1 C. 279
  30. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. С-Петербург, 2000.
  31. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник/ Под ред. Л. А. Брагина и Т. П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 217 с.
  32. Чечеткина Н. М., Путилина Т. И., Горбунова В. В. Товарная экспертиза. Серия»Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону:»Феникс», 2000. - 512 с.
  33. Шерр И. – Ф. Учение о торговле: Перевод с немецкого кн. 1. – М.: Перспектива, 1993.
  34. Шимаи, М. Глобализация как источник конкуренции, конфликтов и возможностей [Текст] / М. Шимаи // Проблемы теории и практики управления.- 1999. - № 1. - С.52-59.
  35. Шмелев, А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции [Текст] / А.Г. Шмелев // М: Магистр. -1997.-С.4.
  36. 194.Штульберг, Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методические рекомендации [Текст] / Б.М. Штульберг, В.Г. Введенский   - М.: Гелиос АРВ. - 2000. - С.208.
  37. 195.Шульмин, В.А. Инвестиционная конкурентоспособность регионов [Текст]/ В.А. Шульмин // Маркетинг. - 2002. - №1 (62). - С. 106-112.
  38. 196.Шумпетер, И. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер. -М.: Прогресс, 1982.
  39. Шуссманн, К. «Точки роста» в европейских городах [Текст] / К. Шуссман // Евроград. - 2000. - №12. - С.54-57.Эксперт. 2002. - №1-2
  40. Юданов, А. Конкуренция: теория и практика [Текст]: учеб. пособие/ А.Юданов. - М.: Гном-Пресс, 2002.
  41. Юданов, А. Теория конкуренции: прикладные аспекты [Текст] / А. Юданов // МЭиМО.- 1997. - №6. - С.44.
  42. Юрьев, В.М. Управление хозяйственными связями региона [Текст]: монография /В.М.Юрьев. - Тамбов, 2002.
  43. Яковлев, А. Промышленные предприятия на рынке: сдвиги в структуре хозяйственных связей, состояние и перспективы конкуренции [Текст] / А.Яковлев // Вопросы экономики. - 1996. -№11.-С.140.
  44. Ясин, Е. Конкурентоспособность и модернизация Российской экономики [Текст] / Е. Ясин // Вопросы статистики. - 2004. - №7. -С.4.
  45. Яшин,  Н.С.  Конкурентоспособность  промышленного  предприятия: Методология, оценка, регулирование [Текст] /Н.С. Яшин. - Саратов:
  46. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник/ Под ред. А. Н. Соломатина. - М. :ИНФРА-М, 2001. -29 

Информация о работе Повышение конкурентоспособности розничного торгового предприятия (на примере магазина «Любимые продукты»)