Повышение конкурентоспособности розничного торгового предприятия (на примере магазина «Любимые продукты»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности розничных торговых предприятий 4
2. Анализ конкурентоспособности розничного торгового предприятия «Любимые продукты» в условиях рынка совершенной конкуренции за 2010 -2012 гг. ........................................................................................................18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….......................................................................................................18
2.2. Ассортиментная политика магазина «Любимые продукты» и развитие оборота розничной торговли...............................................................................23
2.3. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия.................27
3. Пути повышения конкурентоспособности магазина «Любимые продукты»........................................................................................................38
3.1. Использование мерчендайзинга как инструмента увеличения продаж в магазине «Любимые продукты»……………………………………………..38
3.2. Совершенствование ассортиментной политики………………….............47 3.3.Совершенствование торгово-технологического процесса на предприятии...........................................................................................................51
Заключение 54
Список использованной литературы 60

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность курсовая.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

- Лидеры: 9,1 - 10;

- Претенденты на роль лидера: 3,1 - 9;

- Последователи: 1,1 - 3;

- Занявшие рыночную нишу: -6,9 - 1;

- Банкроты: -10 - 7.

Рыночные лидеры – фирмы, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности (КФ). Как правило, эти фирмы имеют максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т.д. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона.

Рыночные претенденты – фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Эти фирмы, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.

Рыночные последователи – фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1,1 до 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов.

Фирмы, действующие в рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от -6,9 до 1. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них.

Банкроты – фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от -10 до –7. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются .

       Понятие «конкурентоспособность  торгового предприятия» включает конкурентоспособность внешнюю и внутреннюю. Внешняя конкурентоспособность – это основанная на внешних конкурентных преимуществах способность предоставлять услуги, удовлетворяющие  потребности и желания покупателей лучше конкурентов. Внутренняя конкурентоспособность – это способность к достижению и поддержанию определенного набора услуг с более низкими издержками, чем у конкурентов, основанная на внутренних конкурентных преимуществах торгового предприятия.

       Оценка конкурентоспособности  торгового предприятия неразрывно связана с пространственными характеристиками магазинов, входящих в торговую сеть.

Важнейшая из таких характеристик – торговая зона,  которая в свою очередь определяется расположением, специализацией, пропускной способностью, торговой площадью, и ассортиментом находящихся в ней магазинов. Каждое торговое предприятие в силу особого позиционирования имеет свою  торговую зону, в пределах которой потребители заинтересованы в его торговой услуге и готовы преодолевать имеющееся расстояние до магазина. Создание уникальных конкурентных преимуществ и отличительное позиционирование увеличивают торговую зону предприятия и уменьшают зону влияния его конкурентов, находящихся в пределах территории торговой зоны.

       Конкурентоспособность  предприятия розничной торговли определяется способностью его внутренней среды реагировать на изменения внешней. Особенность внутренней среды предприятия состоит в том, что она находится под воздействием как управляющей подсистемы самого предприятия, так и подсистемы более высокого уровня (например, государства) и должна адаптироваться к изменениям внешней среды. Цель адаптации состоит в том, чтобы предприятие могло с наименьшими потерями противодействовать возникающим во внешней среде неблагоприятным условиям или наилучшим образом использовать их. Таким образом, конкурентоспособность торгового предприятия можно охарактеризовать как разность эффекта двух взаимосвязанных уровней активности – во внешней и внутренней среде. Если эффект активности внешней среды преобладает, то предприятие становится неконкурентоспособным [25].

       Еще одна особенность  конкурентоспособности – четко  выраженная потребительская ориентация. Рассматривать ее  следует только  относительно сегмента, на который  ориентируется торговое предприятие. Опрос слишком широкого круга потребителей может дать низкий процент покупателей, удовлетворенных услугами магазина, вследствие привлечения нецелевых потребителей. Наоборот, магазин может быть популярным среди узкой группы людей, иногда даже не пользующихся его услугами. Однако это не свидетельствует о конкурентоспособности магазина, а свидетельствует о важности определения и классификации показателей конкурентоспособности и методики их оценки.

       Конкурентоспособность  предприятия розничной торговли  формируется под влиянием многих факторов: местоположения,  уровня квалификации торгового персонала и цен в магазине, ассортимента товаров, организации мерчендайзинга, взаимоотношений с поставщиками и др.

       Для поддержания  стабильного положения торгового  предприятия на рынке необходимо формировать устойчивые конкурентные преимущества, такие, как:

Месторасположение предприятия торговли, увеличение числа лояльных к предприятию покупателей, прочные взаимосвязи с поставщиками низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба, высокий уровень сервиса, квалификация торгового персонала [19].

 2. Анализ конкурентоспособности магазина «Любимые продукты» в условиях рынка совершенной конкуренции  за 2010-2012 гг.

 

2.1 Организационно-экономическая    характеристика предприятия

 

Объектом нашего исследования является розничное торговое предприятие, входящее в торговую сеть «Любимые продукты». Магазин «Любимые продукты» является торговым предприятием, созданным для закупки и реализации товаров и предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

Магазин «Любимые продукты» занимается розничной торговлей, реализует населению продовольственные товары и некоторые сопутствующие непродовольственные товары..

Организационная структура розничного торгового предприятия «Любимые продукты» представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Организационная структура розничного торгового предприятия «Любимые продукты»

       Организационную  структуру торгового предприятия возглавляет директор, в подчинении которого находится администратор, менеджер торгового зала, менеджер по приему грузов.

В функции менеджера торгового зала входит отслеживание работы продавцов – консультантов и решение вопросов, связанных с продажей товаров в торговом зале.

Продавец-консультант решает вопросы управления персоналом универсама, решение всех административных вопросов в подчиненном универсаме, решение всех вопросов с проверяющими инстанциями, исполнение решений центрального офиса и помогает ориентироваться в торговом зале для поиска нужного товара. Продавец-кассир осуществляет расчеты с покупателями. Обязанностями менеджера по приему товара является осуществление контроля за приемкой и доставкой грузчиками товаров в торговый зал. Продавец-маркировщик занимается нанесением на товары штрих-кода для идентификации.

Рассмотрим основные показатели функционирования розничного торгового предприятия «Любимые продукты» за 2010-2012 гг. (табл. 1).

Таблица 1 - Основные показатели функционирования торгового предприятия «Любимые продукты» за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отношение 2012 к 2010 г., %

Товарооборот, тыс. руб.

3500

5230

5710

163,1

Валовой доход, тыс. руб.

910

1196

1340

147,3

Издержки обращения, тыс. руб.

746

897

1035

138,7

Прибыль, тыс. руб.

164

299

305

186,0

Уровень рентабельности, %

4,7

5,7

5,3

112,8

Торговая площадь, м2

150

150

150

100,0

Среднесписочная численность работников, чел.

15

19

19

126,7

Расход электроэнергии, тыс. кВт-час

20

21

21

105,0


 

Как видно из таблицы 1, рассматриваемое предприятие динамично развивается, о чём свидетельствует положительная динамика почти по всем рассматриваемым показателям. Вместе с тем можно видеть замедление темпов роста основных показателей магазина.

Важными условиями эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия являются товарные запасы и скорость обращения товаров. Товарные запасы – это масса товаров, накапливаемых на предприятиях до момента продажи конечному потребителю. Магазин «Любимые продукты» сначала завозит товары на склад, а оттуда они поступают в зону приёмки, откуда он практически сразу направляется в зал магазина, расставляется на полках и стеллажах и реализуется населению. Проанализируем динамику товарных запасов, скорость их обращения и товарооборачиваемость (табл. 2).

Товарооборачиваемость – это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, т.к. означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процессов.

Таблица 2 - Обеспеченность товарными запасами и товарооборачиваемость магазина «Любимые продукты»

Показатели

2010 г

2011 г

2012 г

Отношен.2012 г. к 2010 г., %

Товарооборот, тыс. руб.

3500

5230

5710

163,1

Среднегодовые товарные запасы, тыс. руб.

437

791

836

191,3

Скорость товарного обращения (ТО:ТЗ)

8,0

6,6

6,8

85,0

Длительность 1 оборота, дн. (ср.ТЗ*360:ТО)

45

54

53

117,8


 

Из данных таблицы 2 видно, что магазин за исследуемый период увеличил свои товарные запасы более чем на 60 %. В то же время скорость товарного обращения снизилась на 15%, длительность одного оборота возросла на 17,8%, что является негативным моментом в деятельности магазина.

К основным факторам, влияющим на товарооборот и величину товарных запасов, относятся соотношение между спросом и предложением товаров, сложность ассортимента товаров, организация и частота завоза товаров, потребительские свойства товаров, ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров. На оборачиваемость товаров влияет и множество других факторов, важное значение из которых отдаётся трудовому фактору.

На эффективность торговой деятельности магазина большое влияние оказывает рациональное использование его трудовых ресурсов. Из таблицы 3 видно, что за рассматриваемый период производительность труда выросла на 28,8%, что связано с опережающими темпами роста товарооборота по сравнению с численностью работников. Трудообеспеченность также выросла на 26,7% , что связано с ростом среднесписочной численности работников, в то время как торговая площадь осталась прежней.

Таблица 3- Эффективность использования трудовых ресурсов в магазине

Показатели

2010г.

2011г.

2012 г.

Отношен. 2012 г. к 2010 г., %

Товарооборот, тыс. руб.

3500

5230

5710

163,1

Торговая площадь, кв. м.

150

150

150

100,0

Среднесписочная численность работников, чел.

15

19

19

126,7

Трудообеспеченность в расчете на 1 кв.м. торговой площади, чел.

0,100

0,127

0,127

126,7

Производительность труда, тыс. руб. товарооборота на 1 работника

233,3

275,3

300,5

128,8


 

Необходимым условием осуществления деятельности любого торгового предприятия являются издержки обращения (таблица 4).

 

Таблица 4 -  Динамика  издержек обращения торгового предприятия «Любимые продукты»,тыс.руб.

Издержки

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отношении

2012г. к 2010г. %

Постоянные издержки обращения

470

483

518

110,2

Переменные издержки обращения

276

414

517

187,3

 

Валовые издержки обращения

746

897

1035

138,7

Информация о работе Повышение конкурентоспособности розничного торгового предприятия (на примере магазина «Любимые продукты»)