Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа
рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности розничных торговых предприятий 4
2. Анализ конкурентоспособности розничного торгового предприятия «Любимые продукты» в условиях рынка совершенной конкуренции за 2010 -2012 гг. ........................................................................................................18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….......................................................................................................18
2.2. Ассортиментная политика магазина «Любимые продукты» и развитие оборота розничной торговли...............................................................................23
2.3. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия.................27
3. Пути повышения конкурентоспособности магазина «Любимые продукты»........................................................................................................38
3.1. Использование мерчендайзинга как инструмента увеличения продаж в магазине «Любимые продукты»……………………………………………..38
3.2. Совершенствование ассортиментной политики………………….............47 3.3.Совершенствование торгово-технологического процесса на предприятии...........................................................................................................51
Заключение 54
Список использованной литературы 60
- Лидеры: 9,1 - 10;
- Претенденты на роль лидера: 3,1 - 9;
- Последователи: 1,1 - 3;
- Занявшие рыночную нишу: -6,9 - 1;
- Банкроты: -10 - 7.
Рыночные лидеры – фирмы, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности (КФ). Как правило, эти фирмы имеют максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т.д. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона.
Рыночные претенденты – фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Эти фирмы, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.
Рыночные последователи – фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1,1 до 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов.
Фирмы, действующие в рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от -6,9 до 1. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них.
Банкроты – фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от -10 до –7. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются .
Понятие «
Оценка конкурентоспособности торгового предприятия неразрывно связана с пространственными характеристиками магазинов, входящих в торговую сеть.
Важнейшая из таких характеристик – торговая зона, которая в свою очередь определяется расположением, специализацией, пропускной способностью, торговой площадью, и ассортиментом находящихся в ней магазинов. Каждое торговое предприятие в силу особого позиционирования имеет свою торговую зону, в пределах которой потребители заинтересованы в его торговой услуге и готовы преодолевать имеющееся расстояние до магазина. Создание уникальных конкурентных преимуществ и отличительное позиционирование увеличивают торговую зону предприятия и уменьшают зону влияния его конкурентов, находящихся в пределах территории торговой зоны.
Конкурентоспособность предприятия розничной торговли определяется способностью его внутренней среды реагировать на изменения внешней. Особенность внутренней среды предприятия состоит в том, что она находится под воздействием как управляющей подсистемы самого предприятия, так и подсистемы более высокого уровня (например, государства) и должна адаптироваться к изменениям внешней среды. Цель адаптации состоит в том, чтобы предприятие могло с наименьшими потерями противодействовать возникающим во внешней среде неблагоприятным условиям или наилучшим образом использовать их. Таким образом, конкурентоспособность торгового предприятия можно охарактеризовать как разность эффекта двух взаимосвязанных уровней активности – во внешней и внутренней среде. Если эффект активности внешней среды преобладает, то предприятие становится неконкурентоспособным [25].
Еще одна особенность
конкурентоспособности – четко
выраженная потребительская
Конкурентоспособность
предприятия розничной
Для поддержания
стабильного положения
Месторасположение предприятия торговли, увеличение числа лояльных к предприятию покупателей, прочные взаимосвязи с поставщиками низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба, высокий уровень сервиса, квалификация торгового персонала [19].
2. Анализ конкурентоспособности магазина «Любимые продукты» в условиях рынка совершенной конкуренции за 2010-2012 гг.
2.1 Организационно-экономическая
Объектом нашего исследования является розничное торговое предприятие, входящее в торговую сеть «Любимые продукты». Магазин «Любимые продукты» является торговым предприятием, созданным для закупки и реализации товаров и предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Магазин «Любимые продукты» занимается розничной торговлей, реализует населению продовольственные товары и некоторые сопутствующие непродовольственные товары..
Организационная структура розничного торгового предприятия «Любимые продукты» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Организационная структура розничного торгового предприятия «Любимые продукты»
Организационную
структуру торгового предприяти
В функции менеджера торгового зала входит отслеживание работы продавцов – консультантов и решение вопросов, связанных с продажей товаров в торговом зале.
Продавец-консультант решает вопросы управления персоналом универсама, решение всех административных вопросов в подчиненном универсаме, решение всех вопросов с проверяющими инстанциями, исполнение решений центрального офиса и помогает ориентироваться в торговом зале для поиска нужного товара. Продавец-кассир осуществляет расчеты с покупателями. Обязанностями менеджера по приему товара является осуществление контроля за приемкой и доставкой грузчиками товаров в торговый зал. Продавец-маркировщик занимается нанесением на товары штрих-кода для идентификации.
Рассмотрим основные показатели функционирования розничного торгового предприятия «Любимые продукты» за 2010-2012 гг. (табл. 1).
Таблица 1 - Основные показатели функционирования торгового предприятия «Любимые продукты» за 2010-2012 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отношение 2012 к 2010 г., % |
Товарооборот, тыс. руб. |
3500 |
5230 |
5710 |
163,1 |
Валовой доход, тыс. руб. |
910 |
1196 |
1340 |
147,3 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
746 |
897 |
1035 |
138,7 |
Прибыль, тыс. руб. |
164 |
299 |
305 |
186,0 |
Уровень рентабельности, % |
4,7 |
5,7 |
5,3 |
112,8 |
Торговая площадь, м2 |
150 |
150 |
150 |
100,0 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
15 |
19 |
19 |
126,7 |
Расход электроэнергии, тыс. кВт-час |
20 |
21 |
21 |
105,0 |
Как видно из таблицы 1, рассматриваемое предприятие динамично развивается, о чём свидетельствует положительная динамика почти по всем рассматриваемым показателям. Вместе с тем можно видеть замедление темпов роста основных показателей магазина.
Важными условиями эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия являются товарные запасы и скорость обращения товаров. Товарные запасы – это масса товаров, накапливаемых на предприятиях до момента продажи конечному потребителю. Магазин «Любимые продукты» сначала завозит товары на склад, а оттуда они поступают в зону приёмки, откуда он практически сразу направляется в зал магазина, расставляется на полках и стеллажах и реализуется населению. Проанализируем динамику товарных запасов, скорость их обращения и товарооборачиваемость (табл. 2).
Товарооборачиваемость – это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, т.к. означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процессов.
Таблица 2 - Обеспеченность товарными запасами и товарооборачиваемость магазина «Любимые продукты»
Показатели |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
Отношен.2012 г. к 2010 г., % |
Товарооборот, тыс. руб. |
3500 |
5230 |
5710 |
163,1 |
Среднегодовые товарные запасы, тыс. руб. |
437 |
791 |
836 |
191,3 |
Скорость товарного обращения (ТО:ТЗ) |
8,0 |
6,6 |
6,8 |
85,0 |
Длительность 1 оборота, дн. (ср.ТЗ*360:ТО) |
45 |
54 |
53 |
117,8 |
Из данных таблицы 2 видно, что магазин за исследуемый период увеличил свои товарные запасы более чем на 60 %. В то же время скорость товарного обращения снизилась на 15%, длительность одного оборота возросла на 17,8%, что является негативным моментом в деятельности магазина.
К основным факторам, влияющим на товарооборот и величину товарных запасов, относятся соотношение между спросом и предложением товаров, сложность ассортимента товаров, организация и частота завоза товаров, потребительские свойства товаров, ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров. На оборачиваемость товаров влияет и множество других факторов, важное значение из которых отдаётся трудовому фактору.
На эффективность торговой деятельности магазина большое влияние оказывает рациональное использование его трудовых ресурсов. Из таблицы 3 видно, что за рассматриваемый период производительность труда выросла на 28,8%, что связано с опережающими темпами роста товарооборота по сравнению с численностью работников. Трудообеспеченность также выросла на 26,7% , что связано с ростом среднесписочной численности работников, в то время как торговая площадь осталась прежней.
Таблица 3- Эффективность использования трудовых ресурсов в магазине
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012 г. |
Отношен. 2012 г. к 2010 г., % |
Товарооборот, тыс. руб. |
3500 |
5230 |
5710 |
163,1 |
Торговая площадь, кв. м. |
150 |
150 |
150 |
100,0 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
15 |
19 |
19 |
126,7 |
Трудообеспеченность в расчете на 1 кв.м. торговой площади, чел. |
0,100 |
0,127 |
0,127 |
126,7 |
Производительность труда, тыс. руб. товарооборота на 1 работника |
233,3 |
275,3 |
300,5 |
128,8 |
Необходимым условием осуществления деятельности любого торгового предприятия являются издержки обращения (таблица 4).
Таблица 4 - Динамика издержек обращения торгового предприятия «Любимые продукты»,тыс.руб.
Издержки |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отношении 2012г. к 2010г. % |
Постоянные издержки обращения |
470 |
483 |
518 |
110,2 |
Переменные издержки обращения |
276 |
414 |
517 |
187,3 |
Валовые издержки обращения |
746 |
897 |
1035 |
138,7 |