Шпаргалка по дисциплине "Товароведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 21:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Товароведение".

Файлы: 1 файл

Tovarovedenie_otvety.docx

— 240.16 Кб (Скачать файл)

 

1.Фальсификация  пищевых продуктов. Виды и способы  распознавания.

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несуществующих для его использования по назначению свойств. Фальсификация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида при общем ухудшении или утрате остальных наиболее значимых свойств пищевой ценности, в том числе и безопасности.

Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным, если на маркировке или в товарно-сопроводительных документах указано  подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению (например, кофейные напитки с  таким наименованием не являются фальсификатами).

При фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации:

- ассортиментная (видовая);

- качественная;

- количественная;

- стоимостная;

- информационная.

Для каждого вида фальсификации характерны свои способы подделки товара.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Для заменителей характерны определенные особенности: значительная дешевизна по сравнению с натуральным товаром, пониженные потребительские свойства, идентичность (сходство) наиболее характерных признаков (внешнего вида, цвета, вкуса и запаха, консистенции).

В зависимости от средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:

- частичная замена продукта  водой;

- добавление в продукт  низкоценного заменителя, имитирующего  натуральный продукт;

- замена натурального  продукта имитатором.

Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые.

Пищевые заменители – более дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам.

В качестве средств ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители: воду – для жидких продуктов;

другие имитаторы натурального продукта, схожие по определенным, наиболее характерным признакам.

Степень безопасности фальсифицируемого продукта зависит от качества используемой воды. При использовании недоброкачественной воды, например по микробиологическим показателям, даже разбавленный продукт может стать опасным.

К пищевым заменителям, используемым для целей фальсификации, относятся также различные имитаторы, т.е. продукты, применяемые или специально разработанные для замены натуральных продовольственных товаров. Примером могут служить кофейные напитки на основе зерновых, цикория и т.п., концентраты, сиропы, соки и напитки с использованием синтетических красителей, кислот, ароматизаторов.

При ассортиментной фальсификации происходит частичная или полная замена натурального продукта его заменителем.

Возможна также частичная или полная замена высокоценных товаров другим менее ценным товаром, относящимся к другой или той же однородной группе, но иного вида. Так, довольно часто картофельный крахмал фальсифицируется пшеничной мукой или кукурузным крахмалом. Распространенным видом фальсификации является подмена сливочного масла маргарином.

Непищевые заменители относятся к объектам органического или минерального происхождения и непригодны для пищевых целей. Многие из них могут нанести вред здоровью человека, а иногда привести и к смертельному исходу.

В качестве непищевых заменителей чаще всего применяют мел, гипс, известь, золу для примеси к муке, крахмалу.

Для того чтобы опознать фальсификацию, необходимо иметь, как минимум, в стандарте описание и значение показателей характеристик продукции, методики и средства испытания продукции. Не каждый стандарт имеет описание существенных свойств продукции в качестве обязательных. В связи с тем, что законом "О сертификации" регламентируется деятельность по обязательной сертификации продукции на безопасность, в качестве обязательного свойства выступает безопасность продукции. Однако продукция может быть безопасной, но фальсифицированной.

При проведении мероприятий по выявлению фальсификации товаров используют следующие группы методов:

органолептические; основан на определении показателей с помощью органов чувств человека: зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Показатели выражаются в баллах. Метод прост, доступен, но недостаточно объективен. Широко используется в практике торговли.

регистрационные; основан на наблюдении и подсчете числа определенных предметов, событий, случаев, затрат, явлений.

расчетные; основывается на определении показателей качества расчетным путем, т.е. с помощью математических формул с использованием других показателей, полученных иными методами

измерительные; является наиболее объективным, дающим наиболее точные результаты. Показатели определяются с помощью технических средств измерения. Этот метод требует высокой квалификации работников, проводящих измерения, и значительных материальных затрат и времени. Перспективными направлениями этого метода являются ускоренные экспресс-методы и методы неразрушающего контроля.

Экспертные; основан на определении показателей путем обобщения мнений группы квалифицированных специалистов-экспертов в количестве 7-12 человек. Показатели обычно выражаются в баллах.

2.Проведение  экспертизы по определению страны  происхождения товара.

Экспертиза по определению страны происхождения товара проводится в конкурентной среде экспертными организациями (экспертная организация - юридическое лицо, имеющее в штате эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара; эксперт-аудитор по определению страны происхождения товара - специалист, аттестованный в порядке, установленном уполномоченным органом в области технического регулирования и обеспечения единства измерений).

Работы по проведению экспертизы происхождения товара проводятся на договорной основе на основании заявки и представленных заявителем документов согласно утверждённому перечню.

Экспертиза происхождения товара осуществляется экспертом-аудитором по определению страны происхождения товара в течение двадцати четырех часов с момента предоставления и регистрации заявки с полным пакетом документов, подтверждающих происхождение товара.

Экспертиза происхождения товара включает:

1) экспертизу документов, подтверждающих происхождение товара;

2) идентификацию товара  по внешним признакам, по маркировке (наименование, тип, упаковка, класс, предприятие-изготовитель), при необходимости с выездом  на место нахождения товара;

3) экспертизу технологического  процесса при производстве товара.

На проведение экспертизы происхождения товара совместно с заявкой предъявляются следующие документы:

1) документы, подтверждающие  юридический статус заявителя (для  физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица - паспорт, удостоверение  личности, патент или свидетельство  индивидуального предпринимателя);

2) оригинал и копия  документов, подтверждающих происхождение  товара (договор с производителем  товара или на приобретение  товара, накладные, счета-фактуры, документы  о перевозке товара);

3) оригинал и копия  лицензии на вид деятельности;

4) оригинал и копия  документов для определения критерия  достаточной переработки товара (стоимость сырья и компонентов, используемых в производстве  товара, договоры на поставку  сырья, счета, транспортные и другие  накладные, нормативные и технологические  документы, в соответствии с которыми  произведен товар, расчет себестоимости  товара с учетом стоимости  используемого сырья или компонента  иностранного происхождения, калькуляция  затрат, добавленная стоимость);

5) оригинал и копия  ветеринарного свидетельства, если  товар является товаром животного  происхождения, речного и морского  промыслов;

6) оригинал и копия  складской справки о наличии  и количестве товара на складе  с указанием адреса склада;

7) оригинал и копия  доверенности на представление  интересов заявителя;

8) для плодоовощной продукции: оригинал и копия справки-подтверждения  местного исполнительного органа  соответствующей территориальной  единицы Республики Казахстан  о выращивании заявленной партии  продукции на указанной территории  и договор с производителем  продукции, договор на приобретение  товара с обязательным представлением  оригинала или нотариально заверенной  копии договора с производителем  товара.

Оригиналы документов возвращаются заявителю в течение одного рабочего дня после их идентификации с копиями.

В случае необходимости проведения дополнительных исследований экспертная организация запрашивает:

1) оригиналы и копии  разрешений, лицензий, документов, удостоверяющих  происхождение сырья, материалов, комплектующих;

2) протокол испытаний, выданный  аккредитованными испытательными  лабораториями (центрами), если невозможна  идентификация товара без лабораторных  испытаний и исследований.

По результатам экспертизы экспертная организация удостоверяет и выдает акт экспертизы о происхождении товара, составленный экспертом-аудитором по определению страны происхождения товара, либо выдаётся мотивированный отказ.

В целях получения сертификата о происхождения товара документы, акт экспертизы о происхождении товара и заявка установленного образца передаются в уполномоченный орган для принятия решения об оформлении сертификата о происхождении товара.

В настоящее время (с января 2010 года) уполномоченным органом по оформлению, удостоверению и выдаче сертификата о происхождении товара, являются территориальные торгово-промышленные палаты.

Перед оформлением сертификата о происхождении товара уполномоченное лицо территориальной торгово-промышленной палаты составляет заключение об оформлении сертификата о происхождении товара. Для этого проводится анализ представленных заявителем документов, и анализ акта экспертизы о происхождении товара на предмет его надлежащего оформления.

Сертификат о происхождении товара оформляется, удостоверяется и выдается в течение одного рабочего дня, либо выдаётся мотивированный отказ.

Примечание: При вывозе товара с территории Республики Казахстан сертификат о происхождении товара оформляется на каждую отправляемую партию товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя.

3.Цели и задачи идентификационной экспертизы

Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) - отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо. При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам (базовой модели, образцу) из однородной группы, характеризующимся той же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах и перечнях.

Идентификация, как правило, требует многосторонних исследований как опытными специалистами — товароведами-экспертами, так и высококвалифицированными учеными-экспертами. Поскольку результаты идентификации того или иного изделия в дальнейшем анализируются и делаются соответствующие выводы, то, более точно, это можно назвать идентификационной экспертизой. До тех пор, пока не проведена идентификационная экспертиза данного изделия и не установлено, что представляет собой товар, к какой группе он относится и какой код по ТН ВЭД он имеет, все остальные виды экспертиз проводить бесполезно.

Идентификационная экспертиза товара проводится с целью установления принадлежности данного изделия к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню на основании характерных индивидуальных признаков, приведенных в нормативно-технической и иной документации.

Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:

1.   Является ли данное изделие пищевым продуктом либо его необходимо использовать для технических целей, на корм животных и т.п.

2.  К какому классу или группе однородных товаров относится данное изделие.

3.   Установление соответствия данного изделия качественным характеристикам и техническому описанию на него.

4.  К какому сорту относится данное изделие.

5.   Относится ли данное изделие к перечню запрещенных к реализации товаров либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.).

По результатам идентификационной экспертизы могут быть приняты следующие заключения: является ли данное изделие пищевым продуктом; выявляется соответствие, либо несоответствие товара определенным требованиям, указанным в нормативно-технической или иной документации; устанавливается сорт данного изделия; относится ли данное изделие к перечню запрещенных товаров либо имеет определенные ограничения. При получении отрицательных результатов идентификационной экспертизы нельзя делать заключение о фальсификации того или иного товаpa. Просто это может быть новый товар, еще не включенный в ту или иную нормативно-техническую документацию или перечень, или изделие выполнено в одном или нескольких экземплярах.

Объектами идентификации являются товары, услуги, ценные бумаги (деньги, акции, векселя и др.), информация, рабочая сила и другие объекты коммерческой деятельности. Субъектами, осуществляющими идентификацию товаров, являются все участники рыночных отношений: производитель — на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и при отпуске готовой продукции; торговая организация (торговый посредник) — на стадиях заключения договоров купли-продажи, приемки товаров и подготовки их к продаже. Потребитель также проводит идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего по органолептическим показателям, не имея достаточной информации, а также ориентируясь на свой собственный житейский опыт, знания и прислушиваясь к мнению других. При этом покупатель всегда расплачивается за все свои ошибки своими же деньгами.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Товароведение"