Теоретические основы формирования ассортимента и потребительских свойств рыбных пресервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы явилось исследование ассортимента и качество рыбных пресервов реализуемых в магазине «Продукты» ИП Колесовой Е.В.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- исследовать структуру и показатели ассортимента рыбных пресервов;
- исследовать органолептические свойства рыбных пресервов;
- исследовать физико-химические показатели качества рыбных пресервов, реализуемых в данном предприятии

Файлы: 1 файл

курсовая рыбные пресервы.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА, КАЧЕСТВА РЫБНЫХ ПРЕСЕРВОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ «ПРОДУКТЫ» ИП КОЛЕСОВОЙ Е,В.

2.1 Краткая характеристика магазина «Продукты» ИП Колесова Е.В.

 

Коммерческую деятельность магазин «Продукты» И.П. Колесовой  Е.В. осуществляет на основании государственной регистрации ИП в органе государственной регистрации  г. Волгограда, имеет Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе [Приложение  А].

Магазин «Продукты» арендует помещение на улице Баррикадная 19, с торговой площадью 400м2. Данное предприятие осуществляет продажу продовольственных товаров, работает по методу самообслуживания.

Распорядок работы магазина с 9 до 22 часов, без перерывов и  выходных дней. Общая численность  сотрудников коммерческой организации составляет 22 человека.

Для работы магазина разработан и утвержден ассортиментный минимум. Он разработан с учетом материально-технической  базы и финансовых ресурсов и предусматривает 19 позиций. Во все часы работы ассортимент предусмотренных товаров выдерживается.

Предприятие закупает товары по ценам  поставщиков и перед продажей устанавливает, свою цену прибавляя  от 15% до 25%от полной стоимости.

Торговое предприятия отвечает техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, а оборудование и инвентарь содержатся в образцовом санитарном и техническом состоянии.

 Для размещения товаров в торговом зале используют различные типы торговой мебели: пристенные горки холодильные шкафы с низкой плюсовой температурой (модели GFК—1800; S-1400; SZ-1/м) и низкотемпературные холодильные шкафы модели NFG-308 (с t от 18 - 24°С), холодильные лари, тару-оборудование. В магазине рационально располагают товары на торговом оборудовании, т.е. эффективно используют площадь, выкладки и емкость торгового оборудования.

 Основными поставщиками рыбы и рыбных товаров в магазине «Продукты» ИП Колесовой Е.В. являются: ООО «Даис-2», ОАО «Волгоградрыба», ООО «Курск-рыба», ООО «Нор-вест», ЗАО «Камышинский рыбозавод», ООО Торговый дом «Агра», ООО «Ансей ВМК», ЗАО «Русское море», ООО «Дора» и др.

Широкий ассортимент рыбных пресервов, реализуемых в магазине, обеспечивается за счет коммерческого сотрудничества с 12 поставщиками и 6 из них являются местными производителями – их доля в общем объеме поставок рыбных пресервов  и копченой рыбы составляет более 60%.

Наибольшая доля в общем объеме поставок пресервов и других рыботоваров  в магазин «Продукты» приходится на поставку продукции от местных  поставщиков и производителей Волгоградской  области: ЗАО «Камышинский рыбозавод» - 16%, ООО «Калачевский рыбозавод» - 11%, ООО «Даис-2» - 10%, ООО «Полина» - 9%, ООО «Нор-вест» - 8%, ООО «Ансей ВМК» - 6%, доля остальных поставщиков была небольшой и составляла от 3 до 1,5% объемов поставки рыбы и рыботоваров в магазин.

2.2 Анализ структуры объемов  продажи рыботоваров и показателей

ассортимента рыбных пресервов, реализуемых  в магазине 

 

Товарооборот магазина «Продукты» ИП Колесовой Е.В. в исследуемом  периоде ежегодно увеличивался и  в 2012 году составил 40061 тыс. руб., что  на 4061 тыс. руб. больше чем в 2010 году.

Анализ структуры товарооборота  магазина «Продукты» ИП Колесовой Е.В. показал, что удельный вес рыбы и  рыботоваров составляют в 2010 году – 10,9%, в 2012 году составляют 11% от общего объема товарооборота магазина.

Анализ структуры объемов  продажи рыбы и рыботоваров за период с 2010 по 2012 годы представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Структура объема продажи рыбы и рыботоваров в магазине «Продукты»

 

Наименование групп товаров

2010г

2011г

2012г

Темп прироста, % 2011г к 2010г

Темп прироста, % 2012г к 2011г

Объем реал., тыс. руб.

Уд. вес, %

Объем реал., тыс. руб.

Уд. вес, %

Объем реал., тыс. руб.

Уд. вес, %

Рыба и полуфабрикаты рыбные мороженая.

660,0

17,0

712,4

17,2

766,8

17,4

107,9

107,6

Рыба соленая

648,0

16,7

613,0

14,8

506,7

11,5

94,6

82,7

Рыба копченая

632,0

16,2

679,2

16,4

727,1

16,5

107,5

107,1

Рыбные консервы

90

23,1

969,2

23,4

1084,0

24,6

107,7

111,8

Рыбные пресервы 

1048,0

27,0

1168,0

28,2

1322,0

30,0

111,4

113,2

Итого

3888,0

100

4142,0

100

4406,7

100

106,5

106,4


 

За исследуемый период  объемы продажи рыбы и рыботоваров в магазине «Продукты» ежегодно увеличивались, и в 2012 году их реализация составила 4406,7 тыс. рублей, что на 518,7 тыс. рублей больше по сравнению с 2010 годом. Темп роста объемов их продажи в 2011 году к 2010 году составил 106,5%, а в 2012 году к периоду 2011 года составил 106,4%.

Наибольший темп роста объемов продажи в 2011 году наблюдали в следующих группах: рыбные пресервы (111,4%), рыба и рыбные полуфабрикаты мороженые (107,9%) и рыбные консервы (107,7%), рыба копченая (107,5%) и наименьший темп роста объемов продажи наблюдали в группе соленая рыба (94,6%).

В 2012 году к периоду 2011 года на первом месте по темпу роста объемов продажи были также рыбные пресервы (113,2), существенно возрос темп объемов продажи рыбных консервов (111,8%), однако существенно снизился темп продажи соленой рыбы (82,7%) и некоторое снижение наблюдали в группе рыба и рыбные полуфабрикаты мороженые (см. таблицу 12).

В номенклатуру свойств ассортимента входит широта, полнота, устойчивость структура, обновления ассортимента. Для анализа ассортимента рыбных пресервов, реализуемых в магазине «Продукты» выбраны следующие свойства: широта, полнота, степень обновления, устойчивость.

Широта ассортимента служит косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.

Действительная  широта (Шд) – фактическое количество видов товаров, имеющихся в наличие (Шб). Оптимальный ассортимент предполагает наличие такого количества рыбных пресервов, которое удовлетворяло бы спрос различных групп потребителей.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества однородных групп товаров к базовому.

Расчет коэффициента широты производился по формуле:

        Шд

             -Кш=- ------х 100%                                                                                         (1)

         Шб

 

где Шд  - широта ассортимента действительная,

Шб  - широта ассортимента базовая.

В соответствии с классификацией ГОСТ 32054-2003 пресервы рыбные делят на 9 групп:

  1. пресервы из рыбы специального специального посола;
  2. пресервы из рыбы пряного посола;
  3. пресервы из рыбы в масле;
  4. пресервы из рыбы и рыбопродуктов в соусах;
  5. пресервы из рыбы (морепродуктов) в заливке;
  6. малосольные пресервы из рыбы;
  7. пресервы из рыбы с пряностями;
  8. пресервы с растительными добавками;
  9. пресервы-пасты из рыбы.  

  В 2010 году в магазине «Продукты»  широта ассортимента была представлена 4 группами: пресервы из неразделанной рыбы, пресервы из разделанной рыбы и пресервы из обжаренной и отварной рыбы.

Следовательно, коэффициент широты ассортимента рыбных пресервов в  данный период равняется 0,44 или составляет 44%:

 

                                          4

Кш=- ---------- х100 = 0,44 или 44 %

                                           9

 

В 2011  и 2012 годах в продаже имелись все группы пресервов. Коэффициент широты за эти года составил 100%:

                                          9

Кш=- ---------- х100 = 1,0 или 100%

                                           9

 

Анализ полноты ассортимента пресервов  представлен  в таблице 4.

Таблица 4 – Анализ показателей полноты ассортимента рыбных пресервов, реализуемых в магазине «Продукты»

Наименование продукта

2010 год

2011 год

2012год

Пб*

Пд*

Кп*

Пб

Пд

Кп

Пб

Пд

Кп

 Пресервы из рыбы  специального посола

2

1

50

3

2

66,6

3

1

33,0

Пресервы из  рыбы с  пряностями

1

-

-

2

1

50

2

2

100

Пресервы из рыбы пряного  посола

2

2

50

4

2

50

4

4

100

Пресервы из  рыбы в  масле 

3

3

100

3

3

100

3

2

66,7

Пресервы из рыбы с  растительными добавками

1

-

-

2

1

50

2

2

100

Пресервы-пасты из рыбы и морепродуктов

1

-

-

2

1

50

3

3

100

Пресервы из рыбы (морепродуктов(в соусе)

2

2

100

3

2

66,7

3

3

100

Пресервы из рыбы, морепродуктов  в заливке

1

-

-

1

1

100

2

2

100

Малосольные пресервы из рыбы

2

-

-

2

1

50

4

3

75

Итого

14

8

57,1

22

14

63,6

26

23

88,5


Пб* - показатель базовой полноты – показатель полноты магазина «Магнит» ЗАО «Тандер»

Пд – количество наименований пресервов, реализуемых в магазине «Продукты»;

Кп – коэффициент полноты.

 

Как видно из данных таблицы 4 общее количество наименований пресервов рыбных в 2010 году составило 8 наименований против 14 базовых. Общий показатель полноты ассортимента составил 57,1%. В 2011 году произошло увеличение показателя полноты ассортимента рыбных пресервов до 63,6%, т.е. в 2011 году в магазине было предложено для продажи уже 14 наименований пресервов.

В 2012 году общий показатель полноты ассортимента пресервов составил 88,5%.

Широкий ассортимент  был представлен по таким группам, как пресервы из рыбы пряного посола, пресервы из рыбы с растительными  добавками, пресервы из рыбы в соусе, пресервы из рыбы и морепродуктов в заливке и др.

 Структура  ассортимента характеризуется удельным  весом товарной группы, подгруппы,  видов и разновидностей товаров  в общей сумме товарооборота.  Если структура ассортимента  не отражает потребительский  спрос, образуются запасы неходовых, залежалых товаров, создается дефицит оборотных средств, увеличивается затраты на хранение.

Ассортимент рыбных пресервов в  данном предприятии обновляется  с учетом покупательского спроса и закупки у поставщиков новых  видов продукции (пивной набор из семги и форели, пивной набор из лососевых, тигровые креветки в масле с пряностями и др.).

Новизна характеризуется действительным обновлением ассортимента товаров. В торговле, как правило, ассортимент  продовольственных товаров должен обновляться минимум на 15-20%. Коэффициент обновления рассчитываем по формуле:

             Н

Коб= -----------х 100%,                                                                                  (2)

             О

где Н – количество новых наименований рыбных пресервов;

О – общее  количество рыбных пресервов, находящихся  на реализации.

В магазине «Продукты» в 2007 году коэффициент  обновления  составил:

                                             6

                                  Коб=--------х 100 = 42,8%

                                           14

Для продажи населению в 2008 году было закуплено 11 новых  видов рыбных пресервов, и коэффициент новизны  ассортимента пресервов в этом году составил: 

                                            11

Информация о работе Теоретические основы формирования ассортимента и потребительских свойств рыбных пресервов