Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:01, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния акробатических упражнений на развитие гибкости старшего дошкольника.
Объект исследования: процесс физического воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: развитие гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений.
Гипотеза: акробатические упражнения будут эффективно влиять на развитие гибкости старшего дошкольника, если:
-регулярно использовать акробатические упражнения на физкультурных занятиях;
-у ребёнка будет сформирована положительная мотивация.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений
1.1. Проблема развития гибкости старшего дошкольника в трудах современных исследователей 5
1.2. Особенности развития гибкости старшего дошкольника 13
1.3. Роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника 19
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений
2.1.Определение исходного уровня развития гибкости старшего дошкольника 25
2.2 Экспериментальная работа по включению акробатических упражнений в процесс развития гибкости старшего дошкольника и её результаты 31
Заключение 40
Литература 42
Приложение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 174.90 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема:Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника

Содержание

 

Введение                                                                                                                2

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений                                                                                            

1.1. Проблема развития гибкости старшего дошкольника в трудах современных исследователей                                                                                                       5                                                                                                                                                                                                

1.2. Особенности развития гибкости старшего дошкольника                              13                     

1.3. Роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника                                                                                                        19            

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию гибкости старшего  дошкольника средствами акробатических упражнений

2.1.Определение исходного уровня развития гибкости старшего дошкольника                                                                                                         25

        2.2 Экспериментальная работа по включению акробатических упражнений в процесс развития гибкости старшего дошкольника и её результаты           31                                                                                                               

Заключение                                                                                                         40

Литература                                                                                                           42

Приложение                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Модернизация образования на всех уровнях призвана решить задачу по обеспечению гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

Важнейшим средством в  решении поставленной задачи является развитии физических качеств, к которым относятся сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Уровень развития физических качеств определяет физическую подготовленность, которая является основой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.

О влиянии гибкости на совершенствование  двигательных возможностей человека и  оздоровление всего организма писали многие отечественные и зарубежные ученые: В.В.Белинович, Ж.Демени, Э.А.Городниченко, П.Ф.Лесгафт, Э.Я.Степаненкова и др.

Движения человека с оптимальным  уровнем развития гибкости предельно  точны и рациональны, что в  значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы.

По утверждению Н.А.Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные предпосылки для совершенствования других физических качеств, недостаточное развитие какого-либо из которых снижает двигательные возможности ребёнка, уменьшает уверенность в успешном выполнении движений.

В исследованиях М.Ф.Иваницкого, А.Н.Крестовникова, Л.Е.Лебедянской, А.А.Маркоросяна, Н.А.Пилосян и др. подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения сложными двигательными действиями в разных видах спорта и в процессе трудовой деятельности.

Несмотря на значимость гибкости для жизнедеятельности человека, особенности развития этого физического качества у старших дошкольников мало изучены. С одной стороны, физиологами В.А.Арслановым, Н.А.Бернштейном, С.И.Гальпериным, Ю.И.Данько, И.П.Павловым, И.М.Сеченовым доказано, что гибкость, как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от врожденных биологических факторов. С другой, Б.А. Ашмариным, Е.Н.Вавиловой, доказано - при целенаправленном систематическом воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие гибкости.

При этом, по мнению В.И.Ляха, при развитии этого физического качества не следует стремиться к достижению сверхгибкости. Это не оправдано, во-первых, тем, что чрезмерное развитие подвижности в суставах ведёт к перераспределению мышечных волокон и связок, а зачастую ещё и к деформации суставных структур, особенно у детей. Во-вторых, это оборачивается нарушением гармонии физического развития.

Проблема  развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время, так как большинство используемых физических упражнений лишь косвенно влияют на это физическое качество и не позволяют достигать оптимального уровня его развития.    

Поскольку данная проблема актуальна, это обусловило выбор темы: нашего исследования «Акробатические упражнения как средство развития гибкости старшего дошкольника».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить  эффективность влияния акробатических упражнений  на развитие гибкости старшего дошкольника.

Объект исследования: процесс физического воспитания в ДОУ.

Предмет исследования: развитие гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений.

Гипотеза: акробатические упражнения будут эффективно влиять на развитие гибкости старшего дошкольника, если:

-регулярно использовать акробатические упражнения на физкультурных занятиях;

-у ребёнка будет сформирована положительная мотивация. 

Цель, объект и предмет  исследования определили необходимость  постановки и решения следующих  задач:

Задачи исследования:

 1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности развития гибкости старшего дошкольника

3.Раскрыть роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника

4.Подобрать и апробировать комплекс  занятий с использованием акробатических упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

Структура квалификационной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

База исследования: г. Оренбург, МДОУ № 201, старшая группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений

 

    1. Проблема развития гибкости старшего дошкольника в трудах современных исследователей

 

Несмотря на пристальное  внимание к вопросам оздоровления подрастающего  поколения, существующие законы, количество здоровых детей, по данным научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза.

Следовательно, в целях  совершенствования системы физического  развития и образования дошкольников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка.

Развитие физических качеств, важнейшим из которых является гибкость — необходимое условие полноценного физического развития.

Гибкость — это морфофункциональное  свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности  его звеньев. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок и определяет пределы амплитуды движений.  Ее измеряют по предельной амплитуде  движений, оцениваемой в угловых  градусах или линейных величинах (сантиметрах).[37]

В исследованиях Л.Е. Лебедянской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость  развития гибкости для овладения  техникой двигательных действий  разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а  также при выполнении действий в  процессе трудовой деятельности. Движения человека с оптимальным уровнем  развития гибкости предельно точны  и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы. [28]

По утверждению Н.А. Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других физических качеств.[3]

Тем не менее, проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества. Результаты тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста, полученные Московской городской федерацией спортивных обществ, свидетельствуют о том, что только 50 % дошкольников г. Москвы показывают положительные результаты развития гибкости.

Некоторые программы по физическому  воспитанию детей дошкольного возраста, основу которых составляют акробатические упражнения, не подкреплены достаточными экспериментальными исследованиями. В  связи с этим была поставлена цель: выявить особенности развития гибкости у детей шестого года жизни.

Гибкость как морфофункциональное  свойство опорно-двигательного аппарата,  характеризующее степень подвижности  его звеньев, во многом зависит от  врожденных биологических факторов. Однако при систематическом, целенаправленном воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно  влиять на развитие этого психофизического  качества.

Исследования   В.С. Фарфеля, К. Освальда, С. Баско показали специфическое  воздействие статических упражнений на развитие гибкости. При выполнении отдельных статических упражнений, под которыми понимают неподвижное сохранение определенной позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц [ 41].

В.С. Фарфель доказал, что проявление гибкости зависит от многих факторов: анатомических, физиологических, психологических, эластичности мышц, связок, суставных сумок.[41]

В процессе выполнения рывковых баллистических упражнений в мышцах возникает напряжение в два раза большее, по сравнению со статической  растяжкой, и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение. Таким образом, для развития гибкости нужно целесообразно использовать статические упражнения.

Выполнение статических  упражнений на уменьшенной площади  опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения.

Статические упражнения составляют основу многих систем, разработанных  для взрослых и направленных на совершенствование  физических и психических  возможностей человека. Самая древняя из них  — хатха-йога, в которой статические  упражнения являются средством развития гибкости.

   Польский ученый  Г. Прошацка считает, что в  структуре гибкости наиболее  важными компонентами могут быть  координация деятельности больших  мышечных групп и мелких движений, дифференцировка и воспроизведение  мышечных усилий, скорость и амплитуда  движения.

   Гибкость — это  способность выполнять движение  с максимальной амплитудой, важное  психофизическое качество, которое  наряду с быстротой, силой,  выносливостью, ловкостью определяется  морфофункциональными биологическими  особенностями человека. Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.[43]

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся  поверхностей друг другу.

Ограничителем реального  размаха движений являются суставные  сумки-связки. Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности  в суставе, улучшению показателей  гибкости.

Возможный предельный размах движений обусловливается не только формой сустава и соответствием  сочленяющихся поверхностей друг другу, но и другими индивидуальными  особенностями суставного аппарата: конфигурацией суставных концов костей, толщиной суставного хряща. Однако эти особенности не оказывают  существенного влияния на показатели реальной гибкости. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при  выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться.

Информация о работе Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника