Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:01, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния акробатических упражнений на развитие гибкости старшего дошкольника.
Объект исследования: процесс физического воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: развитие гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений.
Гипотеза: акробатические упражнения будут эффективно влиять на развитие гибкости старшего дошкольника, если:
-регулярно использовать акробатические упражнения на физкультурных занятиях;
-у ребёнка будет сформирована положительная мотивация.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений
1.1. Проблема развития гибкости старшего дошкольника в трудах современных исследователей 5
1.2. Особенности развития гибкости старшего дошкольника 13
1.3. Роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника 19
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений
2.1.Определение исходного уровня развития гибкости старшего дошкольника 25
2.2 Экспериментальная работа по включению акробатических упражнений в процесс развития гибкости старшего дошкольника и её результаты 31
Заключение 40
Литература 42
Приложение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 174.90 Кб (Скачать файл)

Специалисты выделяют шестой год жизни детей как наиболее нестабильный период в физическом развитии. С одной стороны, в старшем дошкольном возрасте увеличивается амплитуда движений во всех суставных сочленениях, дифференцируются процессы напряжения и расслабления действующих мышц, развивается в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры головного мозга способность ребенка осваивать сложную программу действий. С другой стороны, несмотря на хорошо развитые крупные мышцы туловища, и конечностей, активнее всего обеспечивающих вертикальное положение тела, слабо развитыми остаются связочные отделы позвоночного столба, мелкие мышцы шеи, груди, поясницы. В связи, с чем форсированное развитие гибкости без соразмеренного укрепления мышечно-связочного аппарата, может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки.

На шестом году жизни происходит изменение пропорций тела ребенка  за счет увеличения длины ног.  Кости  развиваются значительно быстрее, чем мышцы и сухожилия, а значит, в периоды быстрого скелетного роста  может происходить увеличение плотности  сухожилий вокруг суставов и снижение гибкости. В связи с чем, необходимо использовать средства, позволяющие  сохранить оптимальный уровень  гибкости и предотвратить возможные  травмы. Сочетать в процессе физического  воспитания детей упражнения, направленные на развитие гибкости, с динамическими упражнениями.

Статические упражнения для  развития гибкости старших дошкольников целесообразно включать в комплекс общеразвивающих упражнений, который представляет собой систему специально разработанных движений и могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. В этом случае развитие гибкости будет осуществляться без ущерба для других видов двигательной деятельности. Кроме этого, общеразвивающие упражнения проводятся после непродолжительной подготовительной части, что положительно влияет на гибкость, так как, растяжимость разогретых мышц значительно выше.

При включении статических  упражнений в комплекс общеразвивающих  упражнений важно учитывать принцип  попеременного включения мышц-антагонистов: в каждом последующем упражнении напрягаются те мышцы, которые в  предыдущем были расслаблены. Таким  образом, происходит равномерное распределение  нагрузки, что способствует формированию правильной осанки.

 Количество упражнений  в комплексе для детей шестого  года жизни составляет 6–7 упражнений. При этом статических упражнения  должно быть не более 3-х,  так как процессы возбуждения  у детей старшего дошкольного  возраста еще преобладают над процессами охранительного торможения и большее количество статических движений приводит к утомлению и снижению интереса к занятию.

В процессе выполнения статических  упражнений необходимо постепенно увеличивать  время удержания поз с 3 до 10 секунд максимально.

Основой обучения детей физическим упражнениям является условно-рефлекторный процесс, происходящий в двигательном анализаторе. Обучение статическим  упражнениям проводится по трехэтапной  методике, разработанной А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой.[38]

На этапе углубленного разучивания упражнения большое  значение имеют приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основанные на непосредственной помощи воспитателя, который прикосновением к ребенку  уточняет и направляет положение  тела.

С целью контроля и коррекции  положения тела при выполнении статических  упражнений на этом этапе мы применяем  предметы и пособия, а также предлагали детям выполнять некоторые упражнения в парах.

На этапе закрепления  и совершенствования навыка, связанного с выполнением статических упражнений, активно используются игровой метод. Включение статических упражнений в подвижные игры «Фигуры», «Слушай  сигнал», «Затейники», «Море волнуется» создает возможность относительно точной дозировки физической нагрузки и желаемых локальных воздействий  на организм. Выполнение статических  упражнений в игровых условиях способствует совершенствованию и стабилизации навыка.

Выполнение статических  упражнений, связанное с преодолением мышечного напряжения, должно быть осознанным, только тогда движение будет приносить радость и  удовлетворение.

Использование в работе с  детьми фотографий, картинок, на которых  изображено, как выполняется то, или иное статическое упражнение, играет важную роль в формировании двигательного навыка. Дети старшего дошкольного возраста хорошо и быстро запоминают названия, общую характеристику акробатических упражнений.

Использование детьми статических  упражнений в процессе самостоятельной  двигательной деятельности позволяет  поддерживать достигнутый уровень  гибкости. Для повышения интереса к выполнению статических упражнений для большинства из них было придумано  словесное сопровождение.[38]

Внесение проблемной ситуации в двигательную деятельность, связанную  с выполнением статических упражнений, позволяет ребенку самостоятельно осмыслить, представить упражнение, что, в свою очередь, способствует сознательному  усвоению и закреплению в памяти. Успешное овладение новыми формами  движений укрепляет уверенность  детей в своих силах, формирует  у них положительное отношение  к занятиям физической культурой.

Таким образом, использование  отобранных статических упражнений значительно расширяет двигательный опыт, резерв условно-рефлекторных связей детей шестого года жизни, на основе которых легче и быстрее развиваются не только гибкость, но и другие физические качества, повышается уровень физической подготовленности.

 

1.3 Роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника

 

Название «акробат» произошло  от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь».От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика».В наше время слово «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости.

Акробатические упражнения являются эффективным средством развития и совершенствования физических и морально-волевых качеств детей дошкольного возраста, а также, трудового воспитания.

 Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств  развития гибкости . Среди них выделяются:

— перекаты — вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без  переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);

— кувырки — вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад  в группировке, согнувшись и прогнувшись  из разных и.п. в различные конечные положения.

Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. При разучивании сложных  кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.

Обучать детей акробатическим упражнениям следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных приёмов.

Дети, регулярно занимающиеся акробатикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, красивой выправкой, осанкой. Особенно важно, что акробатические упражнения обеспечивают развитие мускулатуры  плечевого пояса, грудной клетки, верхних нижних конечностей. Как  известно, хорошее развитие этой мускулатуры  не только позволяет совершать большие  усилия, выполнять работу большой  мощности, но и поддерживать слаженную  деятельность органов сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и  иных систем человеческого организма.

   Акробатические  упражнения помогают формировать у детей многие прикладные навыки: учат правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, влезать по канату, лестницам. Среди средств акробатики имеется много общеразвивающих упражнений, благодаря которым занимающимся нетрудно овладевать перечисленными прикладными навыками. На занятиях укрепляется мышечный корсет, т.к. попадая в школу, ребенок должен длительное время выдерживать мышечную нагрузку, и от того, насколько развит у него мышечный корсет, во многом и зависит его работоспособность в школе. Большое внимание на занятиях уделяется общеразвивающим  упражнениям, выполняемым индивидуально и в парах, а также  с предметами: гимнастическими палками, гимнастическими скамейками, скакалками, большими и малыми мячами, обручами. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей организма детей и их психомоторного развития. При освоении новых двигательных навыков придумывается образный рассказ, хорошо понятный по содержанию. Например: бег с высоким подниманием колен - «лошадка», прыжки в приседе - «как мячики», ходьба мелким шагом – «лилипуты», широким - «великаны», бег «кошечкой», «тараканчиком»,  передвижение «гусеницей», прыжки на двух ногах – «зайчики», наклоны в стороны - «часики», наклоны вперед, сидя на полу - «пружинки», отведение туловища назад - «солдатики» и т.п. Осваивая группировки и перекаты, дети могут изображать колобка, мячик, калачик, кошку и собаку, лодочки, качалки и т.д., что создает благоприятную эмоциональную обстановку. Занятия проводятся в игровой форме. Детям дается задание «кто плотнее сделает калачик при перекате в группировке», кто при исполнении  « рыбки» достанет до носа, кто лучше прогнется в «лодочке», у кого самый лучший мост. 
Упражнения закрепляются  в играх. Например, в эстафетах с акробатическими элементами выигрывает команда, которая быстрее и правильнее  выполнит задание. В игре «салки» дети догоняют друг друга кувырками, колесами, прыжками в группировке, при этом слежу за правильным исполнением этих элементов. Дети сами разбирают и оценивают правильность выполнения упражнений.

Упражнения акробатики, которые  разучиваются с детьми:

- прыжки в группировке  с поворотом на 360 градусов вправо, влево.

- полумосты  из положения  лёжа.

- полушпагаты.

-Равновесия: согнутая нога  впереди, в стороне; прямая  нога впереди, в стороне, «ласточка».

Особая польза акробатики заключается в том, что она  помогает совершенствованию координационных  способностей, то есть способностей согласовывать  действия различных звеньев двигательного аппарата. Конечно, не только акробатические, но и многие другие упражнения улучшают координацию движений, однако в акробатике эти задачи решаются наиболее четко и последовательно.

Акробатические упражнения для развития гибкости у старших  дошкольников

  1. «Растём»

Лёжа на спине, ребёнок  выполняет движения стопами, поочерёдно вытягивая подъёмы. Руки за головой. Упражнение  выполняется в среднем темпе 12-16 раз.

  1. «Отдыхаем»

Ребёнок лежит на животе, руки под подбородком. Ноги поочерёдно сгибаются в коленях, пяточкой доставая ягодицы.

  1. «Змея»

Исходное положение – лёжа на животе, руки согнуты в локтях, ладони лежат на уровне плеч. На счёт «раз»- ребёнок вытягивает руки, прогибаясь в спине. При этом ноги вытянуты и плотно прижаты друг к другу, на счёт «два»- возвращается в исходное положение. Во время выполнения упражнения можно добавить имитацию шипения змеи. Этот приём способствует развитию дыхательной системы ребёнка.

  1. «Рыбка»

Начальное положение: лежим  на животе, руки сгибаем под грудью. Ребёнок выгибает спину, выпрямляя при этом руки, поднимает голову и грудь, стараясь носочками достать затылок.

  1. «Лягушка»

В положении стоя, ноги широко расставлены, руки согнуты в локтях, имитируя лапки лягушки. Ребёнок приседает, разводя колени в стороны.

  1. «Летучая мышь»

При наклоне вперёд спина  должна быть прямая. Положение рук можно чередовать. Один раз достаём до пальчиков ног, другой раз держим за спиной полочкой.

           7.        «Колечко».

И. п. Лежа на животе Упор руками в пол около груди .

В. Выпрямляя руки в локтях, поднять вверх голову и грудь. Затем согнуть ноги в коленях и стараться носками дотянуться до головы, образуя замкнутое кольцо.

Для облегчения выполнения данного упражнения ноги в коленях  раздвигают на ширину, удобную для  каждого ребенка индивидуально. Постепенно ноги соединяют и выполняют упражнение с соединенными ногами.

С. Одной рукой поддержать ребенка под грудь, другой — ноги около носков, не применяя физических усилий.

        8. «Корзинка».

 И. п. Лежа на животе. Руки вытянуты вдоль туловища 
В. Согнуть ноги в коленях. Руками захватить носки с внешней стороны и тянуть ноги вверх с одновременным подтягиванием вверх головы и всего туловища.

Для облегчения выполнения упражнения, как и «колечке», ноги сначала разъединить, но постепенно учиться выполнять упражнение с соединенными ногами.

С. Помочь детям руками захватить носки и потянуть ноги вверх.

        9. «Ласточки с колена» или «Кошка хвостик подняла».

И. п. Упор на руках и коленях.

В. Одновременно поднять одну прямую ногу с вытянутым носком и голову, а спину прогнуть вниз.

Усложнение: поднятую ногу согнуть в колене и стараться носком дотянуться до головы.

С. Помочь ребенку вытянуть ногу вверх и прогнуть спину вниз. При усложнении направить согнутую ногу к голове.

        10.     «Мостик».

 И. п. Лежа на спине.  Ноги, согнутые в коленях, с  упором на ступни. Упор руками  за плечами, при этом ладони  развернуты пальцами к плечам.

В. Сначала пытаться приподнимать таз от пола выше и выше. Затем, выпрямляя руки в локтях, приподнимать от пола голову. С упором на ступни и ладони прогнуть туловище вверх, при этом пытаться выпрямить руки, а затем и ноги.

Здоровье во многом зависит  от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т. д. Вот почему так необходимо сохранять и развивать природные физические задатки — свободное манипулирование телом за счет гибкости позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса. Поэтому, что задачи акробатических упражнений для детей старшего дошкольного возраста состоят в следующем:

- сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов; укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться;

- развивать чувство равновесия, чувство полета, способность легко владеть своим телом и т. д.;

- способствовать выполнению упражнения легко, с равномерным дыханием (при начальной стадии обучения упражнения выполняются по 1—3 раза, но с задержкой данной позы и восстановлением дыхания);

- учить детей чувствовать и ощущать процесс своих движений (для этого необходимо соединять движения и сознание, т. е. направлять свои мысли на выполнение конкретного движения);

Информация о работе Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника