Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:01, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния акробатических упражнений на развитие гибкости старшего дошкольника.
Объект исследования: процесс физического воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: развитие гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений.
Гипотеза: акробатические упражнения будут эффективно влиять на развитие гибкости старшего дошкольника, если:
-регулярно использовать акробатические упражнения на физкультурных занятиях;
-у ребёнка будет сформирована положительная мотивация.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений
1.1. Проблема развития гибкости старшего дошкольника в трудах современных исследователей 5
1.2. Особенности развития гибкости старшего дошкольника 13
1.3. Роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника 19
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений
2.1.Определение исходного уровня развития гибкости старшего дошкольника 25
2.2 Экспериментальная работа по включению акробатических упражнений в процесс развития гибкости старшего дошкольника и её результаты 31
Заключение 40
Литература 42
Приложение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 174.90 Кб (Скачать файл)

- развивать творческую двигательную деятельность (чем больше дети самостоятельно придумывают разные гимнастические фигуры, тем лучше и свободнее


Таким образом,  акробатические упражнения развивают у детей гибкость, ловкость, чувство равновесия, координацию, точность движения,   прыгучесть. У детей развиваются дисциплинированность и целеустремленность. Дети, занимающиеся акробатикой, отличаются  равномерно развитой мускулатурой, красивой выправкой, осанкой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию гибкости старшего  дошкольника средствами акробатических упражнений

 

2.1 Определение исходного уровня развития гибкости старшего дошкольника

 

    Наша экспериментальная работа проходила на базе дошкольного образовательного учреждения № 201 г. Оренбурга.

Проделанная работа состояла из нескольких взаимосвязанных этапов:

1этап исследования –  констатирующий;

2этап исследования  - формирующий;

3 этап  - контрольный.

Цель 1этапа нашего исследования: выявить уровень развития гибкости детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика развития гибкости  детей старшего дошкольного возраста проводилось в начале учебного года (сентябрь 2011г), совместно с медицинскими работниками детского сада. Мы использовали диагностические методики А.Б.Лагутиной. В экспериментальную группу нашего исследования мы отобрали 20 детей(10 мальчиков, 10 девочек) Возраст детей  от 6  до 7 лет .

     В процессе  исследования нами было  определено, что под гибкостью понимается морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев.

     В ходе констатирующего  эксперимента мы обратили внимание  на уровень развития гибкости  старшего дошкольника

Задания проводятся в спортивном зале, на ковриках. Нами были учтены индивидуальные особенности детей, после каждого задания давалось некоторое время для отдыха.

Детям давалось право на две попытки, из которых  выбирался лучший результат. Результаты заносились в таблицы.

Тест№1«Наклоны вперёд из положения основной стойки»

Цель: определить уровень подвижности всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичности мышц и связок.

Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определённом направлении.

Ход тестирования:

Тест проводится воспитателем. Ребёнок становится на пол, принимая исходное положение: ноги шире плеч.

Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать воспитатель). Воспитатель демонстрирует наклоны вперёд, сначала дотрагиваясь кончиками пальцев до пола, потом кулаками и, наконец, ладонями. Ребёнок повторяет за воспитателем наклоны. Регистрируется тот уровень наклона, при котором ребёнок может дотянуться до пола, не сгибая колени. Даётся две попытки.

         Высокий уровень – ребёнок соблюдает основную стойку – ноги врозь шире плеч, при наклоне вперёд ноги в коленях остаются прямыми, ладонями достаёт до пола.

Средний уровень – ребёнок не всегда соблюдает основную стойку, при наклоне вперёд ноги сгибаются в коленях, достаёт сжатыми кулаками до пола.

Низкий уровень – ребёнок не соблюдает основную стойку, при наклоне вперёд ноги  сгибаются в коленях, до пола достаёт кончиками пальцев рук.

3балла  – касание пола кончиками пальцев (низкий уровень)

4балла  – касание кулаками (средний уровень)

5баллов  – касание ладонями (высокий уровень)

 

 

 

 

 

Тест№1  «Наклоны вперёд из положения основной стойки»

Таблица №1

Имя

мальчики

девочки

Баллы

Богдан  М.

           

Светлана К.

           

Павел И.

           

Марина Р.

           

Сергей И.

           

Арина П.

           

Игорь А.

           

Карина К.

           

Алексей А.

           

Юлия Ч.

           

Дарья О.

           

Кирилл С.

           

Виктор М.

           

Ксения К.

           

Александр Л.

           

Кристина Н.

           

Иван А.

           

Ольга Д.

           

Николай Ш.

           

Анна В.

           
             
             

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест№2«Наклон вперед, сидя»

Цель: измерить активную гибкость позвоночника, тазобедренных суставов и эластичность мышц.

Ход тестирования:

Тест проводится воспитателем. Ребёнок без обуви садится на пол, ноги врозь, расстояние между пятками 20 см, ступни вертикально, руки вперед, ладони вниз. Педагог прижимает колени ребёнка к полу. Выполняются три медленных предварительных наклона вперед. Ладони при этом скользят вперед по линейке, лежащей у ребёнка вдоль ног между стопами, нулевая отметка находится на уровне пяток. Четвертый наклон основной — в нем ребёнок должен задержаться не менее 2 сек.

Лучший результат засчитывается  по кончикам пальцев с точностью  до 1 см. Эта цифра записывается со знаком плюс /+/, если ребёнок коснулся цифры за линией, на которой расположены  его пятки, или со знаком минус /-/, если его пальцы не достали до линии  пяток. Для более быстрого проведения теста используют два куба /опоры/ для упора стоп и сохранения прямых ног без посторонней помощи. Между ног ребёнка помещают кубик, который он во время четвертого, основного, наклона старается отодвинуть пальцами рук вперед по направлению к пяткам на максимально возможное расстояние. Ребёнку предоставляется две попытки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест №2 «Наклон вперед, сидя»

Таблица №2

Имя

мальчики

девочки

Баллы

Богдан  М.

           

Светлана К.

           

Павел И.

           

Марина Р.

           

Сергей И.

           

Арина П.

           

Игорь А.

           

Карина К.

           

Алексей А.

           

Юлия Ч.

           

Дарья О.

           

Кирилл С.

           

Виктор М.

           

Ксения К.

           

Александр Л.

           

Кристина Н.

           

Иван А.

           

Ольга Д.

           

Николай Ш.

           

Анна В.

           
             
             

 

Мы выяснили, что 4 человека ( Юлия Ч, Ксения К, Кристина Н, Карина К) имеют  высокий уровень развития гибкости, 10 человек(Сергей И, Александр Л, Ольга Д, Дарья О, Светлана К, Анна В, Марина Р, Арина П, Игорь А, Кирилл С) имеют средний уровень развития гибкости, 6 человек (Павел И, Алексей А ,Иван А, Виктор М, Николай Ш, ) имеют низкий уровень развития гибкости.

По итогам констатирующего эксперимента мы выявили:

Высокий уровень развития гибкости имеет  – 20% (4 человека)

Средний уровень развития гибкости – 50% (10 человек)

Низкий уровень развития гибкости – 30% (6 человек)

 

Диаграмма №1

 

Уровень развития гибкости старшего дошкольника  на констатирующем этапе эксперимента

 

 

 

 

 

Для повышения уровня развития гибкости  мы считаем, эффективным, включение акробатических  упражнений в процесс развития движений старшего дошкольника. И на следующем этапе исследования попытаемся это доказать.

2.2 Опытно- экспериментальная работа по включению акробатических упражнений в процесс развития гибкости старшего дошкольника и её результаты

 

На формирующем этапе работы были организованы занятия в кружке «Крепыш».

 В ходе практической  работы  нами был составлен перспективный план работы кружка. Занятия кружка планировались во второй половине дня, 2 раза в неделю. При отборе упражнений учитывались принцип возрастной адекватности  и    оздоровительной направленности

  Структура занятий кружка разработана на основе рекомендаций  Н.Г.Озолина. 

Первая часть  занятия  – подготовительная. Её цель:  общая разминка, разогрев мышц.  

 Вторая часть –  основная. Состоит из комплекса   упражнений на развитие гибкости.

             Третья часть – подвижная игра с элементами статических упражнений.

    Обучение упражнениям для развития гибкости проводилось по трехэтапной методике, разработанной А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой и включало:

  • Начальное разучивание;
  • Углубленное разучивание;
  • Закрепление и совершенствование навыка.

   Опираясь на исследования физиологов И.П.Павлова, И.М.Сеченова  о деятельности двигательного анализатора и свойствах мышечно-связочного аппарата,  подобрали упражнения для развития подвижности разных суставов с учетом психофизических особенностей детей  6-7 лет. Количество упражнений в  общем комплексе занятий  на начало практической работы составляло 2-3 , к концу работы 8-9 .  Комплекс на  развитие гибкости включал   статические упражнение и динамические, так как использование  только статических упражнений  приводит к утомлению и снижению интереса к занятию.  Включение динамических упражнений  способствует длительной работоспособности детей.

   Упражнения подбирались  не только по анатомическому  принципу, но ещё по принципу  попеременного включения мышц-антагонистов: в каждом последующем упражнении  напрягаются те мышцы, которые  в предыдущем были расслаблены.  Таким образом, происходит равномерное  распределение нагрузки, что способствует  развитию гибкости, формированию  правильной осанки.

Время удержания поз   начинали с  3-х секунд, постепенно увеличивая до 10 секунд максимально. Использовали упражнения для  развития гибкости разных групп мышц, например:

    для  развития гибкости плечевого и локтевого сустава — упражнения «Лучник», «Замок», «Лебедь», «Гора», «Дерево»,  «Тростинка»;

         для развития гибкости позвоночника — упражнения «Чемодан», «Змея», «Кошка», «Индеец в дозоре», «Лодка»,  «Винт», «Кольцо»,  «Самолет», «Ёжик»;

       для развития тазобедренного и коленного сустава — упражнения «Дерево», «Глубокий выпад вперед», «Глубокий выпад в сторону», «Бабочка», «Шлагбаум»,  «Лягушка».

     Дети 6 лет еще  не способны отделить несущественное  от основного, часто фиксируют  свое внимание на  второстепенном,  поэтому объяснения давались  точные и краткие.

       На этапе углубленного разучивания упражнений использовали приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основанные на непосредственной помощи воспитателя, который прикосновением к ребенку уточняет и направляет положение тела.

     С целью контроля и коррекции положения тела при выполнении упражнений на этом этапе  применяли различные предметы и пособия (гантели, набивные мячи, обручи, детские стулья), а также предлагали детям выполнять некоторые упражнения в парах. При выполнении упражнений в парах один ребенок должен был рассказать, как выполняется упражнение, а другой — выполнить его по описанию, при этом дети побуждались к взаимному контролю и оценке.

Упражнения с партнером  также способствуют развитию пассивной  гибкости, что  является неотъемлемой частью работы по развитию гибкости детей. Пассивная гибкость определяется наивысшей  амплитудой, которую можно достичь  за счет внешних сил, создаваемых  партнером, снарядом, отягощением. 

На этапе закрепления  и совершенствования навыка, включали  упражнения в игры. Это способствовало совершенствованию и стабилизации навыка.    Упражнения включали в  такие подвижные игры как: «Волшебные ёлочки», «Фигуры», «Слушай сигнал», «Затейники», «Море волнуется», «Делай как я», «Ловкие ноги». Включение статических упражнений в подвижные игры создавало возможность относительно точной дозировки физической нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм.

Информация о работе Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника