Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:58, реферат
В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры.
Спортсмены и зрители вместо гуманной спортивной идеологии часто ориентируются (причем, нередко осознанно) на национальные стереотипы и предрассудки, соответствующие историческим, культурным, политическим и социальным условиям жизни. Это проявляется в исполнении гимнов, демонстрации флагов и другой национальной символики. Как пишет Heinila, яркое описание этой ситуации дал Jones: "... тысячи зрителей, а иногда и сами спортсмены, как известно. увлечены созерцанием величественного соревнования между "своей страной" и "противником". На карту поставлен национальный престиж; победа выступает уже не только как успех команды, которая играла лучше, но и как национальная победа и дает повод для национального торжества, несоизмеримого с реальностью. Такое поведение не содействует международному взаимопониманию" [376, p. 163].
Как отмечает Heinila, осознанное
убеждение в национальном успехе
и превосходстве способствует усилению
групповой идентификации и
Газеты и другие средства массовой информации, отмечает Heinila, особенно перегружены этноцентризмом и содействуют пробуждению нереалистических ожиданий среди спортивной публики. Ссылаясь на исследование, которое провел Kleinmann [384], он указывает и на то, что конфликты более вероятны в командных видах спорта, нежели в индивидуальных, поскольку зрителям, повидимому, психологически легче идентифицировать себя с командой, нежели с индивидуальным участником (чаще говорят "наша команда выиграла" нежели "наш Paavo Nurmi выиграл"). Он считает также, что Олимпийские игры вследствие своего универсализма не создают такой позитивный базис для национальной идентификации, и потому возможность конфликта в этих Играх, по его мнению, весьма незначительна [357, p. 33].
Помимо групповой идентификации Heinila обращает внимание и на некоторые другие факторы, содействующие возникновению конфликтов в международном спорте. К числу таковых он относит: профессионализацию спорта, которая повышает требования к участникам соревнований и потому более резко разграничивает их по шкале достижений; рекламу, которая усиливает стремление к чемпионству; коммерциализацию спорта, с которой связано всемерное материальное поощрение победителей и, следовательно, повышение заинтересованности спортсменов в выигрыше.
К числу важных факторов,
создающих условия для
Отклонение от указанного фундаментального принципа, отмечает он, к сожалению, все чаще случается в международном спорте. Оно может подорвать подлинный характер соревнования и не только создает потенциальную угрозу возникновения конфликтных ситуаций в международном спорте, но и может подвергнуть опасности всю систему международного спорта.
По мнению автора обсуждаемой
работы, "базовым и общепризнанным
условием для актуализации функции
доброй воли и дружбы в международном
спорте является абсолютное уважение
писаных и неписаных правил соревновательного
спорта" [357, р. 36]. Однако, подчеркивает
Heinila, как показывают исследования,
среди спортсменов, зрителей и спортивных
деятелей отсутствует единое понимание
принципов Fair Play. Это существенно
затрудняет практическую реализацию в
международном спорте этих принципов
и создают потенциальную
Heinila заканчивает упомянутую
работу на оптимистической
В более поздней работе
"Спорт и международное
Национальные спортивные организации (в частности, НОКи), отмечает Heinila, основные свои усилия направляют на достижение успеха своих спортсменов в международных соревнованиях, а не на общее благо. По мере того, как международные соревнования становятся все более популярными и заметными, страны, участвующие в этих соревнованиях, мобилизуют и используют все имеющиеся национальные ресурсы для достижения успеха и победы [360]. Наиболее ярко, указывает Heinila, это проявляется в политике США и соцстран (например, ГДР), которые открыто провозглашают своей целью мобилизацию всех национальных ресурсов для достижения превосходства над другими странами в международном спорте. Однако такая ориентация достижение успеха свойственна и другим странам. В качестве примера он ссылается на Финляндию. Несколько лет тому назад Министерство образования и Государственный спортивный совет этой страны подготовили "План интернационализации спортивной политики и участия финской политической элиты в международной кооперации". Этот план ставил своей задачей повышение значимости международного взаимопонимания и мира, а также образования для кооперации и международной коммуникации в спортивной политике. Однако на практике, подчеркивает K. Heinila, не обнаружилось каких-либо существенных изменений в политике национальной финской спортивной федерации.
Повышающиеся требования в международном спорте влекут за собой повышение роли государства в подготовке атлетов. "Чем больше это происходит, тем больше акцента получают национальные интересы и успех национальных команд в противовес общей благородной цели в спорте" [361, p. 246]. В связи с этим Heinila ссылается на слова, которые высказал Hatfield [355, p. 44] в 1976 г.: "По мере того, как интересы государства начинают преобладать через практику субсидий и спонсорства, повышается их роль в последующих победах или поражениях. Этот порочный круг воспроизводит шовинизм, пожалуй, в большей степени, чем какие-либо другие факторы".
Противоречие между официально провозглашаемыми ценностями - "международное взаимопонимание", "мир", "дружба" и т.п., с одной стороны, и ориентацией соревнующихся стран на свои национальные интересы, их стремлением к достижению успеха в соревновании, с другой стороны, указывает Heinila, делает международный спорт весьма уязвимым для кризисов. "Однако международный спорт, - отмечает он, - не может быть основан исключительно на национальных интересах. Не может он быть направлен на достижение и одного лишь общего блага, не утратив при этом своей остроты и самой фундаментальной идеи спорта - стремления к совершенству" [361, p. 246].
Ценности и цели, определяемые в каких-либо конституционных правилах или объявляемые в политических программах, указывает Heinila, не могут служить основным критерием для оценки роли международного спорта в развитии международного взаимопонимания или непонимания. "Наиболее важным является значение, которое сами люди придают спорту: значение, которое придают соревнованию спортсмены, участвующие в международном спорте, зрители, наблюдающие за соревнованиями на трибунах или по телевидению, и спортивные журналисты при трансляции этих состязаний" [361, p. 246-247].
Завершая указанную статью, Heinila приводит слова из конституции ЮНЕСКО: "Поскольку войны начинаются в умах людей, с умов людей должна строиться и защита мира". "Подобным же образом, - указывает он, - международное взаимопонимание, дружба и взаимное уважение в спорте в значительно большей степени зависят от умов людей и значения, которое они придают международному спорту, нежели считаем мы и такие спортивные организации, как например, МОК" [361, p. 247].
Особый интерес в связи
с обсуждаемой проблемой
При организации исследования,
отмечает Heinila, прежде всего учитывалcя
противоречивый социальный эффект международного
спорта: он может содействовать миру,
дружбе и взаимопониманию между
народами, а может и негативно
воздействовать на международное взаимопонимание,
содействовать национализму, шовинизму
и расизму. Социальный смысл международного
спорта, разумеется, состоит в том,
чтобы содействовать
Излагая результаты проведенного им исследования, Heinila достаточно подробно раскрывает те реальные факты и теоретические предпосылки, которые он учитывал и на которые он опирался при организации исследования. Прежде всего Heinila отмечает существенное расширение сферы международных контактов в области спорта в последние годы. Используя данные, которые приводят Hietanen и Varis [366], он указывает на то, что если до 50-х гг. было только 60 международных спортивных организаций, то уже к концу 70-х гг. их число увеличилось более чем в два раза, и число стран, присоединившихся к международным федерациям в таких наиболее популярных видах спорта, как легкая атлетика и футбол теперь превышает 150. Причем, если первоначально спорт имел значение преимущественно для самих спортсменов, то зрелищный и международный спорт приобретают все большую значимость как источник для массового развлечения публики. Постоянно увеличивается число международных спортивных соревнований, организованных не только для спортсменов, но и для тех, кто поглощает спортивные события в основном через средства массовой информации. Тем самым значительно возрастает роль спорта как средства международной коммуникации.
В связи с возрастающим значением международного спорта он все чаще стал использоваться для реализации различных внешних по отношению к нему интересов. Наиболее трагичными примерами этого, отмечает Heinila, являются нападение арабских террористов на олимпийскую деревню в Мюнхене в 1972 г., приведшее ко множеству жертв спортсменов Израиля, столкновение болельщиков Англии и Италии после футбольного матча на стадионе в Брюсселе в 1985 г., в результате которого погибло 39 человек, а также бойкот Олимпийских игр 1980 и 1984 годов.
Heinila отмечает и все
возрастающую коммерциализацию
спорта, особенно международного. Он
приводит слова, которые
В связи с расширением международного спорта, указывает Heinila, значительно увеличилось число различных партий и сил, связанных с ним и имеющих в нем определенные интересы. К числу таких основных партий и сил он относит: 1. Спортивные: МОК; международные спортивные федерации; Национальные олимпийские комитеты; национальные спортивные федерации; спортсмены; зрители; спортивные средства массовой информации. 2. Политические: ЮНЕСКО; Совет Европы; СССР и США; неприсоединившиеся страны; развивающиеся страны; национальные правительственные организации. 3. Экономические: общий бизнес; индустрия спорта; коммерческие средства массовой информации и развлечения; профессиональный спорт [362, p. 6].
Информация о работе Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения